Cunningham Medium Tank Т2

 

 

Вариант с 47м-мм пушкой в башне и 37-мм пушкой в корпусе.

Вариант с 47-мм пушкой в башне и пулеметом в корпусе.

Cunningham Medium Tank Т2

США

Средний танк

масса

14,2 т

вооружение

 

47-мм орудие

37-мм орудие

1-2 пулемета

или

47-мм орудие

2 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

338/318 л.с.

проект

1929г., Knox, Cunningham

выпускался

1930г., Cunningham

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Многоликий средний, часть 1

 

 

В марте 1926г. Департамент вооружений запустил программу разработки нового среднего танка (Medium Tank M1924), который первоначально мыслился уменьшенным вариантом (массой до 15 т) танка Medium Tank Т1. В качестве разработчика новой машины выступал арсенал Рок-Айленд. Впрочем, уже осенью (1 сентября) 1926 года наработки по перспективному среднему танку отправились в Форт-Мид, штат Мэриленд, где находилось Танковое бюро. После смены места разработки концепция машины претерпела существенные метаморфозы. Говорят, еще 15 сентября 1926г. было принято решение о перекомпоновке 15-тонного среднего танка на британский манер – силовая установка спереди, далее отделение управления и боевое отделение. Практические шаги по теме начались только в 1929г., когда она попала к Ноксу. Нокс, разумеется, взял за основу конструкцию своих легких танков Т1 с «британской» компоновочной схемой. Обновленный вариант получил индекс Medium Tank T2. Если легкие танки Нокса имели довольно общее сходство с компоновкой британских средних танков Vickers Medium Mk I-II, то Medium Tank T2 повторял конструкцию британцев в деталях. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 – Компоновка британского танка Vickers Medium.

 

Рис.2 – Проект Medium Tank T2.

 

В носовой части корпуса размещалась силовая установка, в этом качестве использовался авиационный 12-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Liberty L-12, дефорсированный с 400 до 338 л.с. (пишут, что он был специально дефорсирован до 318 л.с.). Двигатель позволял добиться высокой удельной мощности – 22,4 л.с. на тонну – масса машины 14,1 или 14,2 тонны. Двигатель устанавливался со смещением вправо, слева от него располагалось место водителя. Чтобы улучшить условия обитания этого члена экипажа была введена коробчатая надстройка с тремя люками, открывавшимися вверх на петлях: передним со смотровой щелью и двумя бортовыми. В лобовом листе корпуса, справа от водителя, находилась шаровая установка с 37-мм полуавтоматической пушкой (орудие стреляло 1,91-фунтовыми снарядами с начальной скоростью 777 м/с) и спаренным 7,62-мм пулеметом (боекомплект 4500 патронов). В моторном отсеке устанавливалась система смазки и охлаждения, а выхлопная труба была выведена на правый борт. Топливные баки вынесли вне корпуса и разместили в бортовых коробах. В то же время, для удобства обслуживания, воздушные фильтры установили в боевом отделении. За перегородкой, в кормовой части корпуса, находилось боевое и трансмиссионное отделения, которые выполнили совмещенными. Для посадки и высадки из танка предназначалась всего одна широкая двухстворчатая дверь в вертикальном кормовом бронелисте корпуса. (Рис.3)

 

Рис.3 – Вид на кормовой элемент танка с двустворчатой дверью.

 

Благодаря большому внутреннему объёму, компоновка рабочих мест остальных членов экипажа (командира/наводчика, заряжающего и второго наводчика) оказалась достаточно просторной. (Рис.4)

 

Рис.4 - Интерьер Medium Tank T2.

 

     В башне цилиндрической формы, установленной на крыше боевого отделения, монтировалась установка из, скорее всего, 47-мм орудия Browning и 12,7-мм пулемета Browning M2HB (- насчет крупнокалиберного пулемета в башне – спорно). Можно встретить, что пушка имела питание от 5-зарядных обойм. На дистанции 732 метра бронебойный снаряд орудия пробивал плиту толщиной 32 мм. Боекомплект 75 снарядов, 2000 патронов для 12,7-мм пулемета. На крыше башни находилась командирская башенка с одностворчатым люком.

Бронирование танка Т2 было дифференцированным. Башня – 22 мм, лобовая броня – 19 мм. Борт и корма корпуса – 6,4 мм, крыша и днище – 3,35 мм.

Ходовая часть Medium Т2 на один борт имела 12 опорных катков, собранных в 6 тележек с подвеской на пружинных рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеничная лента состояла из 80 металлических траков шириной 381 мм. Открытые элементы подвески защищались фальшбортом с откидными секциями на петлях.

Опытный образец Medium Т2 изготовили в конце декабря 1930 года. (Рис.5)

 

Рис.5 – Первоначальный вид Medium Tank T2, два нижних снимка сделаны на Абердинском полигоне, январь 1931 года.

 

Масса машины 14,1 или 14,2 тонны при габаритах: длина - 2760 мм, ширина – 2440 мм, высота – 2500 мм, клиренс – 400 мм. Экипаж 4 чел. - командир/наводчик, заряжающий, второй наводчик, водитель. Из дополнительного оборудования стоит отметить наличие в танке гироскопического компаса.

Готовая машина была немедленно направлена на испытания на Абердинский полигон. В ходе тестов танк развил максимальную скорость в 25 миль/час (40 км/ч) при движении по дорогам с твердым покрытием. При запасе топлива 94 галлона (356 литров), дальность хода составила 145 км. Машина могла преодолевать угол наклона в 35°. Из недостатков отметили, что длинная носовая часть мешает обзору водителя, имели место проблемы с ходовой частью. Пришлось ограничить максимальную скорость 20 милями/час (32 км/ч), поскольку на более высокой скорости начиналось быстрое разрушение ходовой. Возникли проблемы и с вооружением. 47-мм автоматическая пушка оказалась неуравновешенной, поэтому в мае 1931 года перед орудийной маской поставили противовесы. Примерно в это же время в лобовом элементе заменили орудийную установку с длинноствольной 37-мм пушкой на установку с короткоствольной 37-мм пушкой M1916. Однако летом того же года пушку заменил 7,62-мм пулемет. Наводчик башенного орудия получил сиденье. Также увеличили количество внешних топливных баков до двух с левого борта. (Рис.6)

 

Рис.6 – Весна-лето 1931г., испытания и изменения Medium Tank T2.

Ящик по правому борту предназначался для радиостанции.

 

В принципе, Управление вооружений (Ordnance Department) осталось довольно изделием и после первого цикла испытаний отправило танк на доработку. В январе 1932 года танк повторно передали на Абердинский полигон. Пишут, что на машине были установлены новые гусеничные траки (по типу британских, ставившихся на Vickers Medium Mk I-II) и появилась турель для зенитного пулемета (на доступных фото зенитной турели, увы, не видно). С танка сняли пушечное вооружение. (Рис.7)

 

 

Как видим, по факту, танк не получил пулемет вместо 37-мм орудия.

Рис.7 - Medium Tank T2 в январе 1932г.

 

Вскоре выяснилось, что проблемы с ходовой частью устранить не удалось. Требовалось доработать и механизмы поворота. Тем не менее, Medium Tank T2 считался фаворитом Управления вооружений. В апреле 1932г. Medium Tank T2 отправили в Форт-Беннинг, место расположения 2-ой танковой роты (в октябре 1932 года ее переформировали в 67-ю пехотную роту). С танком ознакомились американские конгрессмены, от которых зависел выбор перспективной танковой техники, но их решение оказалось не в пользу Medium Tank T2. Более того, в США вовсе отказались от развития и строительства танков массой более 12 тонн. (Рис.8)

 

Рис.8 – Во время эксплуатации в Форт-Беннинг. Позади виден один из Convertible Medium Tank T3.

В 1932 году в Форт-Беннинг оказались три Convertible Medium Tank T3, а также Medium Tank T1E1.

 

Пишут, что Medium Tank T2 эксплуатировался в Форт-Беннинге до конца 1930-х годов, после чего танк отправили на Абердинский полигон, где до недавнего времени он находился в экспозиции Музея Вооружений. В настоящее время танк ржавеет в Аннистоне, штат Алабама. (Рис.9)

 

Рис.9 – Современное состояние Medium Tank T2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru