Light Tank M2A1

 

 

Light Tank M2A1

США

Легкий танк

масса

8,618 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

242/264 л.с.

выпускался

1935г., Rock Island Arsenal

10 шт.

(включая опытный, являлся конверсией Light T2Е1)

 

 

Основная статья:Американское танкостроение 1929-1938гг.

Легкая классика и её обновления

 

 

     В 1935г. пехота признала тип Light Tank T2E1 (Рис.1) пригодным для использования в качестве лёгкого танка (последовал заказ на 18 шт.), однако требовались доработки.

 

Рис.1 - Light Tank T2E1.

 

     Одной из претензий к T2E1 была недостаточная обзорность. Разрешая проблему, конструкторам пришлась спроектировать новую, как пишут, двухместную башню. От скосов в её верхней части конструкторы отказались, при этом лобовую часть сделали покатой, установили командирскую башенку. (Рис.2)

 

Рис.2 – Конструкция серийной башни для легкого танка типа Light Tank T2E1.

 

    Несколько изменился и корпус. Переделке подверглась его кормовая часть: согласно требованиям, глушители были убраны из моторного отделения и вынесены наружу. Ещё одним существенным изменением стало появление радиостанции, антенный порт которой был размещён в левом заднем углу крыши корпуса. Изменений в вооружении не произошло. Два пулемёта, калибром 12,7 и 7,62 мм, размещались в комбинированной пулемётной установке Т7, которая с наружной стороны прикрывалась массивным щитком. (Рис.3)

 

Рис.3 - Комбинированная установка T7 с двумя пулеметами.

 

     В обновленном виде машина получила обозначение Light Tank M2A1. (Рис.4)

 

 

Рис.4 - Light Tank M2A1.

 

    Масса прототипа Light Tank M2A1 составила 8618 кг (серийные машины имели массу 8523 кг), при этом бронезащита не изменилась (15,8 мм корпус и башня), возможно, высота танка стала другой, чем у T2E1, но эти данные в литературе не встречаются. В некоторых источниках экипаж танка указывают в 4 чел. Двигатель Continental W670-7.

     9 серийных танков Light Tank M2A1 были выпущены арсеналом Рок-Айленд в 1935г. Из заказанных 18 машин, получили 1 прототип и 9 серийных. Поскольку прототип имел номер 1, серийным машинам были присвоены номера в диапазоне 2–10. Также серийные машины получили регистрационные номера U.S.A. W 30101–30109. Следует отметить, что часть танков Light Tank M2A1 чуть ли не до конца службы эксплуатировалась без башенного вооружения.

   В 1935 году данные танки попали в Форт-Беннинг. Несмотря на стандартизацию, их, в основном использовали в целях войсковых испытаний. (Рис.5)

 

 

 Рис.5 – Танки Light Tank M2A1 в войсковой эксплуатации.

 

     Light Tank M2A1 не пошел в большую серию по причине высокого вала от двигателя к трансмиссии, пересекающего по середине боевое отделение. Эта особенность сильно мешала члену экипажа вести огонь из пулемета при вращении башни. Решение приняли следующее – установить на танке две раздельных башни – собственно, предок Light Tank M2A1 – британский Vickers Mk.E тоже имел двухбашенный вариант. Правда, британцы ставили две пулеметные башни, исходя из тактических представлений (мол, две башни эффективно справятся с задачей «очистки окопов» от живой силы), а американцам пришлось пойти на такой шаг по причине конструктивных особенностей их легкого танка.

    9-го октября 1936 года Пехотным Департаментом были инициированы работы по созданию САУ, способной как оказывать непосредственную огневую поддержку, так и бороться с бронетехникой противника. В качестве шасси выбрали легкий танк М2А1. Первоначально планировали установить на машине 37-мм полуавтоматическую пушку, созданную на базе зенитной артсистемы и имевшей в магазине 5 снарядов, но пехоте хотелось пушку большего калибра. Выбрали 47-мм пушку Browning, которая также использовала 5-зарядный магазин и полуавтоматику. (Рис.6)

 

Рис.6 – Положение 47-мм орудия в САУ на шасси М2А1.

 

    Постройка САУ производилась в мастерских Форт-Беннинг (штат Джорджия). На тот момент переделка больше носила инициативный характер, поскольку армейское командование ещё не полностью определилось, действительно ли войскам нужна специализированная противотанковая САУ.

    В июле 1937г. 47-мм противотанковая САУ на базе М2А1 была готова. (Рис.7)

 

 

Рис.7 - Anti-tank gun of 47 mm assembled on chassis of light tank M2A1.

 

     Ходовые качества самоходки практически не изменились, но огневые тесты показали, что бронепробиваемость 47-мм недостаточна – стандартный бронебойный снаряд на дистанции 728 метров смог пробить вертикальную бронеплиту (в некоторых источниках указывают – под углом 20°) толщиной всего 30 мм. Кроме того, орудие часто заклинивало. С учетом того, что для легких танков уже разрабатывалась 37-мм пушка М3 с бронепробиваемостью порядка 50 мм, дальнейшие работы в данном направлении прекратили.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru