Christie M1935А
&
Christie M1935В

Christie M1935А
США
Минилегкий по массе авиадесантный танк
|
масса |
4,5-5 т |
|
вооружение |
75/57-мм орудие |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
300-450 л.с. |
|
проект |
1934-1935гг., Christie |
|
выпускался |
1935г., U.S. Wheel Track Layer Corporation 1 шт. опытный |

Christie M1935В
США
Минилегкий по массе авиадесантный колесно-гусеничный танк
|
масса |
5,5 т |
|
вооружение |
75-мм орудие |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой
установки |
750 л.с. (?) |
|
выпускался |
1935г., U.S. Wheel Track Layer Corporation 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
К середине 1930-х известный разработчик бронетанковой техники Д.У.Кристи
(Рис.1) увлекся разработкой авиадесантных танков.

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
В 1935г. появился вариант полноценного гусеничного (некоторые замечают, что к этому времени Кристи стал охладевать к идее колесно-гусеничного хода) авиадесантного танка М1935. Первоначально был разработан вариант танка с тремя опорными катками на борт – этот вариант называют М1935А. (Рис.2)


Рис.2 – М1935А.
Масса машины 4,5-5 т. Танк получил укороченный приземистый корпус следующей компоновки: орудийный отсек спереди, отделение управление в средней части и моторно-трансмиссионный отсек в корме. Места членов экипажа (2 человека: командир и водитель) были оборудованы наблюдательными бронеколпаками – по их положению можно судить о внутренней компоновке танка. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм. Максимальная толщина бронирования 12,7 мм. Вооружение на прототипе не устанавливалось – вместо него имелся муляж короткоствольной 57-мм пушки (в некоторых источниках указывают муляж 75-мм пушки). М1935А оснащался стандартной подвеской Christie, но, как говорилось выше, танк имел всего три пары колёс, из которых передняя была управляемой на колесном ходу. Танк оснащался бензиновым двигателем номинальной мощностью 300 л.с. и мощностью на форсаже порядка 450 л.с. На испытаниях, проведенных в 1935 году, М1935А развил скорость до 96,5 км/ч на гусеницах и 144,8 км/ч на колесах.
В том же году появился и другой вариант – М1935В. В отличие от варианта М1935А, этот танк имел 4-катковую колесно-гусеничную ходовую часть, помимо этого машина внешне отличалась макетом длинноствольной, как указывают, 75-мм пушки. (Рис.3)

Рис.3 – М1935В.
Масса М1935В 5,5 т. Габариты: длина – 6400 мм, ширина – 3130 мм, высота – 1680 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса – 12,7 мм. Корпус был значительно переработан. Боевой отсек и место командира сместили вперед, а отделение управления – к задней части. Экипаж машины состоял из 2 (по другим данным – из 3) человек. На М1935В устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS12 мощностью 750 л.с. (-!??) На гусеницах танк развил скорость 104,6 км/ч; на колесах – 153,9 км/ч. Вероятно, М1935В установил рекорд скорости танков при движении на гусеницах.
Вероятно, оба танка и М1935А, и М1935В поднимались в воздух. Судя по фотодокументам один - М1935А в 1937г.; другой - возможно, М1935В в 1940г. - испытывались в воздухе в союзе с самолетом. (Рис.4)



Рис.4 – На двух верхних снимках под фюзеляжем, вроде бы, М1935А; на нижнем – возможно, М1935В под фюзеляжем бомбардировщика YB-17.
Разработку подвески для крепления танков под фюзеляжем самолетов приписывают Кристи, но, возможно, что этим вопросом занимались авиационные конструкторы.