Medium Tank T3E2//Т3Е3

Medium Tank T3E2//Т3Е3
США
Легкий по массе средний колесно-гусеничный танк
|
масса |
9-10(11,9)/13,6 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 5 пулеметов |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
435 л.с. |
|
проект |
1932-1933гг., American LaFrance |
|
выпускался |
1933-1934гг., American LaFrance 5 шт. опытные |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
Конструкция
танка Christie
M1931 (Рис.1)
приглянулась и кавалеристам, и пехоте.

Рис.1 - Christie M1931.
В повестке дня проглядывался вопрос крупносерийного производства улучшенных вариантов танков Christie M1931. Однако автору М1931 не суждено было пожать плоды своих удачных (более пафосно – гениальных) технических решений. Вроде бы, уже в феврале 1932г. руководство кавалерией решило отказаться от сотрудничества с Кристи по финансовым соображениям – посчитали неприемлемой стоимость танков Combat Car T1 и услуг Кристи. (Рис.2)

Рис.2 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
Надо сказать, что фирма American LaFrance к моменту получения заказа на новый танк не имела никакого опыта в производстве бронетехники. Однако в 1931 году на этом предприятии начался выпуск двигателя модели American LaFrance 300 Series, двигатель V12 объемом 12,36 литров и мощностью 240 лошадиных сил. А одним из требований военных в рамках усовершенствования танка Кристи был вопрос о замене мотора Liberty L-12. Еще одним важным требованием военных к новому пехотному танку на конструктивной базе танка Кристи М1931 (Convertible Medium Tank T3E2) было избавиться от тесноты в отделении управления и боевом отделении, создания двухместной башни. (Рис.3, Рис.4)


Рис.3 – Указывают, что вверху проект модернизации
танка Кристи, выполненный специалистами Департамента Вооружений. Внизу - исходный проект Convertible Medium Tank T3E2.

Рис.4 – Варианты проектов двух- и трехместных башен.
Первый образец танка a la Christie для пехоты - Convertible Medium Tank T3E2 был получен в конце 1933 года. (Рис.5)








Рис.5 – Medium T3E2.
Габариты машины и ее бронирование, очевидно, были соизмеримы с габаритами и бронированием танка Combat Car T4 (длина – 4750 мм, ширина – 2300 мм, высота – 1570 мм, толщина брони не более 9,5 мм). Следовательно, масса танка могла быть в районе 9 т - встречается, что масса Medium T3E2 могла составлять 11,5 т. Как и заказывали военные машина получила двухместную башню, в которую кроме 37-мм пушки умудрились втиснуть еще 4 пулемета – по одному на каждую сторону – вероятно, один из первых случаев воплощении теории «пулеметного ежа» на танках. Над башней по центру возвышалась командирская башенка. Довольно простой получилась носовая часть корпуса, где свободно помещались 2 члена экипажа (один водитель, а второй его помощник). В лобовом элементе корпуса установили курсовой пулемет Browning M1919A4. Слева от пулемета имелся люк для посадки экипажа. В качестве двигателя был выбран авиационный мотор Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. По требованию военных, доступ к двигателю и трансмиссии был улучшен. Доступ к трансмиссии был возможен через съёмные жалюзи в кормовом листе корпуса. Конструкторы American LaFrance сконструировали собственные варианты опорных катков, ленивца и ведущего колеса, траки гусеницы. В трансмиссии использовался шестеренчатый редуктор.
Первые танки вышли на испытания к весне
1934 года. Согласно официальным данным, скорость на гусеничном ходу достигала
56 км/ч, а на колесном - 93 км/ч. Узким местом стали дефекты главной передачи,
в результате танк отправился на переделку. (Рис.6)

Рис.6 – Тест ходовой части.
Вся партия из 5-ти заказанных машин попала в 67-й пехотный полк (или роту?), где находились и М1931 - Medium Tank T3. (Рис.7)

Рис.7 – Т3Е2 в эксплуатации.
В ходе армейских испытаний вскрылись значительные технические проблемы. Например, отмечалось, что в ходе одного из тактических учений пределом скорости, на которой можно было управлять машиной, было 32 км/ч - это при официальных 56 км/ч. В конструкцию Т3Е2 было внесено около шести десятков различных изменений, масса машины, вроде бы, подросла до 12 т (в некоторых источниках указывают 13607 кг). Эти метаморфозы даже повлекли к смене обозначения доработанных машин на Т3Е3. От дальнейшего сотрудничества с American LaFrance военные отказались. В апреле 1934г. по причине технического несовершенства машин Т3Е2 пехотное начальство обратило взор на кавалерийский вариант колесно-гусеничного танка в лице Combat Car T4.
В 1937г. танки типа Т3Е2/Е3 списали из армии. В 1950-е последний экземпляр такой машины из музея при Абердинском полигоне сдали в металлолом. (Рис.8)


Рис.8 - Один из Convertible Medium Tank T3E3 в музее при Абердинском полигоне.