Combat Car M1/ Light Tank M1A1

&

Combat Car M1А1/ Light Tank M1A1

&

Combat Car M1E2

 

 

Combat Car M1/ Light Tank M1A1

США

Легкий танк

масса

8,523 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

242/264 л.с.

выпускался

1935 – 1937гг., Rock Island Arsenal

88 шт.

 

http://wardrawings.be/WW2/Images/1-Vehicles(bis)/USA/Files/1-LightTanks/M1-M2CombatCar/M1A1/M1A1_01r.uslt.jpg

Combat Car M1А1/ Light Tank M1A1       

США

Легкий танк

масса

8,523 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

242/264 л.с.

выпускался

1938гг., Rock Island Arsenal

24 шт.

 

Combat Car M1E2

США

Легкий по массе экспериментальный танк

масса

8,5 т

вооружение

3 пулемета

экипаж

4 чел.

мощность силовой установки

242/264 л.с.

выпускался

1936г., Rock Island Arsenal

1 шт. опытный

конверсия

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Легкая классика и её обновления

 

     Примерно в 1935г. на базе Combat Car T5 (Рис.1) была создана машина, получившая обозначение Combat Car T5E2 (Рис.2).

 

Рис.1 - Combat Car T5.

 

Рис.2 - Combat Car T5E2.

 

     Была несколько изменена конструкция корпуса в районе моторного отделения. Главным отличием от предыдущего варианта оказалась двухместная башня – пишут, башню взяли с Combat Car T4E1. В дополнение к двум основным пулемётам в башне имелся зенитный Browning M1919 на вертлюге. С 14 по 17 ноября 1934г. командир опытного танка Combat Car T5E2 капитан К. Никсон и его напарник Джозеф Проске преодолели 1450 км, разделявших Рок Айленд и Вашингтон, показав среднюю скорость 48 км/ч. Максимальная скорость этого танка составляла почти 45 миль в час (72 км/ч). В 1935 году танк был принят на вооружение как Combat Car M1.

     Серийные машины имели большую массу – 8523 кг, это превышало установленный военным министром лимит, но реальность взяла свое. Габариты: длина – 4140 мм, ширина 2390 мм, высота 2360 мм, клиренс 380 мм. Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, борт корпуса — 13 мм, корма корпуса — 6,4 мм, крыша и днище корпуса — 6,4 мм, башня — 16 мм, крыша башни — 6,4 мм. Вооружение: в башне - один 12,7-мм М2НВ, один 7,62-мм пулемет М1919А4 (огонь из пулеметов велся раздельно) и один зенитный пулемет; в лобовом листе корпуса один 7,62-мм пулемет в шаровой установке М8, имевшей диаметр 165 мм (Рис.3).

 

Рис.3 - Установка курсового пулемета M8.

 

     Боекомплект 6700 патронов калибра 7,62 мм 1100 патронов калибра 12,7 мм. Экипаж 4 чел. Двигатель: Continental R-670-3, R-670-3C, R-670-5 или W-670-7 или W-670-8; W-670-7, карбюраторный, 7-цилиндровый мощностью 242/262 л.с. при 2400 об/мин. Трансмиссия механического типа: 5-скоростная коробка передач (5 вперед и одна назад). Ходовая часть (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка, сблокированных попарно в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; крупнозвенчатая резинометаллическая гусеница, включающая 64 металлических трака шириной 295 мм и шагом 140 мм. Скорость 72 км/ч. Запас хода 190 км.

   На танки ставили радиостанции, но не на все. Радийными были где-то 40% танков. Кроме того, пользоваться радиостанцией было не очень удобно, поскольку размещалась она в правой надгусеничной полке.

  Танки этого типа производили на арсенале Рок-Айленд. Номер 1 остался за опытной машиной Combat Car T5, поэтому первая серийная машина получила номер 2 и регистрационный номер U.S.A. W.40101. За 1935 год было выпущено 38 (или 39) кавалерийских танков. За 1936 год было изготовлено 19 машин. На машинах второй производственной серии вместо установки курсового пулемета М8 ставили немного доработанный вариант М10. Как будто, изменилась форма воздуховода – с округлой на угловатую. 3 танка из числа построенных, надо полагать, в 1936г. получили дизельный двигатель – эти машины обозначались Combat Car M1E1. В 1937г. кавалерия получила еще 32 штуки Combat Car M1 – по другой версии, 30 танков с серийными номерами 61-90 и регистрационными номерами в пределах U.S.A. W-40160-40189.

     Всего, включая опытный образец, было построено 90 штук M1 Combat Car с серийными номерами 1–90 и регистрационными номерами U.S.A. W.40101–40189.

    Танки выпуска 1935–36 годов имели башню, боковые и задний борта которой представляли собой изогнутый подковообразный лист. (Рис.4)

 

 

На ранних вариантах кормовой воздуховод имел округлую форму (слева), позже этот элемент получил угловатую форму (справа).

 

45-й серийный танк, изготовленный в 1936г.

32-й серийный танк, изготовленный в 1935г.

 

Рис.4 - Combat Car M1.

 

     Начиная с танка U.S.A. W.40159, выпущенного в начале 1937 года, кавалерийские танки оснащались более простой в изготовлении башней граненой формы - сверху она имела форму неправильного восьмигранника. Примерно в это же время переделке подверглось и моторное отделение. От кормовой плиты сложной формы было решено отказаться, заменив её гораздо более простой и практичной конструкцией. (Рис.5)

 

Рис.5 – Танк Combat Car M1 поздней серии (80-й серийный танк, выпущенный в 1937г.).

Фото 1939г., на танке из состава 13-го кавалерийского полка позирует генерал Роберт Тиндалл.

 

    Летом 1937г. озадачились проблемой снизить продольное раскачивание танка при движении. На одном серийном Combat Car М1, получившем обозначение Combat Car M1E2, ленивец был сдвинут максимально назад, а вслед за ним подвинулась на 28 см и задняя тележка. (Рис.6)

 

Рис.6 - Combat Car M1E2.

Танк, представленный на фото, имеет граненную башню и ходовую по типу Light Tank T2E1 - задняя тележка уже не служит основанием для крепления ленивца.

 

     Благодаря такой переделке длина опорной поверхности выросла с 2184 до 2464 мм. Также слегка изменили корпус в кормовом отделе с целью облегчить доступ к двигателю. Испытания танка с изменённой подвеской, проходившие на Абердинском полигоне с 3 августа по 5 октября 1937 года, показали заметное улучшение характеристик продольной устойчивости. Затем измененный танк вернули в обычное состояние, но признали нужным опробованные на данном танке решения воплотить в следующей производственной серии для кавалерии под индексом Combat Car M1A1.

     В 1938 году кавалерия получила 24 штуки Combat Car M1A1 с серийными номерами 91–114 и WD-номерами U.S.A. W.40190–40223. (Рис.7)

 

Рис.7 - Combat Car M1A1.

 

    Длина корпуса Combat Car M1A1 выросла на 290 мм, что позволило улучшить доступ к мотору (Рис.8), а также увеличить объем топливных баков со 190 до 227 литров.

 

Рис.8 – Доступ к силовой установке.

 

   За счет этого дальность действия даже с мотором Continental W-670-7 выросла до 180-190 километров.

    Из числа Combat Car M1A1 7 машин были изготовлены с дизельными двигателями Guiberson T-1020-4. Они получили обозначение Car M1A1E1. (Рис.9)

 

Рис.9 - Combat Car M1A1E1, оснащённые дизельными двигателями Guiberson T-1020.

На верхнем снимке хорошо видны длинные трубы, идущие к воздушным фильтрам, характерные для дизельных танков.

 

    Пишут также, что машины Combat Car M1A1 отличались наличием постоянного зацепления шестерен коробки передач. Дальность действия Combat Car M1A1E1 достигала 440 километров.

    В 1938 году один из Combat Car M1A1 оснастили резинометаллической гусеницей конструкции от фирмы Marmon-Herrington – машина получила обозначение Combat Car M1E3. (Рис.10)

 

 

Рис.10 - Combat Car M1E3 с резинометаллической гусеницей Marmon-Herrington.

 

     Одновременно на танке понизили до 16,5 см высоту вала от двигателя к коробке передач.

     Ни одно из решений, опробованных на Combat Car M1E3, не нашло практического применения. Правда, летом 1941г. Combat Car M1E3 послужил базой для проектирования легкой САУ Howitzer Motor Carriage T17 (HMC T17) под 75-мм гаубицу (вроде бы, вначале речь шла о 105-мм гаубице). Дальше эскизного проекта дело не пошло.

     В 1940 году разделение на кавалерийские и пехотные танки отменили. По этой причине кавалерийские танки переквалифицировали в лёгкие. Танки типа Combat Car M1 стали называться Light Tank M1A1. Пишут, что большинство машин Light Tank M1A1 находились в составе 7-й кавалерийской дивизии (или 7-й механизированной кавалерийской бригады). (Рис.11)

 

Рис.11 – Легкие танки M1 из состава 7-й механизированной кавалерийской бригады на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1939 г.

 

    Эти машины использовались в дальнейшем в качестве учебных до 1942г. (Рис.12)

 

Рис.12 – Танки Light Tank M1A1 в эксплуатации.

Внизу - в составе 4-й танковой дивизии в качестве учебных, осень 1941 года.

 

     Вооружившись пулеметными танками, американцам следовало задуматься о средствах их усиления в виде САУ. 9 марта 1939 года состоялось заседание Технического комитета по вооружению, в ходе которого была утверждена постройка опытного образца самоходной установки на базе танка Combat Car М1 (Light Tank M1A1) под 75-мм полевую гаубицу М1А1 (75-мм гаубица Pack Howitzer). (Рис.13)

 

Рис.13 – Американская 75 mm Pack Howitzer M1A1.

 

   Гаубица M1A1 могла стрелять различными снарядами, включая осколочно-фугасный снаряд M48, осколочно-фугасный противотанковый снаряд M66 (его также относят к кумулятивным снарядам) и снаряд M64 с белым фосфором. Кумулятивный снаряд M66 мог пробить броню толщиной не более 3,6 дюйма (91,4 мм) и, в принципе, мог успешно поражать даже тяжелобронированную бронетехнику, но при начальной скорости снаряда всего 1000 футов/с (305 м/с) было довольно сложно нацелиться на любые цели за пределами близкого расстояния.

    САУ получила название T3 Howitzer Motor Carriage. В январе 1940г. с серийного танка номер 54, регистрационный номер U.S.A. W 40153 демонтировали башню и возвели боевую рубку, в которую по правому борту устроили 75-мм полевую гаубицу. (Рис.14)

 

 

  

 

 

  Рис.14 – САУ T3 Howitzer Motor Carriage.

 

     По горизонту орудие могло наводиться в пределах от 10° влево до 15° вправо. Углы вертикального наведения составляли от -10° до +20. (Рис.15)

 

Рис.15 – Установка орудия.

 

    Для защиты от пехоты противника на крыше рубки, по левому борту установили башенку с 7,62-мм пулеметом М1919. Боекомплект включал 61 выстрел (36 выстрелов располагалось в укладке на полу боевого отделения под орудием, а еще 25 в укладке на левом борту) и 3600 патронов. Экипаж САУ состоял из двух человек – командир и водитель, причем командир совмещал в себе функции командира, заряжающего орудия, а также стрелка из башенного пулемета; наводил орудие – водитель! (Рис.16)

 

Рис. 16 – Водитель-наводчик.

 

    Масса машины - 9072 кг. Приводятся примерные габариты: длина – 4500 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2000 мм.

    Испытания на Абердинском полигоне начались в 20-х числах января 1940 года. Машина разогналась до 72 км/ч, то есть ее динамика осталась на уровне Combat Car M1. 13 февраля HMC T3 поступил в Форт-Брэгг, штат Северная Каролина, где находился Департамент полевой артиллерии (Field Artillery). Здесь изучение машины, а также ее испытания проходили до 11 марта. Артиллеристы к гаубице приделали 37-мм пехотную пушку M1916, чтобы оценить возможность ведения огня водителем, который в этой САУ одновременно являлся наводчиком. (Рис.17)

 

Рис.17 – Над штатным 75-мм орудием закреплено 37-мм орудие.

 

      Испытания HMC T3 выявили много отрицательных моментов. Несмотря на расширенную настройку корпуса, работать в ней экипажу было весьма трудно - например наводить прицел приходилось в полусогнутом состоянии. (Рис.18, Рис.19)

 

 

Рис.18 – Верху вид на интерьер через распахнутый люк. Внизу – вид на внутреннее устройство рубки через распахнутый люк.

 

Рис.19 – Вид сверху на место командира.

 

     Было установлено, что орудие и его ограждение из-за отката занимают слишком много места. (Рис.20)

 

Рис.20 – Пустое пространство позади орудия (вид сверху).

 

     Неудачей закончилась стрельба по движущимся мишеням - с момента обнаружения до первого выстрела проходило 27 секунд. Боевая масса Т3 оказалась недостаточной для того, чтобы полностью компенсировать отдачу – в результате, после каждого выстрела машина сдвигалась, что приводило к повторному прицеливанию. При первых огневых испытаниях из 16 выстрелов удалось добиться 11 попаданий, во второй раз из 14 выстрелов цели достигли всего 2. Сама машина при этом являлась отличной целью, поскольку вела огонь из неподвижного положения. Испытания по стрельбе в движении тоже не принесли положительных результатов. Ненормально выглядели дополнительные функции командира и водителя.

    Общий вердикт артиллеристов оказался следующим: Howitzer Motor Carriage T3 непригодна для использования в качестве средства поддержки механизированных соединений. Департамент полевой артиллерии предложил свое видение подобной машины. По мнению артиллеристов, САУ поддержки механизированных частей должна была весить не более 11,5 коротких тонн (10,43 метрических тонн), при этом ее подвижность должна была оставаться на уровне кавалерийских танков. Экипаж машины должен был состоять из четырех, или пяти человек, при этом командир и водитель занимались бы только своими прямыми обязанностями. Бронирование лобовой части САУ должно было защищать ее от огня 37-мм пушек. 75-мм гаубица в качестве основного вооружения вполне подходила, но при этом длину ее отката требовалось сократить до 30 см, а скорострельность увеличить до 10 выстрелов в минуту.

     Несмотря на отзыв артиллеристов, кавалерия продолжила тестировать машину. 18 марта 1940г. САУ HMC T3 доставили в Форт-Нокс. После испытаний в Форт-Брэгге машина требовала ремонта, который производился в течение апреля. Помимо всего прочего, пришлось менять двигатель. Затем последовали испытания, в ходе которых машина преодолела 1274 километра. В мае самоходная установка приняла участие в маневрах 3-й армии в Луизиане, пройдя, в общей сложности, 1077 километров. Примерно в это же время HMC T3 получила имя собственное Griffith. Летом САУ еще раз участвовала в огневых испытаниях. На огневых испытаниях за 50 секунд экипажу удалось сделать всего 3 выстрела.

     Отмечалось, что в целом машина сохранила динамику Combat Car M1, но больший вес несколько увеличил время разгона. Увеличение массы повлияло на маневренность. Кроме того, размещение гаубицы справа сместило центр тяжести машины. Что касается непосредственно орудийной установки, то выводы кавалеристов оказались во многом схожими с теми, что сделали артиллеристы из Форт-Брэгга. Машина получилась слишком тесная и неудобная. Створки, которые давали возможность вести горизонтальную наводку орудия, приходилось открывать снаружи. Размещение боекомплекта было признано неудачным. Кавалеристы также признали САУ HMC T3 не отвечающей требованиям к машине поддержки. В июне 1940г. дальнейшие работы по теме HMC T3 были прекращены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru