Combat Car T4

 

 

Combat Car T4

США

Легкий по массе кавалерийский колесно-гусеничный танк

масса

7,911/8,6 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

264 л.с.

проект

1932г., Gladeon Marcus Barnes

выпускался

1933г., Rock Island Arsenal

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Семейство танков Кристи

 

 

     Конструкция танка Christie M1931 (Рис.1) приглянулась и кавалеристам, и пехоте.

 

Рис.1 - Christie M1931.

 

     В повестке дня проглядывался вопрос крупносерийного производства улучшенных вариантов танков Christie M1931. Однако автору М1931 не суждено было пожать плоды своих удачных (более пафосно – гениальных) технических решений. Вроде бы, уже в феврале 1932г. руководство кавалерией решило отказаться от сотрудничества с Кристи по финансовым соображениям – посчитали неприемлемой стоимость танков Combat Car T1 и услуг Кристи. (Рис.2)

 

Рис.2 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.

 

     На конференции, состоявшейся в феврале 1932 года, были сформулированы тактико-технические требования для улучшенного кавалерийского танка. Для него был указан предел боевой массы в 9 коротких тонн (8163 кг), максимальная скорость на колёсах должна была составить 64 км/ч, а на гусеницах 35,2 км/ч. Экипаж увеличивался до четырёх человек. В качестве вооружения предполагалось использовать спарку двух пулемётов (калибром 12,7 и 7,62 мм) в башне, плюс курсовой пулемёт в корпусе. Вскоре массу танка было решено снизить до 8,5 коротких тонн (7710 кг), а скорость на гусеницах поднять до 48 км/ч.

     Новая машина для кавалерии получила обозначение Combat Car T4. За разработку машины взялся начальник Абердинского полигона майор Гладеон Барнс (Gladeon Marcus Barnes) (Рис.2) и Джозеф Колби.

 

Рис.2 - Гладеон Маркус Барнс (Gladeon Marcus Barnes), 1887-1961гг., фото 1940-х годов, на фото Барнс в звании генерал-майора армии США.

 

    Барнс, имея степень бакалавра гражданского строительства, во время Первой мировой войны отвечал за разработку береговой и железнодорожной артиллерии. После того, как Джон Уолтер Кристи остался не у дел, Барнс стал главным конкурентом Гарри Нокса (Harry Austin Knox) и майора Джона Крисмеса (John K. Christmas), которые фактически монополизировали разработку американской гусеничной бронетехники. В 1936-1937гг. (возможно, с 1937г.) Барнс на базе немецкой противотанковой пушки 3.7 cm Pak. (говорят, он видел это орудие в действии в Испании) разработал свой вариант противотанкового орудия, в том числе в танковой версии. Считается, что противотанковая пушка Барнса была самой мощной в классе 37-мм орудий.

     Барнс значительно доработал подвеску Кристи, убрав один из существенных недостатков – высоко торчащие свечи. Он установил их под наклоном, одновременно переделав балансиры, что позволило снизить высоту корпуса. За счёт уменьшения объёмов, занимаемых подвеской, корпус получил рациональные углы наклона верхних бортовых листов. (Рис.3)

 

Рис.3 - Запатентованная Гладеоном Барнсом модернизированная подвеска по типу Кристи, 1935г.

 

    Ходовая часть также была изменена. Опорные катки, ленивцы и ведущие колёса были сконструированы заново, иную конструкцию имели и траки. Одной из особенностей машины стала возможность поджимать одну, либо две оси на колесном ходу. Таким образом снижался контакт с поверхностью, при езде по шоссе. На колесном ходу привод осуществлялся на последнюю пару опорных катков, теперь необходимость каждый раз ставить цепи исчезла. Укладка гусеничных лент при движении на колёсах была выполнена довольно оригинально: половина ленты крепилась на надгусеничной полке, а вторая половина – под ней, причём концы ленты покоились на ведущем колесе и ленивце. (Рис.4)

 

Рис.4 – Общий вид Combat Car T4.

 

    Вместо большого авиационного мотора водяного охлаждения машина получила радиальный 11-литровый (10,97 л) авиационный мотор воздушного охлаждения Continental R670, который развивал мощность в 264 лошадиные силы при 2400 об/мин (по другой версии, машина все же получила двигатель Continental, 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 168 л.с.) и был значительно легче и компактнее, чем Liberty L-12. С мотором в достаточно компактную конструкцию была сблокирована трансмиссия – объединены в силовой блок. За счёт меньшей высоты конструкторам удалось сделать крышу моторно-трансмиссионного отделения покатой, тем самым выиграв в массе. (Рис.5)

 

Рис.5 - Объединённые в один блок двигатель и трансмиссия танка Combat Car T4.

Судя по данному снимку, на машине ставился радиальный мотор.

 

     Машина строилась на одном из военных арсеналов, возможно, на Рок-Айлендском арсенале (правда, в некоторых источниках указывают, что танк строился на фирме Cunningham) и была готова к августу 1933г. (Рис.6)

 

На этом снимке видно, как второй опорный каток приподнят вверх.

Рис.6 – Вверху Combat Car T4 на Абердинском полигоне, 12 августа 1933 года.

Внизу Combat Car T4 с вооружением.

 

    Масса машины составила 8,5 или 8,6 т – по другим данным, 7011 кг. Габариты: длина – 4750 мм (4,9 м), ширина – 2300 мм (2,33 м), высота – 1570 мм (по другим сведениям, 2 м). Бронирование: по периметру корпуса была одинакова и составляла 9,5 мм, толщина брони крыши и днища – 6,4 мм. Вооружение было представлено одним 7,62-мм пулеметом Browning М1919А4 и одним пулемётом Browning M2HB калибра 12,7 мм в башне, в лобовом элементе заметно место для пулеметной установки, но самого пулемета на фото не просматривается. Некоторые сообщают, что первоначально в башне планировалась установка пушки калибра 37 мм. Пишут, что экипаж боевой машины насчитывал 3 чел.

    По одним авторам, испытания Combat Car T4 начались на Абердинском полигоне с августа 1933г., по другим – с ноября того года. Машина показала выдающие характеристики по скорости при удельной мощности 33,4 л.с./т - максимальная скорость на колесах достигала 79 км/ч или 84 км/ч, на гусеницах до 48 км/ч или даже до 55,4 км/ч. Запас хода по шоссе 140 км.        

    В марте 1934г. машину испытывали в Форт-Нокс. (Рис.7)

 

 

 

Рис.7 - Combat Car T4 на испытаниях 1934 года.

 

    26 марта 1934г. с подачи полковника Эдны Чаффи (Рис.8) и подполковника Джорджа Паттона новый командующий кавалерии генерал-лейтенант Леон Кромер (Рис.9) инициировал проведение больших маневров кавалерии в Форт-Райли, штат Канзас, которые начались в мае того года (закончились, как будто, 17 мая).

 

Рис.8 – Эдна Романса Чаффи (Чеффи) Младший (Adna Romanza Chaffee, Jr), 1884-1941гг.

Стоит в одном ряду с Дж. С. Паттоном, как отец американских бронетанковых войск.

В 1938 году принял командование над реорганизованной 7-й кавалерийской бригадой — единственной на тот момент бронетанковой частью американской армии.

 

Рис.9 – Леон Бенджамин Кромер, Leon Kromer, 1876-1966гг.

 

   В маневрах принимали участие прототипы перспективных танков для кавалерии, одним из них был Combat Car T4. (Рис.10)

 

Рис.10 – На маневрах в Канзасе.

 

   Военным, в первую очередь, кавалеристам танк понравился. 7 июня 1934 года Комитет по Вооружениям (OCM) в целом одобрил конструкцию танка. Пишут даже, что предлагалось шасси Combat Car T4 сделать стандартным для всех типов боевых машин. Был разговор о том, что следует изготовить партию из 28 танков Combat Car T4. Вместе с тем, имелись и существенные проблемы. Башня с диаметром погона 1118 мм оказалась тесной. Комитет потребовал её переделать, увеличив диаметр погона до 1420 мм. В рамках развития конструкции предлагалось поставить более мощный мотор Wright Whirlwind, также гидротрансформатор. Еще одним требованием стала установка радиостанции, причем предлагалось ее разместить в районе моторной перегородки. Требовалось также улучшить конструкцию трака. Высказанные замечания привели к разработке новой модели машины Combat Car T4Е1.

    В 1934г. танками типа Combat Cat T4 заинтересовалась и пехота. В апреле 1934 года для представителей пехотного командования была проведена демонстрация Combat Car T4. Танк понравился. Было принято решение о проектировании пехотного танка на базе Combat Car T4 с усиленной бронёй. Вариант для пехоты получил обозначение Convertible Medium Tank T4.

     Вероятно, на базе конструкции Combat Car T4 в начале 1940-х пытались проектировать противотанковую САУ. В 1941г. американцы задумались о создании высокомобильной 37-мм противотанковой САУ. Теме присвоили индекс Gun Motor Carriage T42. Встречается три варианта GMC T42. На одном из чертежей, переданном на рассмотрение армейской комиссии, изображено шасси с ходовой типа Кристи (4 больших опорных катка с индивидуальной свечной подвеской каждый), а вот корпус машины больше напоминает корпус танка Combat Car T4, разработанного Барнсом. (Рис.11)

 

Рис.11 – Ранний вариант САУ по теме Т42.

 

   Шасси не имеет башни – на ее месте прорисовано орудие на специальном лафете, орудие могло наводится по горизонту на 15 градусов от центральной оси машины в каждую сторону. Вероятно, экипаж такой САУ мог состоять из трех человек.

  В литературе авторство этого чертежа обычно приписывают Кристи, но не исключено, что это наработка Барнса – в начале 1940-х Барнс принимал самое живое участие в деле проектирования американской бронетехники.

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru