Light Tank T1E4// Light Tank T1E6

 

 

Light Tank T1E4

Light Tank T1E6

Light Tank T1E4// Light Tank T1E6

США

Легкий по массе пехотный танк

масса

7,8/8,5/9,03 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

110/140/244 л.с.

проект

1932г., Knox

выпускался

1932г., Rock Island Arsenal

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     В 1931 году в США прибыл один экземпляр британского танка Vickers Mk.E в двухбашенном варианте. (Рис.1)

 

Рис.1 – Демонстрационный танк Vickers Mk.E, доставленный в США.

 

    В тот момент Vickers Mk.E славился едва ли не революционной конструкцией ходовой части. Американцы не имели намерения развернуть лицензионное производство машины, их задача была – изучить конструкцию перспективной новинки. Vickers Mk.E был незамедлительно отправлен на Абердинский полигон. (Рис.2)

 

Рис.2 – Британец на Абердинском полигоне, июнь 1931г.

 

      Английский танк оказался на полтонны легче и на четверть быстрее легких танков Cunningham при той же толщине брони, а условия для работы экипажа в нём оказались более комфортными. После испытаний Vickers Mk.E отправился на родину, а американские инженеры из арсенала в Рок-Айленде и фирмы Cunningham сразу же приступили к проектированию собственного танка, взяв за основу схему «виккерса», причем «взяли» эту схему довольно подробно. (Рис.3)

 

Рис.3 – Из патента Гарри Нокса от марта 1934г. на танк и подвеску для него.

 

     Не правда ли, патент Нокса весьма прозрачно копирует конструкцию Vickers Mk.E. (Рис.4)

 

Рис.4 – Боковая проекция британского Vickers Mk.E.

 

     Пишут, что американский ответ «виккерсу» начали строить на базе одного из танков Light Tank T1E1, который с 1931г. хранился в арсенале Рок Айленд, штат Иллинойс. Правда, в результате переделки от материнской машины сохранились только носовая часть корпуса, которая превратилась в корму, двигатель и топливные баки - так что правильнее говорить о постройке новой машины с использованием запчастей от T1E1. Новый танк был получен в марте 1932г. или «к марту 1932г.», его обозначили Light Tank T1E4 (Рис.5).

 

Рис.5 - Light Tank T1E4 на дворе арсенала Rock Island, март 1932 года.

 

    Масса полученной машины оценивается в 8 т, указывают и более определенную величину – 7834 кг. Габаритные размеры: длина – 4600 мм, ширина – 2200 мм, высота – 2000 мм, клиренс – 360 мм. Центральный лобовой лист сделали литым. Бронирование лоб корпуса — 16 мм, борт корпуса — 10 мм, корма корпуса — 10 мм, башня — 16 мм, крыша — 6,4 мм, днище — 6,4 мм. Башня сохранила форму башни предка - танка Light Tank T1Е1, но стала больше по диаметру. В башне помещалась комбинированная орудийная установка T2. В ней была установлена полуавтоматическая пушка M1924 калибра 37 мм с кассетным заряжанием и длинным противовесом. Начальная скорость снаряда составляла 410 м/с. Эта пушка фактически оказалась экспериментальной и на других машинах не появилась. Помимо пушки в установке Т2 находился 7,62-мм пулемет Browning М1919А4. Боекомплект 80 выстрелов и 3000 патронов. Отделение управления оказалось просторным, его обустроили двухместным, добавив в экипаж помощника водителя. (Рис.6)

 

 

Рис.6 - Интерьер отделения управления.

 

    Слева размещался водитель, в отношении его помощника были планы, что он должен был стать радистом, но радиостанции на танке не было. Впоследствии для дополнительного члена экипажа в лобовом элементе установили курсовой пулемёт. Пишут, что в боевом отделении находилось еще 2 члена экипажа – командир и, видимо, наводчик – хотя указывают, что башня являлась одноместной. Двигатель занимал кормовое положение, первоначально на танке стоял 110-сильный мотор. Мотор был отгорожен от обитаемого пространства перегородкой. Трансмиссию в новой машине разместили спереди, посему отделение управления и боевое отделение пересекал вал от мотора к коробке передач. (Рис.7)

 

Рис.7 – На данном фото неплохо просматривается вал от мотора к коробке передач.

 

    Спереди трансмиссию прикрывал массивный литой кожух. Это был первый случай использования крупногабаритного литья на американских танках. Ходовая часть (на один борт) 8 опорных катков малого диаметра, сблокированных в 4 шарнирные тележки с полуэллиптическими листовыми рессорами, при этом соседние тележки взаимодействуют попарно посредством коромысла; 4 поддерживающих ролика; переднее ведущее колесо с натяжным механизмом и заднее направляющее колесо; крупнозвенчатая гусеница, ширина траков 337 мм.

    На испытаниях, проводившихся летом 1932г. танк T1E4 показал скорость 37 км/ч (-?), запас хода 160 км. (Рис.8)

 

 

 Рис.8 – Т1Е4 на полигоне.

 

     Машина могла преодолевать стенки высотой 0,51 м, брод глубиной 0,51 м, ров шириной 1,85 м. Специалисты признали, что двигатель, установленный на машине слабоват для нее. Было решено поставить двигатель Cunningham V8, бензиновый, жидкостного охлаждения, объемом 7,86 л, мощностью 140 л.с.; запас топлива — 189 литров. После переделок боевая масса машины выросла до 8,5 тонн, скорость достигла 32 км/ч. (Рис.9)

 

Рис.9 – Пишут, что это Т1Е4 после замены двигателя, сентябрь 1932г.

 

    В конце 1932г. отважились на установку на танке V12-циллиндрового двигателя объемом 12,36 л производства American LaFrance и Foamite, развивавшего максимальную мощность в 244 лошадиных силы (182 кВт). (Рис.10)

 

Рис.10 - Двигатель American LaFrance 300 Series.

 

     Более мощная силовая установка потребовала переделки моторного отделения. Его общая высота сравнялась с высотой подбашенной коробкой. Нижнюю часть также переделали. По бортам появились большие «уши» воздухозаборников системы охлаждения. Пишут также, что минимальная толщина бронирования увеличилась с 0,25 дюйма (6,4 мм) до 0,375 дюйма (9,5 мм). Обновленному танку присвоили новое название, Light Tank T1E6. (Рис.11)

 

 

Рис.11 – Вариант T1E6.

 

     Визуально T1E6 и Т1Е4 более всего отличались кормовыми частями. (Рис.12)

 

 

 Рис.12 – Слева вариант Т1Е6, справа – Т1Е4.

 

      После переделки масса машины выросла до 9030 (9026) кг, но за счёт более сильного двигателя удельная мощность достигла 26,6 лошадиных сил на тонну (в некоторых источниках указывается 24,5 л.с./т). Однако на испытаниях танк показал всю ту же скорость в 32 км/ч. Испытания Т1Е6 продолжались до 1934 года, но ни к чему не привели.

    На этой машине сотрудничество Департамента Вооружений с фирмой James Cunningham Son & Co завершилось, а в 1936 году компания полностью прекратила свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru