Combat Car T5
&
Light
Tank T2

США
Легкий танк
|
масса |
5,7 т |
|
вооружение |
2 пулемета |
|
экипаж |
4 чел. |
|
мощность силовой установки |
264 л.с. |
|
проект |
1933г., Knox |
|
выпускался |
1934г., Rock Island Arsenal 1 шт. опытный |

Light Tank T2
США
Легкий по массе пехотный танк
|
масса |
5,763 т |
|
вооружение |
3 пулемета |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
264 л.с. |
|
проект |
1933г., Knox |
|
выпускался |
1934г., Rock Island Arsenal 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
Легкая классика и
её обновления

Рис.1 - Light Tank T1E4.

Рис.2 - Harry Austin Knox, 1875-1957гг. Инженер-автомобилестроитель.
Танк получил относительно просторный корпус в носовой части, где теперь представлялось возможным обустроить место для члена экипажа, который бы вел огонь из курсового пулемета. Интересной казалась ходовая часть танка. Правда, масса в 8 т представлялась избыточной для легкого танка, поэтому весной 1933г. масса танка легкого типа была ограничена 7,5 короткими тоннами (6804 кг) - циркуляр военного министра (Secretary of War); 4 марта 1933г. новый президент Ф.Д. Рузвельт назначил на эту должность Джорджа Дерна (Рис.3).

Рис.3 – George
Henry Dern, 1872-1936гг.
Рузвельт поставил
перед Дерном задачу реформирования армии.
3 июня
1933 года была подготовлена новая спецификация, направленная на утверждение
Комитету по Вооружениям 10 июля. Согласно ей, боевая масса нового танка
предполагалась 6350 кг (14 000 фунтов). Оговаривалось, что машина должна
развивать скорость 48 км/ч (30 миль в час) и иметь дальность действия 160 км (100
миль), её вооружение должно было состоять из одного 12,7-мм и двух 7,62-мм
пулемётов, а броня должна была защищать от пуль винтовочного калибра. 9 августа
спецификацию утвердили, но массу подняли до 6804 кг. (Рис.4)

Рис.4 – Некоторые
специалисты считают, что на данном эскизе прорисован первый вариант легкого
танка по новой спецификации.
Пишут, что первоначально интерес к теме проявила кавалерия, но вскоре присоединилась и пехота. В октябре 1933г. кавалерийская и пехотная спецификации немного разошлись – кавалеристы захотели, чтобы на их машине пулеметное вооружение устанавливалось в двух раздельных башнях. Арсенал Rock Island получил заказ на изготовление двух образцов танков по данным спецификациям: Combat Car T5 для кавалерии и Light Tank T2 для пехоты. Однако, судя по фотодокументам, похоже, что эта трактовка событий требует уточнения. К 13 апреля 1934г. на Абердинский полигон действительно поступили два варианта легкого танка по новой спецификации, один Combat Car T5, а другой на фото подписан “Combat Car T2”. Как следует из их обозначения “Combat Car”, обе машины разрабатывались в интересах кавалерии – причем обозначение Combat Car T2 присваивалась и другому – колесно-гусеничному танку, официально считавшемуся бронемашиной. (Рис.5, Рис.6)


На снимке указана дата 03.04.1934г.



На снимке указана дата 23.05.1934г.
Вариант
Combat
Car
T5 определенно имел две
одноместных цилиндрических башни, причем можно узнать, что выполнены они были
без крыши – с открытом верхом, который на марше закрывался тентом; было сделано
это намеренно, или вышло случайно – неизвестно, но примем, что башни получились
отрытыми сверху по «техническим причинам», а в принципе они должны были иметь
крышу. Вариант “Combat Car T2”, который ныне трактуется как Light Tank T2 – получил одну одноместную башню оригинального дизайна и, судя по значительному
выступу в лобовой части башни, кажется, что башня создавалась под возможность
установки 37-мм орудия. Помимо этого, танки отличались ходовой частью. Light Tank T2 (“Combat Car T2”) унаследовал ходовую часть от Light Tank T1E4 почти
буквально (два поддерживающих ролика вместо четырех). Combat
Car T5 имел оригинальную ходовую часть, разработанную на этот раз Ноксом
самостоятельно – кстати, элементы этой ходовой прорисованы на раннем эскизе
легкого танка по новой спецификации. На один борт четыре
опорных катка среднего диаметра блокировались попарно в две тележки. Узел подвески представлял собой тележку, в которую
блокировали два опорных катка диаметром 508 мм. Каждая тележка в качестве
амортизирующего элемента имела пружину. Подвеска имела не только большой
ход, но и обеспечивала каткам большую свободу. В результате обеспечивалась
свобода если не полностью независимой подвески, то близко к тому. Задняя
тележка одновременно служила основанием для крепления ленивца. Подвеска получила обозначение Vertical volute spring suspension
(VVSS). Эта система имела гораздо меньшие габариты, не менее важным
преимуществом была простота ее установки, а также компактность и,
соответственно, малая масса. (Рис.7)

Рис.7
– Из патента Г. Нокса на подвеску Vertical volute spring suspension (VVSS).
Оба прототипа имели корпус почти аналогичный танку Light Tank T1E4 (в носовой части корпуса могли размещаться два члена экипажа). Корпуса были клепанными, но за счет того, что американцы применяли заклёпки с плоскими головки, на изображении кажется, что корпуса были сварными. На машинах ставился авиационный 7-цилиндровый радиальный воздушного охлаждения двигатель Continental R-670. При объеме 10,95 литров он развивал мощность 264 лошадиные силы. (Рис.8)

Рис.8 – Одна из модификаций Continental R-670 – Continental W-670-9A, фото дает представление о конструкции радиальных авиационных двигателей данного типа.
Трансмиссия находилась в носу корпуса. В
трансмиссионной схеме использовался управляемый дифференциал типа Cletrac.
Известна масса танка Light Tank T2 - 12705 фунтов (5763 кг) и его габариты: длина – 4077 мм, ширина - 2390 мм, высота – 2360 или 2057 мм (высота корпуса без башни 1,5 м), клиренс – 380 мм. Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, борт корпуса — 13 мм, корма корпуса — 6,4 мм, крыша и днище корпуса — 6,4 мм, башня — 16 мм, крыша башни — 6,4 мм.
В отношении Combat
Car T5 упоминается, что масса пустого танка составила 5420 кг, а с
топливом и механиком-водителем - 5706 кг. Прочие габариты Combat Car T5 мне не встречались. Максимальная
толщина бронирования 16 мм.
Машины, вероятно, имели разный по количеству экипаж. Combat Car T5 – 4 чел.: командир (он же стрелок из 12-мм пулемета), стрелок второй башни, водитель, помощник водителя. В Light Tank T2 могли разместиться 3 чел.: командир (он же стрелок), водитель и помощник водителя (в перспективе стрелок из курсового пулемета). Прототипы не имели вооружения, но по спецификации их планировалось вооружать крупнокалиберным пулеметом Browning M2HB и пулеметом винтовочного калибра Browning M1919.
Во время первых ходовых испытаний стали очевидны динамические преимущества конструкции ходовой части Combat Car T5. Имея выдающуюся удельную мощность 46,3 л.с./т, Combat Car T5 развил максимальную скорость 68,8 км/ч, а Light Tank T2 - 43,4 км/ч. В отношении преодолеваемых препятствий показатели были одинаковыми: угол подъёма 60°, высота стенки 0,61 м, глубина брода 1,1 м, ширина рва 1,2м. Претензии к машинам были одинаковыми. Плавность хода признавалась недостаточной, особенно на бездорожье, не совсем удачной посчитали конструкцию траков. Короткий корпус в сочетании с мощным двигателем стал причиной заносов на высоких скоростях. Высокое расположение центра двигателя привело к тому, что вал от него к трансмиссии находился на большой высоте - расположенный посреди боевого отделения кожух карданного вала, идущего от двигателя к трансмиссии, выглядел большим неудобством – особенно актуально для однобашенного Light Tank T2. (Рис.9)

Рис.9 – Положение ног члена экипажа, который назначен вести огонь из основного вооружения танка.
Однако.
Внутри танки оказались очень шумными, что мешало переговорам команды. Обзорность была признана хорошей, но при этом рекомендовалось установить боковые зеркала. Спустя 115 километров (по другим данным, через 107 км), пройденных по заводскому двору и на ходовых испытаниях, на танке Light Tank T2 были обнаружены неисправности, и танк был отправлен обратно в арсенал Rock Island. (Рис.10)


Рис.10
- Light Tank T2 (“Combat
Car T2”) на полигоне, 18.04.1934г.
Однако в целом конструкцию танков признали удачной.
Список недостатков, отмеченных на испытаниях, решили сократить путем
модернизации. В результате уже в том же 1934г. появился вариант Light Tank T2Е1 (ему
отведена отдельная статья), а Combat
Car
T5, имевший поистине выдающиеся динамические
характеристики, ожидаемо привлек внимание кавалерии.
В
мае 1934г. танк Combat Car T5, наряду с Combat
Car
T4, принял участие в
больших маневрах американской кавалерии, проходивших в Форт-Райли, штат Канзас.
(Рис.11)



Рис.11 – На маневрах в Форт-Райли, май 1934г.
Испытания
в Форт-Райли оказались для Combat Car T5
неоднозначными. Генерал Гай Генри, который короткое время командовал
американской кавалерией, а весной 1934 года стал начальником Форт-Райли,
выступал против данного танка. Кавалеристам не понравилась двухбашенная
компоновка. Машина получилась довольно тесной, на бездорожье ее сильно болтало
- ведение огня на ходу было практически невозможным. Кроме того, на испытаниях
неоднократно происходил сброс гусеничных лент. (Рис.12)

Интересно, что на маневрах
присутствовал немецкий представитель, Гейнц Бах. Он также назвал Combat Car T5 неудачной
конструкцией.
Другого мнения о машине
оказались представители командования американской пехоты, которые также почтили
своим присутствием маневры в Форт-Райли. Пехотинцев впечатлили динамические
возможности танка и вызвала интерес двухбашенная компоновка. В августе 1934г. Combat Car T5 тестировался пехотой в Форт-Беннинге.
Пишут,
что ходовые испытания Combat Car T5 продолжались до марта 1935 года, пока не последовала команда на
переделку машины. Переделку, как будто, инициировал Департамент вооружений. На
танк взамен башен установили большую рубку со смотровой башенкой и пулеметами
по периметру, как на колесно-гусеничной машине Combat Car T4E2 - два пулемета
(из них один крупнокалиберный) в лобовой части рубки, по одному слева и справа,
полюс один сзади. Кроме того, машина получила резинометаллические гусеницы
Нокса. Combat Car T5 с рубкой получил
обозначение Combat Car T5Е1 (Рис.13) – для
этой машины отведена отдельная статья.

Рис.13 - Combat Car T5Е1.
Чуть позже была создана другая конструкция, получившая обозначение Combat Car T5E2 (Рис.14).

Рис.14 - Combat Car T5E2.
Была несколько изменена конструкция корпуса в районе моторного отделения. Главным отличием от предыдущего варианта оказалась двухместная башня – пишут, башню взяли с Combat Car T4E1. В дополнение к двум основным пулемётам в башне имелся зенитный Browning M1919 на вертлюге. С 14 по 17 ноября 1934г. командир опытного танка Combat Car T5E2 капитан К. Никсон и его напарник Джозеф Проске преодолели 1450 км, разделявших Рок Айленд и Вашингтон, показав среднюю скорость 48 км/ч. Максимальная скорость этого танка составляла почти 45 миль в час (72 км/ч). В 1935 году танк был принят на вооружение как Combat Car M1 – подробно разбирается в отдельной статье.
В 1936 году на опытный образец Combat Car T5 впервые в американском танкостроении установили дизельный двигатель – танк получил индекс Combat Car T5Е3.
Мотор Continental W-670-7 имел значительный расход топлива. В качестве альтернативы обратили внимание на дизельный авиационный 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Guiberson A-1020 (1020 означал объем - 1021 кубический дюйм, или 16,73 литра), развивавший мощность 310 лошадиных сил. Для танковых нужд в 1936 году разработали дефорсированный вариант мотора, Guiberson T-1020-4. Он развивал максимальную мощность 250 л.с. и эксплуатационную мощность 220 л.с. (Рис.15)
Рис.15 – Дизельный мотор Guiberson T-1020-4 с пусковым устройством Коффмана.
В 1937 году опытный Combat Car T5 был вновь переделан – на машине решили «обкатать» новый тип ходовой части. Вместо пружинной подвески использовали резиновый торсион. (Рис.16)


Рис.16 – Вид на блокированную резиновую торсионную подвеску и патент на нее Г. Нокса.
Одновременно на машине были установлены увеличенные цельнометаллические ленивцы. Их опустили на землю, в результате длина опорной поверхности гусениц выросла с 2200 до 2970 мм. Ленивцы крепились на длинном рычаге, который получил подвеску в виде буферной пружины. Также на этой машине был испытан 150-сильный 5-цилиндровый дизельный двигатель Guiberson T-570–1. Испытания переделанной машины, получившей обозначение Combat Car T5E4, стартовали в начале 1938 года на Абердинском полигоне, позже продолжились в Форт-Ноксе до начала 1939г. (Рис.17)

Рис.17 – Combat Car T5E4.
Заметно, что машина лишилась башни, по сути, это экспериментальное шасси.
Резиновая торсионная подвеска показала себя в целом неплохо, но её ресурс оказался низким. Решение с увеличенным в диаметре ленивцем, опущенным на землю, оказалось полезным и имело развитие.
Машины на базе Combat Car Т5.
Ещё в 1933 году, когда только начиналась разработка Combat Car T5, на базе этого танка параллельно создавался лёгкий артиллерийский тягач. От танка в нём использовалась ходовая часть, а двигатель поставили другой - Hercules WXTB, развивавший мощность 95 л.с., при этом масса машины составляла всего 3,5 т. Планировалось, что на борту тягача должно размещаться 6 человек орудийного расчета и водитель. Машина получила индекс T3 Tracked Light Tractor.
Первый образец появился в октябре 1934г., имел регистрационный номер W.9115. (Рис.18)

Рис.18 - T3 Tracked Light Tractor на испытаниях.
Позже на испытания вышел обновленный вариант трактора, T3E1, регистрационный номер W.9116. Машину слегка переделали - конструкторы сократили число пассажирских мест до трёх. Двое из них сидели на задних брызговиках, третий располагался на уменьшенном левом топливном баке. На обновлённый тягач был установлен другой двигатель, Hercules WXRT, мощностью 106 л.с., а также новая коробка передач. T3E1 Tracked Light Tractor развивал скорость до 56 км/ч. В 1937 году T3E1 Tracked Light Tractor передали Береговой обороне.
Затем появилась машина с двигателем Hercules WXC-2 мощностью 100 лошадей, сиденья расчета убрали. T3E2 Tracked Light Tractor развил скорость 48 км/ч. Машина, получившая индекс T3E3 Tractor, имела двигатель от T3E2 Tracked Light Tractor, закрытую от внешнего воздействия электрику, а также съёмный мягкий верх для водителя.
В июле 1937 года на испытания вышла финальная версия машины. Переработанной версии тягача присвоили индекс T3E4 Tracked Light Tractor (Рис.19), до её стандарта были доведены и все ранее выпущенные машины - всего их построили шесть штук.

Рис.19 - Первый T3E4 Tracked Light Tractor.

Рис.20 - T3E4 Tracked Light Tractor в Антарктике, Восточная база, остров Стонингтон, 1940 год.
