Christie M1932

Christie M1932
США
Минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк
|
масса |
5,5 т |
|
вооружение |
75-мм орудие |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
750 л.с. |
|
проект |
1931-1932гг. Christie |
|
выпускался |
1932г., U.S. Wheel Track Layer Corporation 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
В 1932г. У. Кристи (Рис.1) оказался за бортом американской танкостроительной программы.
Рис.1 – Американский конструктор Д.У.Кристи (John Walter Christie), 1865 – 1944гг.
Более того, его фирма U.S. Wheel Track Layer Corporation
находилась на грани банкротства – от польского заказа Кристи отказался в пользу
советского, но получил от этого, похоже, малозначительную сумму, на заказы
армии США рассчитывать не приходилось. Однако творца согревала большая идея –
научить танки летать!

Рис.2 – Общая схема летающего танка.
По замыслу конструктора, первые 70-80 м летающий (или «крылатый») танк должен был разгоняться на колесах. Затем водитель, он же пилот, переключал редуктор на воздушный винт, после чего, пробежав еще 90-100 м и разогнавшись до скорости 130 - 210 км/ч, танк взлетал. После посадки пилот-водитель при помощи специального рычага мог сбросить оба крыла и хвостовое оперение, и машина становилась обычным ползающим танком. Идея летающего танка Кристи была развернуто представлена в журнале Modern Mechanics and Inventions (также ошибочно пишут Modern Mecanics and Envents) за июль 1932 года. (Рис.3)

Рис.3 – Сообщение о летающем танке в американской прессе.

Рис.4 – Из публикации журнала
«Современные механики и открытия» за июль 1932 года.
Летающий танк Кристи получил индекс М1932. Корпус машины был выполнен двойным: внутренняя часть собиралась из дюралюминиевых листов, внешняя – из броневых, толщиной: 6 мм (крыша, днище), 10 мм (борт, корма корпуса), 12,7 мм (лоб корпуса). Опорные катки также выполнили из дюралюминия. Широкое применение дюралюминия в корпусе и ходовой позволило ограничить массу танка в 5,5 т при габаритах: длина – 6710 мм, ширина – 2130 мм, высота – 1720 мм. На эту массу приходилось 750 л.с. от новейшего авиационного 12-цилиндрового двигателя Hispano-Suiza 12Y (указывают также Hispano-Suiza HS12) воздушного охлаждения, что обеспечивало удельную мощностью 150 л.с. на тонну массы. Все эти усилия по снижению массы и увеличению мощности двигателя преследовали одну цель – максимально увеличить скорость M.1932 – очевидно, для разгона при взлете. В целях улучшения динамических характеристик машины Кристи внес изменения в ходовую часть. Колесно-гусеничная ходовая часть, состояла из 4-х двойных обрезиненных опорных катков на борт (передняя пара на колесном ходу была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колёс. На катках вместо цельных бандажей использовались пневматические шины Firestone, наполненные гусматиком. Колёса задней пары имели несколько больший диаметр. Ход пружинной подвески составлял 24 дюйма (60,9 см). Траки представляли собой стальные плиты 11 дюймов (279 мм) шириной и шагом 7 дюймов (178 мм). Вооружение танка – 75-мм гаубицу М1920 расположили в носовом спонсоне, орудие крепилось на подвижной станине. Кристи заявлял, что система наведения орудия будет синхронизирована с рулевым колесом. Эта система в сочетании с высокой маневренностью делало наведение, по мнению изобретателя, более быстрым, чем поворот башни танка. Кристи планировал поставить на машине и пулемет, но его бы пришлось размещать в башенке, что было неудобно с точки зрения крепления центроплана к крыше танка – от пулеметной башенки отказались. Экипаж летающего танка должен был состоять из двух человек: пилота-водителя и стрелка. Запас топлива составлял 89 галлонов (337 литров). Трансмиссия танка была механической, с 4-скоростной (3 вперед и 1 назад) коробкой передач. Пишут, что на танке М1932 был применен шестеренчатый редуктор. (Рис.5)

Рис.5 – Приблизительная боковая проекция танка Кристи
М1932.

Рис.6 – Эпизод строительства
М1932. Внизу на машине еще не обозначено вооружение.
Конструктор заявлял, что некие
иностранные заказчики выделили ему на разработку аэротанка $650000 - тем самым
ожидая, что Департамент Вооружений проявит должное любопытство. Также Кристи
устраивал в Форт-Беннинг и Форт-Нокс лекции о своем детище. (Рис.7)

Рис.7 – Кристи обрабатывает конгрессменов.
13 октября
1932 года прошла публичная демонстрация танка Кристи М1932. (Рис.8)


Машина
ошеломила зрителей своими динамическими характеристиками. Танк развил на гусеницах
максимальную скорость 96,5 км/ч! На колесном же ходу скорость оказалась
фантастической – 193 км/ч! M.1932 установил неофициальный мировой рекорд
движения танков на колесах, который не побит до сих пор! (Рис.9)

Рис.9
– Погоня за скоростью на М1932.
Подобные динамические характеристики позволяли машине буквально перелетать через разнообразные препятствия. (Рис.10)

Рис.10 – М1932 перелетает через ров шириной не менее 4-х
метров.
Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов.
Советские очень внимательно следили за
разработками Кристи, получая материалы по теме едва ли не из рабочего блокнота
изобретателя – т.е. почти из головы Кристи. (Рис.11)

Рис.11 – На
рисунке представлен черновой набросок, скорее всего, по теме М1932 - изображен
вариант танка с пулеметной башенкой. Сверху рисунка находится подпись «Агентурные
данные».
Вот какое сообщение направил своему
начальству представитель УММ (Управление моторизации и механизации) РККА
инженер Угер 12 декабря 1932г.: «авиационная часть летающего танка, еще
совершенно не разработана, люди, окружающие Кристи, не сведущие в авиации, и мы
возьмем на себя очень тяжелую ответственность, если закажем ему такого рода
работу, не обратившись за соответствующим содействием к компетентной
авиационной фирме. Кристи не договаривает, как он планирует реализовать проект
сооружения летающего танка. Материальное положение Кристи настолько тяжелое,
что он дает устное или письменное обещание продать нам все, что мы пожелаем
купить, — ему нечего терять. Поэтому мы не можем на него положиться…
Боевая машина мод. 1932 года имеет корпус, изготовленный из дюралюминия (а не стальной). Вес уменьшен на 1/3 и составляет приблизительно 5,5 тонн (без брони). Колеса - пневматики. Скорость на колесном ходу до 160 км/час.
Идея авиатанка (аэротанка), по мнению автора. 1). На земле и в воздухе танк передвигается самостоятельно за счет передачи крутящего момента от двигателя к пропеллеру. У танка свои крылья, которые после посадки отсоединяются, а пропеллер — отключается. Этот вариант полностью раскритикован… мод. 1932 г. является улучшенной моделью старой конструкции боевой машины и могущей быть «истребителем танков» (75-мм пушка)».
Однако еще раньше сообщения Угера, 4
декабря 1932г. Комиссия Обороны СССР постановила вести переговоры с Кристи о
приобретении танка М1932, причем оговаривалось, что прибытие самого Кристи в
СССР ненужно. Договор
между компанией US Wheel Track Layer Corporation и советским «Амторгом»
«о приобретении автомобильного колесно-гусеничного шасси специального типа,
последней модели 1932 года» был
заключен 2 февраля 1933 года. В договоре, в частности оговаривалось: « …
продавец подтверждает наличие у него разрешения для подобной продажи от
Правительства США… продать 1 образец и переслать чертежи за сумму 33 000 US
долларов после испытаний и доставки шасси в порт N.Y. не позднее 31 марта 1933
года. Испытания проводит «Амторг» за счет Кристи на заводе в Роуей (Rahway),
New Jersey». Несмотря на то, что Кристи подтверждал (гарантировал) советской
стороне законность приобретения «автомобильного колесно-гусеничного шасси
специального типа» в договоре прописывалось, что приобретаемое шасси должно
быть упаковано в полностью закрытый ящик. К договору были приложены «Спецификация
колесно-гусеничного шасси Кристи модели 1932г.» и «Разрешение на посещение
завода по производству шасси». Машина благополучно покинула территорию США на корабле и в августе
1933г. прибыла в СССР, вместе с чертежами. В СССР машине присвоили индекс БТ-32
и даже публично демонстрировали на параде 7 ноября 1933г. в Харькове. Видимо,
информация о появлении танка Кристи М1932 на улицах Харькова преодолела океан –
говорят, что по факту продажи Кристи своего танка М1932 советским, в Америке
разразился скандал, окончательно похоронивший на родине репутацию У. Кристи.
В СССР БТ-32 эксплуатировался недолго. Как следует из советских документов (доклад ВрИО.нач.УММ Бокиса Народному Комиссару по Военным и Морским Делам К. Ворошилову от 16 июня 1933 года), при закупке «Кристи» М.1932 предусматривалось: «...не установка его на производство, а изучение новых достижений конструкции коробки передач, ведущих колес, подвески, гусениц, крепления ленивцев, главного фрикциона». В первых числах сентября 1933 года «Аэротанк М.1932» прибыл в опытный цех отдела Т2 ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод). В период с 4 сентября по 11 ноября 1933 года БТ-32 был подвергнут ходовым испытаниям в окрестностях Харькова. В первый же день во время 30-км пробега на гусеничном ходу гребни траков левой гусеницы нашли на пневматические покрышки опорных катков и повредили их. (Рис.12)

Рис.12 - Разрушение покрышек катков танка БТ-32 на испытаниях. Осень 1933 г.
Для продолжения испытаний покрышки пришлось заменить. Во время второго выезда 8 сентября на 35-м км движения произошла авария: повторился первый дефект (от 4.09), а также вышла из строя большая полуось бортовой передачи и погнулись зубцы с ведущими роликами на ведущем колесе. Неисправную машину пришлось на колесном ходу отбуксировать на завод. Третий пробег на колесном ходу также не прошел гладко. Уже на 18-м км после начала движения было обнаружено повреждение пневматических покрышек не только управляющих, но и опорных катков левой стороны. После устранения дефектов машина своим ходом вернулась на ХПЗ, пройдя 36 км. К началу следующего пробега 22 сентября на БТ-32 заменили все или почти все пневматические шины - на испытываемом образце БТ-32 частично были использованы опорные (управляющие) катки от советского танка БТ и катки с оригинала - танка Кристи М. I931. Колесный пробег 22 сентября протяженностью 75 км прошел без поломок. 7-го ноября танк промчался от завода ХПЗ до центральной площади Харькова и обратно (всего 15 км). Последний заезд имел место 11 ноября 1933г. При движении на гусеничном ходу на II передаче сломалось ведущее колесо гусеничного хода. В целом, проведенные испытания показали, что расчет на улучшение конструкции ходовой части и силовой передачи серийно выпускаемых БТ за счет изучения последней модели «Кристи» не оправдался.
Заканчивая повесть про М1932, не могу не сделать одно замечание. На всех фотографиях машины во время движения крыша корпуса над отделением, где помещался водитель открыта – видна голова водителя, но на эскизах прорисован бронированный колпак над местом водителя. (Рис.13)

Рис.13 – На концептуальном изображении М1932 видно, что машина должна иметь полную броневую защиту.

