Medium Tank T3E2//Т3Е3

 

 

Medium Tank T3E2//Т3Е3

США

Легкий по массе средний колесно-гусеничный танк

масса

9-10(11,9)/13,6 т

вооружение

37-мм орудие

5 пулеметов

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

435 л.с.

проект

1932-1933гг., American LaFrance

выпускался

1933-1934гг., American LaFrance

5 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Семейство танков Кристи

 

 

     Конструкция танка Christie M1931 (Рис.1) приглянулась и кавалеристам, и пехоте.

 

Рис.1 - Christie M1931.

 

     В повестке дня проглядывался вопрос крупносерийного производства улучшенных вариантов танков Christie M1931. Однако автору М1931 не суждено было пожать плоды своих удачных (более пафосно – гениальных) технических решений. Вроде бы, уже в феврале 1932г. руководство кавалерией решило отказаться от сотрудничества с Кристи по финансовым соображениям – посчитали неприемлемой стоимость танков Combat Car T1 и услуг Кристи. (Рис.2)

 

Рис.2 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.

 

 

     14 октября 1932 года Комитет по вооружениям закончил спецификацию на пехотный Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано 14 компаниям, включая главу US Track Wheel Corporation – У.Кристи. 28 ноября договор о поставке пяти танков на сумму $200 000 был подписан с фирмой American LaFrance Fire Engine Company из Саммервиля, штат Южная Каролина.

     Надо сказать, что фирма American LaFrance к моменту получения заказа на новый танк не имела никакого опыта в производстве бронетехники. Однако в 1931 году на этом предприятии начался выпуск двигателя модели American LaFrance 300 Series, двигатель V12 объемом 12,36 литров и мощностью 240 лошадиных сил. А одним из требований военных в рамках усовершенствования танка Кристи был вопрос о замене мотора Liberty L-12. Еще одним важным требованием военных к новому пехотному танку на конструктивной базе танка Кристи М1931 (Convertible Medium Tank T3E2) было избавиться от тесноты в отделении управления и боевом отделении, создания двухместной башни. (Рис.3, Рис.4)

 

Рис.3 – Указывают, что вверху проект модернизации танка Кристи, выполненный специалистами Департамента Вооружений. Внизу - исходный проект Convertible Medium Tank T3E2.

 

Рис.4 – Варианты проектов двух- и трехместных башен.

 

   Первый образец танка a la Christie для пехоты - Convertible Medium Tank T3E2 был получен в конце 1933 года. (Рис.5)

 

 

 Рис.5 – Medium T3E2.

 

      Габариты машины и ее бронирование, очевидно, были соизмеримы с габаритами и бронированием танка Combat Car T4 (длина – 4750 мм, ширина – 2300 мм, высота – 1570 мм, толщина брони не более 9,5 мм). Следовательно, масса танка могла быть в районе 9 т -   встречается, что масса Medium T3E2 могла составлять 11,5 т.  Как и заказывали военные машина получила двухместную башню, в которую кроме 37-мм пушки умудрились втиснуть еще 4 пулемета – по одному на каждую сторону – вероятно, один из первых случаев воплощении теории «пулеметного ежа» на танках. Над башней по центру возвышалась командирская башенка. Довольно простой получилась носовая часть корпуса, где свободно помещались 2 члена экипажа (один водитель, а второй его помощник). В лобовом элементе корпуса установили курсовой пулемет Browning M1919A4. Слева от пулемета имелся люк для посадки экипажа. В качестве двигателя был выбран авиационный мотор Curtiss D-12 мощностью 435 л.с. По требованию военных, доступ к двигателю и трансмиссии был улучшен. Доступ к трансмиссии был возможен через съёмные жалюзи в кормовом листе корпуса. Конструкторы American LaFrance сконструировали собственные варианты опорных катков, ленивца и ведущего колеса, траки гусеницы. В трансмиссии использовался шестеренчатый редуктор.

    Первые танки вышли на испытания к весне 1934 года. Согласно официальным данным, скорость на гусеничном ходу достигала 56 км/ч, а на колесном - 93 км/ч. Узким местом стали дефекты главной передачи, в результате танк отправился на переделку. (Рис.6)

 

Рис.6 – Тест ходовой части.

 

    Вся партия из 5-ти заказанных машин попала в 67-й пехотный полк (или роту?), где находились и М1931 - Medium Tank T3. (Рис.7)

 

Рис.7 – Т3Е2 в эксплуатации.

 

    В ходе армейских испытаний вскрылись значительные технические проблемы. Например, отмечалось, что в ходе одного из тактических учений пределом скорости, на которой можно было управлять машиной, было 32 км/ч - это при официальных 56 км/ч. В конструкцию Т3Е2 было внесено около шести десятков различных изменений, масса машины, вроде бы, подросла до 12 т (в некоторых источниках указывают 13607 кг). Эти метаморфозы даже повлекли к смене обозначения доработанных машин на Т3Е3. От дальнейшего сотрудничества с American LaFrance военные отказались. В апреле 1934г. по причине технического несовершенства машин Т3Е2 пехотное начальство обратило взор на кавалерийский вариант колесно-гусеничного танка в лице Combat Car T4.

    В 1937г. танки типа Т3Е2/Е3 списали из армии. В 1950-е последний экземпляр такой машины из музея при Абердинском полигоне сдали в металлолом. (Рис.8)

 

 

Рис.8 - Один из Convertible Medium Tank T3E3 в музее при Абердинском полигоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru