Christie M1933

Пушечный вариант.

Пулеметный
вариант.
Christie M1933
США
Минилегкий по массе авиадесантный
колесно-гусеничный танк
|
масса |
4 т |
|
вооружение |
47-мм
орудие или 1 пулемет |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
450 л.с. |
|
проект |
1932г., Christie |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
Почти параллельно с «крылатым» танком, способным самостоятельно перемещаться по воздуху, Кристи (Рис.1) обдумывал вариант танка, летающего под крылом самолета – т.е. речь шла о создании авиадесантного танка.

Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
Предполагалось, что танк будет доставляться под фюзеляжем самолета и сбрасываться на бреющем полете. В качестве средства доставки наиболее подходящим смотрелся перспективный на тот момент средний бомбардировщик Y1B-9 (Рис.2), разрабатывавшийся фирмой Boeing с 1930г. (первый прототип поднялся в воздух 5 ноября 1931г.).

Рис.2 – Средний бомбардировщик Y1B-9.
С позиции сегодняшнего дня задача для авиадесантного танка очевидна – огневая поддержка легковооруженного десанта – вот только в 1931-1932гг. никаких воздушно-десантных сил еще не было. Некоторые авторы допускают, что подобная машина могла выполнять в то время разведывательные функции.
Если «крылатый» летающий танк должен был обладать большой удельной мощностью двигателя на тонну массы аппарата для получения высокой скорости при разгоне машины перед подъемом в воздух, то для авиадесантного варианта приоритетным смотрелись маленькая масса и небольшие габариты. Для решения проблемы Кристи принялся «обстругивать» излишества конструкции М1928-М1932, добиваясь большего минимализма. Вариант авиадесантного танка получил обозначение М1933. Вот как М1933 описывает советский инженер Угер (находился в качестве эксперта в США) 12 декабря 1932г.: «Все, что мы сможем добыть от Кристи - это в лучшем случае будет модель 1933г. без какой-либо авиачасти. Идея авиатанка (аэротанка), по мнению автора. 2). Танк перевозится специально сконструированным самолетом с помощью специального приспособления. Только Сикорский считает возможным создание подобного самолета, так как у него также финансовые затруднения... Танк Кристи мод. 1933 года имеет двигатель горизонтального типа с противоположно расположенными поршнями. Цилиндров — 8. Вес двигателя — 272 кг, мощность — 450 л.с. при 4500 об/мин. Масса танка 4 тонны. Максимальная скорость на колесах — до 160 км/час, на гусеницах — 96-105 км/час. Вооружение: одна 48-мм пушка и пулемет. Экипаж 3 человека. М.1933 является прототипом будущего летающего танка». (Рис.3)

Рис.3 – Изображение максимально близкое к описанию М1933, данное Угером.
На приведенном выше изображении (полученным советской агентурой) мы видим, видимо, вариант авиадесантного танка М1933, как пишут: «с дистанционно управляемым, возможно, 47-мм орудием, установленным на крыше боевого отделения». Из тех же источников известен, видимо, чисто пулеметный вариант танка, с одним пулеметом, установленным во вращающейся башенке. (Рис.4)

Рис.4 – Вероятно, пулеметный вариант М1933.
«В железе» М1933 получился совершенно другим. В итоговом виде аэромобильный танк набрал всего 2,2 т, имел двухосную ходовую частью со сдвоенными колёсами, 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 250 л.с. (в некоторых источниках указывается оппозитный 8-циллиндровый двигатель мощностью 450 л.с.), 47-мм пушку (или 37-мм? – вообще, похоже, что на машине стоял муляж некоего 57-мм или даже 75-мм орудия) пушку и двух членов экипажа. (Рис.5)


Рис.5 – М1933.
По сути дела,
перед нами колесная бронемашина, во многих источниках М1933 так и называют Airborne Combat Car M.1933 (боевая
аэромобильная машина) – приводится и другое название M.1932 Combat Car. (Рис.6)

Рис.6 – Убедительная иллюстрация того, чем на самом деле являлся аэромобильный «танк» М1933.
Корпус авиадесантной машины имел достаточно простую сварно-клёпаную конструкцию с прямыми борами, клиновидной носовой частью и кормовым бронелистом установленным бод большим углом наклона. На острие корпуса устанавливалась 47-мм (?) пушка с очень небольшими углами наведения. Командир машины находился более чем в метре от орудия и вынужден был выполнять функции заряжающего и стрелка. Для лучшего обзора над местами командира и водителя располагались конические наблюдательные башенки. По данным Кристи, машина разгонялась до 175 км/ч (60 миль в час).