Christie M1931

 

 

Christie M1931

США

Легкий по массе средний колесно-гусеничный танк

масса

10,5 т

вооружение

 

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

338/343 л.с.

проект

1930г., Christie

выпускался

1930-1932гг., U.S. Wheel Track Layer Corporation

10 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Семейство танков Кристи

 

 

В декабре 1929г. военные приняли решение выделить $250000 на закупку партии колесно-гусеничных танков на платформе бронемашины М.1928. (Рис.1)

 

Рис.1 – Примерно так мог выглядеть М1928 в виде танка. Изображение получено путем комбинации башни от М1931 и корпуса ходовой от бронемашины М.1928.

 

    Но в начале 1930г. сменился начальник Департамента Вооружений – им стал генерал-майор Самуэл Хоф, который высказался против закупки танков Кристи целой партией, поскольку считал, что правильнее приобрести единичный экземпляр. Говорят, на решение генерала имел влияние доклад, подготовленный капитаном Джоном К. Крисмесом, который лоббировал деятельность Гарри Нокса – разработчика танков Cunningham. В этом докладе указывалось два с половиной десятка различных недостатков конструкции Christie. Против конструкции Кристи выступила и организация, занимавшаяся перспективными образцами бронетехники - Society of Automotive Engineers Ordnance Advisory Committee (SOA OAK), создана Кларенсом С. Вильямсом в 1919 году. Приводились различные доводы, например, невозможность эффективной стрельбы на большой скорости. 6 июня 1930 года стало известно, что предполагавшаяся закупка 5-6 танков для пехоты на сумму $250000 аннулирована, одновременно Департамент Вооружений дал Кристи запрос на постройку опытного образца. В течение июня между Кристи и Департаментом Вооружений шла оживленная перепалка, в том числе и с Крисмесом. Конец этому конфликту положил начальник штаба американской армии Саммеролл. 26 июня состоялось расширенное совещание, на котором Кристи дали понять, что дальнейшее затягивание вопроса о новом танке закончится полным отказом финансирования его работ. 28 июня 1930 года, наконец, было принято решение о подписании контракта №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и выпуск полноценного опытного танка на базе бронемашины M.1928 - вариант известен, как М.1931. Срок изготовления машины определялся 1 октябрём 1930 года. Опытный образец оценивался в $55000, еще $6000 было зарезервировано на тесты и $1000 на модификацию двигателя. В качестве инспектора по контракту от Департамента Вооружений был назначен капитан Крисмес. (Рис.2)

 

Рис.2 – Контракт U.S. Wheel Track Layer Corporation с Департаментом вооружений на поставку опытного танка образца M1931., 28 июня 1930г.

 

     В то время на заводе в Рауэй (штат Нью-Джерси) уже полным ходом шла работа над улучшенной версией танка (Рис.3), разработка которого была сначала профинансирована за счет польского заказа (договор заключен в марте 1930г.), а затем советского заказа (договор от 28 апреля 1930г.).

 

Рис.3 – Новый вариант танка Кристи.

Относительно недавно стали доступны изображения танка Кристи по советскому заказу в «изначальном» виде. Видимо, этот «изначальный» вид справедлив и для польского заказа.

К сожалению, способ получения этих изображений установить не удалось.

 

      Польским договором оговаривалась покупка одного танка за $30000, плюс еще $3500 на запчасти. Поляки незамедлительно внесли предоплату по контракту. Советские, в лице Amtorg Trading Corporation, предложили более заманчивые условия. СССР заказал сразу две машины (общая цена за два образца $60000), плюс $4000 за запасные части, а также $100000 за комплект патентов и право лицензионного производства сроком на 10 лет.

    Видимо, решив сорвать больший куш, Кристи отказался от контракта с поляками (позже вернув деньги в счет оплаты по договору и, видимо, штраф в размере $10000) в пользу советского заказа. По другой версии, для Польши было построено 2 танка с цепной передачей (- хотя контрактом оговаривалась только одна штука), но танки (или танк) были задержаны американской таможней – маловероятная история. Шасси по советскому заказу были отправлены в СССР 24 декабря 1930 года, на три месяца позже оговорённого в контракте срока. На машинах отсутствовали башни и часть оборудования (Рис.4), в связи с чем заказчиком было удержано $25000, которые должны были быть выплачены после поставки танков в СССР.

 

Рис.4 – Танки (шасси) Кристи, прибывшие в СССР.

В некоторых источниках танки, прибывшие в СССР, называют Кристи М1930, другие авторы подчеркивают, что обозначения М1930 не существовало.

Пишут, что привод на танках, поставленных в СССР, осуществлялся через шестеренчатый редуктор.

 

     Кристи обиделся и не поехал в страну Советов налаживать лицензионное производство, и, надо полагать, советские отказались от выплат Кристи за лицензионное производство. В СССР шасси Кристи тщательно исследовали. Уже на второй день тестирования (17 мая 1931г.) во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца. (Рис.5)

 

Рис.5 – Поломка кронштейна ленивца.

 

    В дальнейшем испытания машины проводились в основном на колесном ходу – всего с 16 мая по 21 июня шасси прошло на гусеницах 43,5 км, на колесах – 863 км. По результатам испытаний советскими специалистами был составлен отчет, характеризующий технические возможности изделия: «… Танк испытывался на колесах, причем испытания показали, что средние скорости по шоссе не превышают 30-35 км/ч. Водитель после 4-5 часов сильно устает (благодаря трудности управления и неравномерности хода требовалось все время выравнивать машину)… Двигатель работал хорошо, но необходима частая регулировка клапанов. АКБ (- аккумуляторная батарея) недостаточны для запуска двигателя (холодный двигатель запускался, как правило, с буксира). В коробке передач после 600-650 км выскакивают 2-я и 3-я передачи при большой нагрузке двигателя. Течь смазки из-под уплотнений, затруднено включение всех передач. Через 2-3 часа движения значительно нагревается КПП до 85-80°С при температуре окружающего воздуха +35-40°С. Гусеницы. После 40,5 км сломано 8 пальцев. Ведущие колеса. После 150-200 км наблюдается развал в наружную сторону на 1,5-2 см. Управление танком – удовлетворительное. На грунтовых дорогах «отказывается слушаться руля», а при езде по неровностям толчки выбивают руль у водителя из рук. На скоростях 55-60 км/ч управление затруднительно…». Советские считали также существенным недостатком то, что танк застревал при движении на колесах по песку (мягкой почве) (Рис.6) – возможно, просто требовалось одевать гусеницы для движения по такого рода покрытию.

 

Рис.6 – Движение по мягкому грунту на колесах.

 

    Известно, что впоследствии в СССР создали целую линейку т.н. «быстроходных танков» на базе танка Кристи. (Рис.7)

 

Рис.7 - Первый вариант советских «быстроходных танков» в пушечном и пулеметном исполнении.

 

     Работы по американскому варианту танка активно шли в июле-сентябре 1930г., но денег за машину заказчик не перечислял, и осенью Кристи сосредоточился на танках для СССР. Получив на образцах для СССР обновленный корпус, Кристи приступил к проектированию и установке на танке башни с вооружением. (Рис.8)

 

 

Рис.8 – Запечатлены, видимо, заводские испытания шасси еще без башни, приблизительно конец 1930г.

 

     В некоторых источниках сообщается, что Департамент вооружений получил танк М1931 19 января 1931 года и сразу поставил его на испытания.

     22 января 1931г. новый танк Christie M1931 (встречается также обозначение Convertible Medium Tank M1931) был продемонстрирован журналистам на заводе в Рауэй. (Рис.9, Рис.10)

 

Рис.9 – Кристи презентует танк М1931.

Указывают, что опытный образец отличался сварной носовой частью, некоторые даже пишут, что танк имел полностью сварной корпус, однако, возможно, была применена не сварка, а гужоны - разновидность винта с квадратом над головкой, после вворачивания квадрат срубается, если гужоны хорошо завальцевать, то визуально может показаться, что элементы корпуса соединены без скрепляющих элементов, т.е. сварены друг с другом.

 

Рис.10 - John Walter Christie 22 января 1931г.

 

     Танк М1931 получил массу 10500 кг. Габариты: длина – 5500 мм, ширина – 2230 мм, высота – 2280 мм. Бронирование: лоб корпуса – 19 мм, борт корпуса – 13 мм. Вооружение одна 37-мм пушка М1916 и один 7,62-мм пулемет Browning М1919А2 в единой установке Т1. (Рис.11)

 

Рис.11 – Установка Т1.

 

    Наведение осуществлялось при помощи оптического прицела. Боекомплект 126 выстрелов и 3000 патронов. Почти во всех источниках экипаж танка указывается в 3 человека, однако, судя по одноместной башне, экипаж танка вряд ли мог превышать 2 чел. Двигатель Liberty L-12 мощностью 338 л.с., или 343 л.с. (в некоторых источниках указывают, что на опытной машине мог стоять двигатель Christie, карбюраторный, 6-цилинровый, мощностью 120 л.с., запас топлива 67 галлонов (253 литра)). Крутящий момент от двигателя через многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали) передавался в четырехступенчатую коробку передач (4 передачи вперед и 4 назад (-?)). На ведущие колеса крутящий момент сообщался через цепи Галля (на вариантах для СССР стояла шестеренчатая передача, редуктор). Ходовая часть (на один борт) 4 опорных обрезиненных катка диаметром 686 мм на качающихся рычагах с длинными геликоидальными пружинами, обеспечивающим катку вертикальный ход до 40,65 см (каждое колесо могло подниматься до уровня днища танка, что обеспечивало ему очень высокую проходимость), переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками (гусеницы состояли из стальных пластин площадью около 645 см2.). Двойные борта корпуса с наружными съемными листами защищали упругие элементы подвески от повреждений. На передних узлах подвески (опорных катках) пружины располагались горизонтально, на остальных узлах (средних и задних катках) — вертикально. Водитель управлял танком с помощью съемного рулевого колеса, однако при необходимости поворота на месте он мог воспользоваться рычагами управления, предназначенными для управления машиной при движении на гусеницах. (Рис.12)

 

Рис.12 – Вид на место водителя.

 

     Во время движения на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки и крепились к ним с помощью кожаных ремней.

    В конце января 1931г. опытный Christie M1931 прибыл на Абердинский полигон. На испытаниях М1931 показывал впечатляющие результаты. (Рис.13)

 

 

Рис.13 – Тестирование М1931.

 

    Скорость хода на колесах 75 км/ч, скорость хода на гусеницах 44 км/ч. Запас хода на гусеницах 273 км, запас хода на колесах 402 км. Преодолеваемые препятствия: угол подъема 40°, высота стенки 0,7 м, ширина рва 6 м. Время перехода с колес на гусеницы 30 минут. (Рис.14)

 

На колесном ходу.

Рис.14 – Переход с колес на гусеницы. Возможно, на данных фотографиях не первый опытный образец, поскольку на башне танка определенно просматривается небольшая башенка – крышка люка, или эта деталь появилась на сигнальном опытном образце не сразу.

 

      Первые испытания затянулись на два месяца (6 недель), после чего опытный образец вернулся на завод в Рауэй на ремонт и модернизацию. Тесты показали, что танк требует доводки, вследствие чего контракт был аннулирован, и M.1931 оказался в собственности Кристи – Кристи не получил за опытный образец никаких денег. Летом 1931г. M1931 прошел совместные испытания с Medium Tank T2. В июне 1932г. Кристи хотел продать опытный образец М1931 всего за $20000, но Департамент вооружений не купил танк. Затем танк простоял в отстойнике завода U.S. Wheel Track Layer Corporation (по другой версии, танк находился в отстойнике Департамента вооружений) до октября 1936г., когда его за 8000 фунтов стерлингов приобрели англичане. В Британию танк прибыл под видом трактора, без башни и вооружения. (Рис.15)

 

Рис.15 – В таком виде опытный М1931 прибыл в Великобританию.

 

    Изучив конструкцию М1931, британцы в 1937г. разработали собственный вариант – А13. (Рис.16)

 

Рис.16 – Танк А13Е3.

 

     В последствии из А13 вышла целая гамма британских «крейсерских танков».

     Поляки, не получившие желаемого М1931, все же обратились к его конструкции и в 1938г. разработали танк 10ТР. (Рис.17)

 

Рис.17 – Польский танк 10ТР.

 

     25 марта 1931 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением по Вооружению был подписан контракт на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи танков. К слову, Кристи продолжал политику шантажа американских военных: несмотря на отказ ехать в СССР, он любил поговорить о возможности такой поездки.

    Первый M.1931 для американской стороны поступил от U.S. Wheel Track Layer Corporation в сентябре 1931 года, 9 октября 1931г. этот танк поступил на Абердинский полигон. (Рис.18)

 

  

Рис.18 – Один из первых М.1931. Машина пока не имеет отличительных признаков пехотного, либо кавалерийского танка.

 

    Последняя, седьмая машина была получена в марте 1932 года. По информации американского танкового историка Ричарда Ханникатта, у седьмого по счету танка M.1931 была шестереночная передача (вместо цепей Галля, которые стояли на всех других машинах для американского заказчика). Вообще появление цепей Галля на танках смотрелось шагом назад, но, говорят, на таком решении настоял Департамент Вооружений, возможно, из соображений удешевления изделия. Правда, для колесно-гусеничного танка цепи Галля затрудняют процесс перемены хода, поскольку, чтобы перейти на колесный ход, требовалось частично разобрать ведущие колеса, поставить звездочки, за которые цепляется цепь, собрать, поставить цепь. Итого, плюс минут 20-25 ко времени перехода на колесный ход, либо обратно.

     Машины М1931 сдавались заказчику с завода в странном виде – без вооружения, башен, двигателей, глушителей и радиостанций (- радиостанции спецификацией, кажется, не предусматривались). Эти «детали» заказчик устанавливал самостоятельно в арсеналах – получается, установка важнейших агрегатов не включалась в стоимость танка $34500 за штуку.

    Четыре танка М1931 предназначались для кавалерии и получили обозначение Christie Combat Car T1 (направлены в 1-й механизированный кавалерийский полк), три машины передали пехоте, они обозначались Christie Medium Tank T3 или Convertible Medium Tank T3 (попали в распоряжение 2-ой танковой роты). Разночтение с названиями одного и того же типа проистекает из того, что в 1920г. было решено, что танки являются средством усиления пехоты, а кавалерии танков не полагается, однако кавалеристы схитрили. Поскольку кавалерии не возбранялось иметь бронемашины, кавалеристы назвали танки: Combat Car – т.е. «боевая машина». Есть сведения, что все пехотные танки получили 37-мм пушку 30-го калибра (MG 30) и пулемет Browning M1919 винтовочного калибра. Три кавалерийских танка получили в установку Т1 по 37-мм орудию М1919 50-го калибра (MG 50) и по пулемету Browning M1919, а один кавалерийский танк вооружили 12,7-мм авиационным пулемётом Browning M1918, закрепленным в амбразуре. (Рис.19)

 

Рис.19 - Танк с серийным номером USA W.404, который вместо 37-мм пушки получил пулемёт Browning M1918.

 

    Таким образом, шесть серийных танков имели одинаковое вооружение: в установке Т1 37-мм пушку М1916 и пулемет Browning M1919 винтовочного калибра – а один получил 12,7-мм авиационный пулемёт Browning M1918, закрепленный в амбразуре. Некоторые источники сообщают, что один танк, попавший в кавалерию, не имел пушки вообще – как будто, из-за финансовых затруднений. Пишут также, что на танки планировали ставить 37-мм полуавтоматическую пушку Browning с начальной скоростью снаряда 610 м/с и обойменным питанием. Но пушка была всего в одном экземпляре, и на данные танки не ставилась. В кормовой части корпуса появился вертлюга под зенитный пулемет – т.е. в случае необходимости пулемет изымали из установки Т1 и ставили на вертлюг, но пользоваться зенитной установкой можно было только с земли. (Рис.20)

 

Рис.20 – На корме приварен некий «кронштейн», который трактуют пулеметным вертлюгом.

 

    На все серийные танки М1931 ставили двигатели Liberty L-12 мощностью 338 л.с., или 343 л.с. Серийные машины имели некоторые отличия от опытного Christie M.1931. На опытном танке люк водителя состоял из двух одинаковых половинок, а на серийной машине одна створка состояла из левого борта и крыши, а вторая – из правого борта и лобовой части. Глушители стали цилиндрическими, на кормовом листе корпуса появились ограждения. На башне командирская башенка стала фиксированной, появился люк, откидывающийся назад. Как будто, было изменено крепление ленивца – узел, практически сразу сломавшийся на испытаниях М1931 в СССР. (Рис.21)

 

Рис.21 – На этом фото переделанный узел крепления ленивца.

 

   В 1932 году проводились эксперименты по установке ветровых щитков. Они оказались полезными на высоких скоростях. В 1933 году танки получили ступеньки на верхнем лобовом листе корпуса, что повысило удобство попадания в башню. В 1933г. на танки (возможно, не на все) поставили радиостанции. В танках для пехоты антенный порт разместили на крыше башни, на кавалерийских машинах антенные порты крепились не на крыше башни, а на ее борту, при помощи специального кронштейна. В обоих случаях сама радиостанция находилась в корпусе. (Рис.22)

 

 

Танк в финальной конфигурации.

 Рис.22 – Вверху художественная реконструкция М1931.

Внизу – М1931 на гусеницах и на колесах.

 

     В литературе приводят примерно одинаковые сведения по количеству произведенных танков Кристи М1931, но есть нюансы. Некоторые авторы «забывают» сосчитать опытный танк, проданный в 1936г. в Великобританию, есть разночтения и по изначальному назначению построенных танков и их обозначению.

 

Таблица – Построенные экземпляры танка Christie M1931.

Сквозной номер

Условный порядковый номер, заказ

Примерное время окончания постройки

Технические особенности, комплектация

Примечания

Другие применяемые в литературе обозначения

1

 

б/н°

вероятно, первоначально по польскому заказу;

затем по советскому заказу

построен,

осенью 1930г.

 

без башни и вооружения,

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель, имел шестеренчатую передачу

отгружен в СССР в декабре 1930г.

Christie M1940;

Christie M1930;

2

 

б/н°

по советскому заказу

построен осенью 1930г.

без башни и вооружения, имел 338-ми или 343-х сильный двигатель, имел шестеренчатую передачу

отгружен в СССР в декабре 1930г.

Christie M1940;

Christie M1930;

3

 

б/н

опытный

построен в январе 1931г.

Первоначаль-но мог иметь 120-сильный двигатель Christie

в 1936г. продан в Великобританию

Christie M1940;

 

4

№1

по заказу 25 марта 1931 года

построен к сентябрю 1931г.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель

в октябре 1931г. поступил на Абердинский полигон, в 1932г. переведен в Форт-Нокс

Christie M1940;

Christie Combat Car T1;

5

 

№2

по заказу 25 марта 1931 года

построен осенью 1931г.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель

поступил во 2-ю танковую роту

Christie M1940;

Christie Medium Tank T3;

Convertible Medium Tank T3;

Tornado;

6

№3

по заказу 25 марта 1931 года

построен осенью 1931г.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель; позже получил шестеренчатую передачу

в 1932г. переведен в Форт-Нокс

Christie M1940;

Christie Combat Car T1;

Т1Е1 (после того, как получил шестереночную передачу);

7

№4

по заказу 25 марта 1931 года

построен зимой 1931г.

 

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель,

вооружение – 1 12-мм пулемет

в 1932г. переведен в Форт-Нокс

Christie M1940;

Christie Combat Car T1;

8

№5

по заказу 25 марта 1931 года

построен зимой 1931-1932гг.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель; позже получил 12-циллиндровый V-образный двигатель фирмы American LaFrance

в 1932г. переведен в Форт-Нокс

Christie M1940;

Christie Combat Car T1;

Т1Е2 или Т1Е3 (после установки двигателя фирмы American LaFrance)

9

№6°°

по заказу 12 июня 1931 года

(якобы, по польскому заказу)

построен зимой-весной 1932г.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель

поступил во 2-ю танковую роту

Christie M1940;

Christie Medium Tank T3;

Convertible Medium Tank T3;

Hurricane («Ураган»);

10

№7°°

по заказу 12 июня 1931 года

(якобы, по польскому заказу)

построен к марту 1932гг.

имел 338-ми или 343-х сильный двигатель, шестереночную передачу

поступил во 2-ю танковую роту

Christie M1940;

Christie Medium Tank T3;

Convertible Medium Tank T3E1;

Cyclone («Циклон»);

° В советских источниках указывают, что одно из поступивших шасси имело номер 2051, правда, неясно, что это за номер – серийный или регистрационный.

°° Иногда пишут, что №7 имел имя «Ураган», но из других следует, что последний серийный М1931 имел шестереночную передачу, которая, вроде бы, была на танке «Циклон», поэтому в данной таблице под №7 указан танк «Циклон».

 

    Пишут, что первые испытания серийный М1931 проходил на Абердинском полигоне в период с 28 января по 1 июня 1932г. Впрочем, возможно, это не так, поскольку из других источников узнаем, что первый серийный М1931 поступил на Абердинский полигон 9 октября 1931г. (Рис.23)

 

Рис.23 – На Абердинском полигоне.

 

    Боле того, известно, что зимой 1932г. машина попала в роту F 2-го танкового полка (Форт-Беннинг). Танк поступил в часть после пробега 1368 км (дистанция от Абердинского полигона до Форт-Мид). В результате, были обнаружены серьёзные дефекты мотора, как пишут, из-за плохой сборки. Для их ликвидации понадобилось 41 дня и 1700 долларов. Также выявились проблемы с коробкой передач. Лишь весной 1932 года танк стал полностью готовым к эксплуатации.

    С января 1932г. на Абердинском полигоне испытывали еще одну машину (возможно, №5). В ходе испытаний указывалось, что при езде на скорости более 56 км/ч ездить опасно, главной причиной назвали тормоза. В отчете от 29 января говорилось, что машину унесло в кювет, откуда его доставал второй танк. 16 февраля танк преодолел 422 километра на колесах и гусеницах, со средней скоростью 44 км/ч. Безостановочный 8-часовой пробег до Форт-Мид удалось пройти со второй попытки, в первый раз случилась поломка. В общей сложности к 28 мая 1932 года танк преодолел 1661 километр на гусеничном ходу и 1605 километров на колесном ходу. Общая стоимость обслуживания, включая замену мотора, составила 2655 долларов.

    Весной 1932г. во время испытаний серьезно пострадал один из танков (вроде бы, №7 Cyclone). Танк налетел на пень с такой силой, что выгнуло пол, а вентилятор разлетелся в куски. Пришлось усиливать днище танка. (Рис.24)

 

Рис.24 – Усиление днища танка №7.

 

    По результатам испытаний полигон дал, в целом, положительный отчет. Имелись претензии к доступу ряда агрегатов, тормозной системе, а также конструкции рычага КПП. Вместе с тем, отмечался хороший обзор, как из боевого отделения, так и отделения управления. Особенно хвалили место водителя. Испытатели отметили удобство работы экипажа. Экипаж мог переговариваться друг с другом, утомления при езде не испытывалось, удобным было попадание внутрь танка. (Рис.25)

 

Рис.25 – Испытания на Абердинском полигоне.

 

     Важным моментом в истории дальнейшего развития американского танкостроения явились смотрины образцов перспективных танков в Форте Беннинг – базе 2-ой танковой роты/67-ой пехотной роты (пишут и по-другому: 2-й танковый полк/67-й пехотный полк). К весне 1932г. на вооружении роты имелись легкие танки фирмы Cunningham типа Т1, опытный средний танк Cunningham Medium Tank Т2 и танки Christie Medium Tank T3. (Рис.26)

 

Рис.26 Перспективные танки из состава 2-ой танковой роты/67-ой пехотной роты (слева направо): Light Tank T1E2, Light Tank T1E1, Medium Tank T2, Christie Medium Tank T3.

 

    Формально выбор оставался не за военными, а за политиками. В апреле 1932г. Форт- Беннинг посетили американские конгрессмены, ответственные за выделение средств на дальнейшие опыты с танками.

     По свидетельству американского автора Чарльза М. Провинса, зафиксированного в его книге «Неизвестный Паттон» (Рис.27), следует, что в апреле 1932г. американские конгрессмены осматривали танки М1931 и в Форт-Майере, штат Вирджиния.

 

Рис.27 - George Smith Patton, Jr. (November 11, 1885 – December 21, 1945), фото 1919г.

Энтузиаст бронетанковых войск, стоял у истоков американского Танкового корпуса. Получил боевой опыт танкиста в 1918г. – командовал 304-ой Tank Brigade.

 

     Ниже рассказ Провинса об участии Паттона и его жены Беатрис в этих событиях.

     «Одна из непридуманных историй её (- Беатрис) активности связана с прототипом нового танка, который Джон Уолтер Кристи пытался продать американской армии. Джордж был приверженцем боевых машин Кристи несколько лет, и он договорился о демонстрации возможностей танка перед комиссией конгрессменов и высокопоставленных представителей армии. Происходило это в Форт-Майере, Вирджиния, в апреле 1932 года. Высокопоставленные лица представляли Комитет Военных Дел, им показывали лёгкий танк, называвшийся «гусеничная машина Кристи». Это была эффектная демонстрация мощности танка, его скорости и манёвренности. Он перескакивал через глубокие канавы, нёсся через брод и пересекал препятствия на полной скорости. Никто в мире раньше такого не видел. После демонстрации Джордж предложил любому из членов комитета прокатиться. Затем, когда все отказались, он передал шлем и защитные очки жене, после чего она прошла по той же полосе препятствий во второй раз. После заезда она покинула башню, широко улыбаясь, вся в грязи, но без единого синяка и довольная. Один из конгрессменов позже подошёл к Джорджу. «Это прекрасный танк, Джордж, несомненно, лучший из всех, что я видел. Но мы не собираемся его покупать, ты это знаешь. Я сомневаюсь, что мы это сделаем, даже если он приедет к ступеням Капитолия, полный голосов. Мы просто не можем тратить на него деньги». И все же, несмотря на позицию конгрессменов, в июне 1932 года Комитет по Вооружениям рекомендовал начать подготовку документации по улучшенной версии Medium Tank T3.

     На фоне изделий фирмы Cunningham танки Кристи выглядели выигрышнее даже для политиков. Было очевидно, что танки Кристи являются большим шагом вперед по сравнению с прочей танковой техникой, особенно с точки зрения подвижности, а машины Cunningham, выпестованные Департаментом вооружений, не имеют никаких преимуществ перед танками Кристи (пожалуй, только Medium T2 обладал большей огневой мощью). (Рис.28)

 

Рис.28 - Конкуренты на испытаниях. Впереди Convertible Medium Tank T3, за ним Medium Tank T2 и Medium Tank T1E1.

 

    Эксплуатация танков М1931 в войсках.

    С 1932г., танки М1931 подверглись тщательным испытаниям, как пехотой, так и кавалерией.

    Начнем с судьбы танков М1931, попавших в пехоту, точнее во 2-ю танковую роту, которая в октябре 1932г. будет преобразована в 67-ю пехотную роту, иногда указывают – 67-ой пехотный батальон или 67-ой пехотный полк. Местом дислокации данного подразделения был Форт-Беннинг (пишут также Форт-Бэннинг или Форт Беннинг). (Рис.29)

 

Рис.29 – Танки М1931 в Форт Беннинг.

 

     17 июня 1932 года танки из Форт-Бэннинга совершили пробег в Форт-Макферсон, штат Джорджия, и обратно. В его ходе танки прошли 234 мили (377 км), передвижение осуществлялось на колёсном ходу. (Рис.30)

 

 

Рис.30 – Танки Christie Medium Tank T3 во время пробега.

 

    На танке №2 Tornado обнаружились некоторые проблемы с системой смазки и бандажами, остальные две машины преодолели дистанцию без проблем. Кстати, именно танк №2 Tornado подвергся значительным переделкам. Он лишился глушителей, а заднюю стенку его корпуса сделали откидывающейся на петлях назад, что заметно облегчило доступ к трансмиссии.  Средняя скорость передвижения танков №6 Hurricane и №7 Cyclone составила 21,6 и 24,18 миль в час (34,8 и 38,9 км/ч) соответственно. Отмечалось, что водители после такого протяжённого пробега не чувствовали особой усталости. (Рис.31)

 

Рис.31 – На этом фото зафиксирован интересный случай – танк на скорости занесло, и машина оказалась в кювете.

 

    17 января 1933г. появился официальный отчет об испытательном цикле танков Christie Medium Tank T3, за время которого танки Кристи суммарно прошли 1403 мили (2258 км). Машины были сильно изношены, особенно в ходовой части, но общий итог был положительным. Помимо высокой манёвренности, отмечались достаточная мощь вооружения, а также удобство управления. В качестве недостатка отмечалось слабое бронирование (максимальная толщина бронелистов составляла 12,7 мм). В документе был сделан вывод: «Пехотный совет придерживается того мнения, что колёсно-гусеничный танк является наиболее подходящим для пехоты и что танки Кристи намного превосходят все другие танки, построенные до настоящего времени». Пехотный совет рекомендовал немедленно принять Convertible Medium Tank T3 стандартом и вложить имеющиеся средства в модернизацию и закупку новых танков этого типа.

     Местом базирования кавалерийских машин Christie Combat Car T1 был определен Форт-Нокс, штат Кентукки. (Рис.32)

 

Рис.32 - Christie Combat Car T1.

Вероятно, внешне Christie Combat Car T1 можно отличить от пехотных Convertible Medium Tank T3 по способу крепления антенного порта. На Combat Car T1 антенные порты крепились не на крыше башни, а на ее борту, при помощи специального кронштейна. На нижнем снимке танки Combat Car T1 1-го кавалерийского механизированного полка – в строю просматривается только один танк с антенной.

 

   Здесь с 16 января 1932 года дислоцировался 1-й кавалерийский механизированный полк. Своё происхождение он вёл от 1-го кавалерийского полка, старейшего кавалерийского подразделения США, основанного ещё в марте 1833 года. Таким образом, появление Combat Car T1 совпало с рождением в американской армии механизированных кавалерийских частей.

    По прибытии в Форт-Нокс танки стали подвергаться многочисленным модернизациям. Один танк получил шестеренчатую передачу, а вместе с ней обозначение Combat Car T1E1. Некоторые авторы считают, что все танки Combat Car T1 были переоснащены шестеренчатыми передачами. Ещё одна модернизация предусматривала замену двигателя Liberty L-12 на 6-циллиндровый дизель Cummins мощностью 120 лошадиных сил. Танк, который собирались подобным образом модернизировать, должен был получить обозначение Combat Car T1E2. Эту модернизацию не реализовали, но летом 1932г. в один из танков установили 12-циллиндровый V-образный двигатель фирмы American LaFrance мощностью 240 л.с. – модификации присвоили обозначение Combat Car T1E3. (Рис.33)

 

Рис.33 - Двигатель American LaFrance на танке М1931.

 

   Испытания на Абердинском полигоне показали, что мотор American LaFrance тише, но это все его достоинства. Более низкие динамические характеристики стали причиной тому, что после испытаний старые агрегаты вернули на место, танк снова стал Combat Car T1.

   Как и в случае с пехотным командованием, кавалерия рекомендовала стандартизировать боевую машину Кристи.

   Разумеется, как пехота, так и кавалерия указывали на выявленные недостатки конструкции М1931. Была отмечена теснота в носовой части корпуса, где помещался водитель, и в боевом отделении – читай в башне. В одноместной башне командир вынужден был заниматься сразу двумя делами: командовать танком и вести огонь из пушки или пулемета. Нарекания вызвал частый перегрев двигателя. Кавалеристы считали, что танк должен быть легче.

  14 октября 1932 года Комитет по вооружениям закончил спецификацию на улучшенный вариант танка М1931 - Medium Tank T3E2. Что касается выпущенных танков для пехоты и кавалерии типа М1931, то они эксплуатировались до мая 1936г. (Рис.34)

 

Рис.34 – М1931 в эксплуатации.

 

     Шесть танков далее использовали как мишени на артиллерийских полигонах, одну машину - Medium Tank T3 №2 Tornado отправили в музей – впрочем, некоторые авторы оспаривают, что это Medium Tank T3 №2 Tornado. (Рис.35)

 

Фото танка по состоянию на 1947г.

Рис.35 – Современное состояние Medium Tank T3 Tornado (?).

 

      В Форт-Ноксе до недавнего времени можно было найти останки легендарной машины Combat Car T1. (Рис.36)

 

Рис.36 – Останки Combat Car T1 в Форт-Ноксе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru