Christie M1936

Christie M1936
США
Легкий по массе авиадесантный танк
|
масса |
6 т |
|
вооружение |
37/47-мм орудие |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
300 л.с. |
|
выпускался |
1936г., U.S. Wheel Track Layer Corporation 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
К середине 1930-х известный разработчик бронетанковой техники Д.У.Кристи (Рис.1) увлекся разработкой авиадесантных
танков.

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
В 1936 году на базе М1935В (Рис.2) создаётся его модифицированный вариант М1936. (Рис.3)

Рис.2 - Christie M1935В.








Рис.3 – М1936.
Масса машины М1936 оценивается в 6 т (в некоторых источниках указывают 8 т). Габариты: длина – 5330 мм, ширина – 1980 мм, высота – 1680 мм. По сравнению с предшественником длина танка была уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Бронирование: лоб корпуса 19 мм, борт корпуса 13 мм, хотя прототип, скорее всего, строился из небронированной стали. Вооружение на М1936 не устанавливалось — в носовой части корпуса был выполнен макет орудия. В протоколе испытаний за апрель 1936 года упоминается предполагаемый вариант установки 37-мм или 47-мм пушки. Hа М1936 был установлен карбюраторный, 12-цилинровый двигатель Curtiss D-12 мощностью 300 л.с. Интересные изменения были внесены в ходовую часть. Свечи Кристи убрали в цилиндрические трубы, вынесли наружу корпуса и расположили под углом. За счет такого решения удалось отказаться от двойной стенки корпуса и снизить его высоту. (Рис.4)

Рис.4 – Отчетливо видно наклонное положение свечей подвески по борту корпуса.
В контексте наклонного расположения свечей подвески следует вспомнить, что такое решение в 1935г. запатентовал Гладеон Барнс (решение было реализовано на танке Combat Car T4 еще в 1933г., а чуть позже, возможно, на танках Medium Tank T3E2).
Танк М1936 испытывался в апреле 1936г. (Рис.5)


Рис.5 – М1936 на испытаниях.
М1936 развивал скорость 96,5 км/ч при движении по грунтовой дороге, мог перепрыгнуть ров шириной 4,57 м, преодолеть стенку высотой 0,7 м.
3 октября
1936г. Christie удалось заключить сделку с англичанами, которые купили у него
за 8000 фунтов стерлингов ржавевший в отстойнике М1931. Вместе с танком, почуяв
перспективу, в Британию явился автор машины – конструктор Джон Кристи, причем
не один, а в компании своего главного испытателя Лео Андерсона. Через некоторое
время (указывают 11 ноября 1936г.) фирма Morris Commercial Cars
Ltd. смогла ввести в Британию еще один танк Кристи, которым, по всей видимости,
был М1936. Для того, чтобы обойти запрет на вывоз перспективной бронетехники из
США М1936 был разобран, упакован по контейнерам и продан как партия
грейпфрутов. Безбашенный танк не интересовал британцев, но Кристи взялся
построить новое шасси под перспективный танк, обойдя вопрос о башне и расположении
вооружения. В конце 1936 года Кристи арендовал место на машиностроительном
заводе Kirkham Engineering, Ланкашир, Великобритания
– в источниках пишут, что предприятие в то время занималось авиастроением,
однако указание этого предприятия смотрится несколько странно, поскольку на
официальном сайте Kirkham Engineering Co. Ltd. сообщается,
что компания основана в 1955г. Здесь Кристи построил экспериментальное танковое гусеничное
шасси – фактически демонстратор - М1937
(возможно, это была конверсия М1936). Существенным отличием стало использование в
подвеске в паре с наклонной свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора.
Такое решение делало индивидуальную подвеску Кристи значительно совершеннее,
поскольку амортизатор быстро гасил колебания танка при разгоне и торможении.
(Рис.6)



Рис.6 – Экспериментальное шасси Christie М1937.
В начале 1938г. шасси М1937 испытывалось на аэродроме в Фарнборо. Благодаря авиационному двигателю Curtiss D-12, который дефорсировали до 430 лошадиных сил, машина М1937 развила максимальную скорость 102,5 км/ч (64 мили в час), что было весьма необычно для танкового шасси. (Рис.7)

Рис.7 – Шасси M1937 движется на полном ходу по аэродрому Фарнборо.
По-видимому, британцы были готовы закупить М1937 вместе со всеми патентами, но Кристи заломил слишком большую цену - 320 000$ оказались запредельной суммой. В марте 1938 года Кристи удалось наладить контакты с французами. В Венсене состоялась демонстрация шасси М1937. (Рис.8)

Рис.8 – М1937 на демонстрации в Венсене.
Пишут, что французы, как будто, купили патенты Кристи на ходовую часть. По окончании европейского турне Кристи вместе с экспериментальным шасси вернулся в США (интересно, под каким видом Кристи ввез М1937 обратно в США?).
В 1938г. Кристи немного усовершенствовал свое экспериментальное шасси М1937 – поставив на него более мощный двигатель Curtiss Wright (450 л.с.) и более просторный корпус – вариант получил обозначение М1938. (Рис.9)


Рис.9 - Christie М1938.
Некоторые называют это изделие M1938 Airborne Tank, хотя машина не имела ни полного бронирования, ни схемы вооружения. По сути, M1938 являлся развитием или вариантом конструкции экспериментального шасси М1937. Машина получила также индекс Т12, но ни на вооружение, ни к серийному производству не принималась.