
Нормальный
вариант.

Вариант со спаркой
37-мм пушек.
Medium Tank T5 Phase I
США
Легкий по массе средний танк
|
масса |
13,5 т |
|
вооружение |
37-мм орудие или 2х37-мм орудия 6 пулеметов |
|
экипаж |
6 чел. |
|
мощность силовой установки |
260 л.с |
|
проект |
1934-1937гг., Rarey, Rock Island Arsenal |
|
выпускался |
1937-1938гг. Rock Island Arsenal 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.

Рис.1 - Medium Tank T4.
В апреле 1934 года капитан Джордж Рери (George H. Rarey) из пехотного управления (Рери работал в экспериментальном управлении, которое размещалось в Форт-Беннинге) предложил вариант, как бы, совмещавший обе точки зрения. Он разработал концепцию среднего колёсно-гусеничного танка, где одновременно использовались и принцип «огневого ежа», и башня кругового вращения. По периметру боевого отделения танка предлагалось разместить спонсоны с пулемётами, а по центру устанавливалась башня с 47-мм пушкой. Водитель при этом находился в отдельной рубке. (Рис.2)

Рис.2 - Концепция среднего колёсно-гусеничного танка капитана Рери, апрель 1934 года.
16 (по другим данным, 19) мая 1936 года Комитет по вооружениям принял решение о запуске программы Medium Tank T5. К этому времени армия определилась в вопросе базы для перспективных танков – колесно-гусеничная конструкция типа Кристи уступала место конструкции типа Vickers-Knox. Новый вариант среднего танка представлял собой симбиоз решения Рери по компоновке и размещению вооружения и шасси типа Light Tank М2А2.
Спецификацию на Medium Tank T5
подготовили в июне 1936 года. Боевая масса 15 коротких тонн (13608 кг), экипаж
из 5 человек вооружение в виде 1 пушки и 6 пулеметов. Толщина брони достигала
25 мм.
Разумеется, шасси Light Tank М2А2 в первозданном виде было «маловато» для среднего танка, поэтому ходовую часть удлинили почти на метр за счет добавления третей тележки опорных катков, таким образом количество опорных катков достигло шести штук. Прочие узлы и агрегаты были использованы практически без изменений - это касалось двигателя Continental R-670–3, коробки передач, ведущих колёс, опорных катков, ленивцев и гусеничных лент. Общая компоновочная схема Light Tank M2А2 сохранилась (силовая установка и система охлаждения размещались в кормовой части корпуса, трансмиссия – в передней), но при этом место водителя оказалось сдвинуто в центр. В результате вал от двигателя в коробку передач шёл у водителя прямо между ног.
Башню для нового танка спроектировал капитана Рери. (Рис.2)


Рис.2 - Разработанная Рери конструкция башни и орудийной установки.
Любопытно, что башня получилась условно необитаемой - наводчик сидел внизу.
16 ноября 1937 года на испытания вышла машина, бывшая, по сути, действовавшим макетом: боевое отделение, башню и вооружение изготовили из дерева. В литературе машина получила редко встречающееся обозначение – Medium Tank T5 Phase I или Medium Tank T5 Stage I. (Рис.3)



Рис.3
- Medium Tank T5 Phase I.
Уже на этой стадии проектирования показано, что танк должен был получить 37-мм противотанковую пушку Барнса, которая в тот момент проектировалась. Известна высота машины – 2642 мм.
Ходовые испытания первого варианта Medium Tank T5 (собственно говоря, его макета) проходили в период с 16 по 29 декабря 1937 года. В его ходе танк преодолел 1131 километр. Данный этап предполагал проверку работы подвески, траков, а также других узлов и агрегатов. В целом испытания прошли успешно, но наблюдалась излишняя нагрузка на трансмиссию – трансмиссия от легкого танка Light Tank M2А2 не выдерживала возросшую почти на 5 тонн нагрузку. Нагрузка на коробку передач увеличилась более чем в полтора раза - при этом перегревались бортовые передачи. Температура доходила до 171 градуса. Танк отправили на переделку на завод изготовитель.
Внесение изменений в конструкцию
продолжалось в период с 30 декабря 1937г. по 6 февраля 1939г. За это время танк
претерпел заметные изменения. Во-первых, переделали трансмиссию, при этом
привлекли ресурс Wisconsin Parts Company. На кожухах бортовых передач появилось
оребрение (рубашка охлаждения) для лучшего охлаждения бортовых передач. Общие
компоновочные решения остались на месте, как и размещение экипажа, но и корпус,
и установка вооружения изменились. В лобовой части корпуса появилась наклонная
бронеплита толщиной 25 мм, защищавшая экипаж от обстрела из всех видов
пулеметных пуль и снарядов калибром до 37-40 мм на дальних дистанциях. Также в бортах корпуса появились большие люки, изменилась
конструкция (форма) моторного отделения. Место водителя стало заметно
выше, появилось сразу три смотровых люка, обеспечивающих в открытом положении
обеспечивавшие хороший обзор. Впереди разместили 2 курсовых пулемета.
Пулеметные установки по бортам переделали, они стали удобнее. Полностью
переделали «необитаемую» башню Рери, сконструировав совершенно новую сварную
двухместную башню. Теперь расчет сидел непосредственно в ней, при этом башня
стала заметно крупнее. Для обзора были установлены смотровые лючки (очередной
вклад Рери). Орудийная установка позволяла делать точную наводку по
горизонтали.
Обновленный Medium Tank T5 Phase I получил
регистрационный номер U.S.A. W-30369. (Рис.4)



Рис.4 - Перестроенный Medium Tank T5 Stage I (Phase I), февраль 1938 года.
Оценочные габариты машины: длина – 5330 мм, ширина – 2590 мм, высота – 2820 мм, клиренс – 431 мм. Вооружение: 37-мм пушка и 6 пулеметов. Поскольку над вооружением продолжалась работа, в башне была установлена макетная (-?) пушка. (Рис.5)


Рис.5 – 37-мм пушка T1.
В верхнем лобовом листе корпуса появились
сразу два курсовых пулемёта. Экипаж 6 чел. В
передней части корпуса по центру располагалось место водителя, командир машины
(который также являлся наводчиком и заряжающим) находился в башне, а в
надстройке корпуса имелись места для четырех пулеметчиков.
С 7 по 9 февраля 1938г. танк прошел 643
километра по проселку, после этого, 16 февраля, его отправили на Абердинский
полигон. В ходе испытаний на Абрердинском полигоне танк прошел 488 километров,
после чего испытания продолжились в Форт-Беннинг. Полигонные испытания
получились короткими - 14 дней. На испытания машина разогналась до 49,6 км/ч.
T5 проходил на одной заправке 200 километров.
На испытаниях улучшение танка
продолжилось. На Абердинском полигоне разработали специальные бронелисты,
выступавшие своеобразными отсекателями огня из кормовых пулеметов. Используя
их, пулеметчики могли направлять пулеметный огонь в слепые зоны в случае, если
вражеская пехота подходила вплотную к корме танка. Эти листы поставили на танк.
(Рис.6)

Рис.6 – Хорошо видны кормовые отсекатели, разработанные
специалистами Абердинского полигона.
Далее на танке изменилось вооружение. Было
решено отработать концепцию спаренной установки 37-мм пушек M2A1. Для этого
была разработана установка T10, орудия прикрыли массивной подвижной
бронировкой. (Рис.7)




Рис.7
- Medium Tank T5 Stage I (Phase I) со спаркой 37-мм пушек.
Указывают, что нижнее фото сделано на маневрах 1939г.
Идея со спаркой пушек M2A1 довольно быстро
была забракована.
Хотя работы по теме Medium Tank T5 не были закончены (например, прорабатывался вопрос установки зенитных пулеметов), 2 июня 1938 года последовало распоряжение Комитета по вооружениям о стандартизации типа Medium Tank Т5 под индексом Medium Tank M2.
Первый опытный образец танка и сейчас находится в Национальном музее пехоты и кавалерии в Форт-Беннинге. (Рис.8)

Рис.8 – Современный вид Medium Tank T5 Stage I.