Light Tank М2А2/ Light Tank T2E2

 

 

Light Tank М2А2/ Light Tank T2E2

США

Легкий танк

масса

8,66 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

242/264 л.с.

выпускался

1935-1937гг., Rock Island Arsenal

248 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     Практически одновременно с однобашенным вариантом Light Tank M2A1 (Рис.1) на вооружение под обозначением Light Tank M2A2 был принят двухбашенный вариант Light Tank T2E2.

 

Рис.1 - Light Tank M2A1.

 

    Дело в том, что Light Tank M2A1 не пошел в большую серию по причине высокого вала от двигателя к трансмиссии, пересекающего по середине боевое отделение. Эта особенность сильно мешала члену экипажа вести огонь из пулемета при вращении башни. Решение приняли следующее – установить на танке две раздельных башни – собственно, предок Light Tank M2A1 – британский Vickers Mk.E тоже имел двухбашенный вариант. Правда, британцы ставили две пулеметные башни, исходя из тактических представлений (мол, две башни эффективно справятся с задачей «очистки окопов» от живой силы), а американцам пришлось пойти на такой шаг по причине конструктивных особенностей их легкого танка.

     Первый двухбашенный вариант легкого пехотного танка - Light Tank T2E2 - появился уже в 1935г. (Рис.2)

 

 

Рис.2 - Опытный образец Light Tank T2E2 (регистрационный номер U.S.A. W.30114).

На правом фото, возможно, серийный танк.

 

    Башни выполнялись сварными и отличались габаритами и формами. Диаметр погона у левой башни (897 мм) был больше, чем у правой (749 мм). (Рис.3)

 

Рис.3 – Конструкция одноместных башен.

 

    В левой башне находился командир с 12-мм пулеметом Browning M2HB в установке М9. Боезапас для крупнокалиберного пулемета составлял 1670 патронов. В правой, несколько меньшей башне находился стрелок с 7,62-мм пулеметом Browning M1919A3 в установке M12E1. Оба пулеметы снабжались телескопическими прицелами. Для установки двух одноместных башен пришлось заменить крышу подбашенной коробки. Позади башен в крыше корпуса появился антенный порт - танк Light Tank T2E2 имел рацию. Масса машины составила 8660 кг. Габариты: длина – 4140 мм, высота – 2327 мм, ширина - 2390 мм, клиренс – 380 мм. (Рис.4)

 

Рис.4 – Компоновка двухбашенного легкого танка для пехоты.

 

    На испытаниях танк показал хорошие результаты – динамические показатели не ухудшились, а за счёт установки двух башен резко выросла возможность манёвра огнём.

    Light Tank T2E2 был принят на вооружение под обозначением Light Tank M2A2 практически одновременно с однобашенным вариантом Light Tank M2A1. За 1935 год было построено 9 танков с серийными номерами 11–19 и регистрационными номерами U.S.A. W.30110–30119. (Рис.5)

 

Пятый серийный образец Light Tank M2A2. Испытания показали, что такая схема вооружения американской пехоте пришлась по душе.

Рис.5 – Первый и пятый серийные Light Tank M2A2 с регистрационным номером W.30110.

 

   В ходе сравнительных испытаний, проводившихся в войсках, стало очевидно, что схема с двумя одноместными башнями наилучшая - пехота выбрала Light Tank M2A2 для большой серии. В 1936г. американская армия заказала на Рок-Айлендском арсенале 125 штук Light Tank M2A2, серийные номера 20–144, регистрационные номера U.S.A.W-30119-30243. Годом спустя поступил заказ ещё на 104 танка. Выпущенные машины получили серийные номера 145-248 и регистрационные номера U.S.A. W. в интервале от 30244 до 30346. По другим данным, танки, выпущенные в 1937г. получили регистрационные номера U.S.A. W. в интервале от 30120 до 30368. Пишут, что эти машины немного отличались от предыдущих – башни сохранили общую конфигурацию, но теперь собирались из плоских листов, причем не сваривались, а использовались заклепки с рейками; одновременно был упрощен и воздуховод моторного отделения - вместо округлой формы он стал угловатым. Три танка выпуска 1937 года в экспериментальном порядке были оснащены дизельными двигателями Guiberson T-1020. Как и штатный Continental W-670, этот мотор имел воздушное охлаждение. По сравнению с авиационным вариантом A-1020, мощность Guiberson T-1020 была снижена с 340 до 250 лошадиных сил. Оснащённые дизельными моторами танки получили обозначение Light Tank M2A2E1. Войсковая эксплуатация танков с дизельными моторами показала, что в условиях низких температур они плохо заводятся.

    Относительная массовость танков Light Tank M2A2 позволила, наконец, окончательно снять со службы машины М1917. Танки поступали в танковые роты при пехотных дивизиях и танковые роты Национальной гвардии. (Рис.6)

 

 

Рис.6 – Машины M2A2 Light Tank в строю.

 

     Видимо, последней частью, которая сменила танки М1917 на танки M2A2 Light Tank оказалась 11-я танковая рота (пишут также 11-й танковый полк), расквартированная на Гавайях, на о. Оаху - здесь находилась армейская база Шофилд-Баррекс, поддерживающая военно-морскую базу Пёрл-Харбор. (Рис.7)

 

Рис.7 – 11-я танковая рота вместе с новой материальной частью.

 

     Машины типа Light Tank M2A2 стали первыми танками, попавшими Антарктиду. Случилось это в 1939г., когда адмирал Ричард Берд организовал свою третью экспедицию на шестой континент - United States Antarctic Service Expedition. Основной её задачей было создание «Восточной базы», находившейся на острове Стонингтон, в заливе Маргерит, и «Западной базы» (Little America) на леднике Росса. Именно туда и отправились три Light Tank M2A2. Перед отправкой с танков сняли вооружение и часть брони, в Антарктиде танки лишились башен. Как пишут, «из башен сделали уширители для гусеничных лент». В таком виде машины могли сносно передвигаться по рыхлому снегу. Машины активно использовались на обеих базах в качестве тягачей для саней. В один из выездов машина с грузом 2 тонны на санном прицепе смог преодолеть около полусотни километров, двигаясь на 2-й передаче. Обратно танки в США возвращать не стали. До наших дней на острове Стонингтон сохранился один Light Tank M2A2 в виде санного тягача. (Рис.8)

 

Рис.8 – Остов Light Tank M2A2 на острове Стонингтон. На заднем плане виден тягач T3E4 Tracked Light Tractor.

 

     Вплоть до 1942 года машины семейства M2 продолжали нести службу в войсках. С одной стороны, почти все единогласно указывают, что танки этого типа не применялись в боевых действиях. С другой стороны, попадается информация, что единичные экземпляры M2A2 применялись в Бирме, правда, не понятно кем: британцами или японцами, которые могли захватить эти танки на Филиппинах в декабре 1941г. – январе 1942г. (Рис.9)

 

Рис.9 – Похоже, что перед нами Light Tank M2A2, но в странной конфигурации – командирская башенка установлена на правой башне, а не на левой; поменял свое положение и лобовой курсовой пулемет. Можно допустить, что машину производили для страны с правосторонним движением – на Филиппинах как раз принято правостороннее движение. Сей факт косвенно подтверждает, что машины LT M2A2 могли быть в составе американского контингента на Филиппинах перед вторжением японцев. Правда, не исключено, что изображение на данной фотографии перевернута слава-направо.  

 

     До наших дней сохранился, по крайней мере, один образец Light Tank M2A2 (Рис.187)

 

Рис.187 – Современное состояние Light Tank M2A2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru