CTL-3//CTL-3A

 

 

Вариант CTL-3.

Вариант CTL-3A.

CTL-3//CTL-3A

США

Минилегкий по массе танк сопровождения

масса

4,3 т

вооружение

3/2 пулемета

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

110/124 л.с

выпускался

1936-1937гг., Marmon-Herrington

10 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1929-1938гг.

Сверхлегкие и минилегкие танки-танкетки

 

 

     В 1936г. Корпус морской пехоты США занялся поиском легких танков, удобных для морской транспортировки и десантирования с судов. В этом смысле машины фирмы Marmon-Herrington типа CTL массой 3-4 т выглядели весьма перспективно. (Рис.1)

 

Рис.1 – Способы морского десантирования сверхлегких танков типа CTL.

 

     Вначале армейское ТЗ подразумевало, что танк массой около 3 т должен был иметь пушку и защиту от крупнокалиберных пулеметов. Однако такие требования для платформы CTL оказались нереальными. В 1936г. для морской пехоты США подготовили вариант CTL-3. (Рис.2)

 

Рис.2 - Вариант CTL-3.

 

    Масса машины оценивается в 4,3 т. Двухместная машина получила сразу три пулемета, причем один – крупнокалиберный. Изменилась ходовая часть – заднее ведущее колесо максимально приподняли над грунтом.

    Для подготовки технического персонала и танковых экипажей в 1936 году были закуплены пять танков модификации CTL-3. Машины были сданы заказчику в том же году. 1 марта 1937г. сформировали 1-ю танковую роту, 1-й бригады КМП (Корпуса морской пехоты) в Куантико (Quantico) - позднее 1-я танковая рота КМП была переформирована в 1-ю разведывательную роту (1st Scout Company). Результаты войсковой эксплуатации, а также проведенные десантные учения FLEX-4 выявили ряд недостатков CTL-3. Изготовители предложили доработанную модель CTL-3А (Рис.3), получившую, как будто, более широкие гусеницы и двигатель Геркулес мощностью 124 л.с., кроме того, танк лишился крупнокалиберного пулемета, а передняя лобовая деталь потеряла наклон и получила ступеньку, видимо, для увеличения внутреннего пространства боевого отделения.

 

Рис.3 – Машина на снимке трактуется как вариант CTL-3А, на нижней машине гусеницы, вероятно, от предыдущего варианта CTL-3.

 

     В 1937г последовал заказ на пять штук CTL-3A, их поставка заказчику растянулась до середины 1939г. – в некоторых источниках пишут, что все пять CTL-3A поступили на вооружение уже в 1937г. В начале 1940 года 1-я танковая рота морпехов приняла участие в учениях FLEX-6. На вооружении роты имелось 5 танков CTL-3 и 5 CTL-3A (- как видим, речи о бронетракторах не идет), а для сравнения боевых возможностей танков роте временно придали один экземпляр легкого танка М2А4. После учений все танки типа CTL довели (1941г.) до единого стандарта CTL-3М – главное изменение – усиление подвески. (Рис.4)

 

Рис.4 - CTL-3М с усиленной подвеской.

 

    В 1941г. танки CTL-3M передали 1-й и 2-й разведротам, в которых они несли службу вместе с бронетранспортерами Скаут МЗА1. Машины типа CTL-3 использовались морпехами до 1943г. Похоже, один CTL-3М в сильно измененном виде дожил до нашего времени. В сети встречается снимок танка, который представляет собой симбиоз ходовой CTL-3М с корпусом и башней, похожими на те, что имели танки Combat Car M1. (Рис.5)

 

Рис.5 – CTL-3М.

 

     Указывается, что эта машина находилась на службе Корпуса морской пехоты США и даже имела собственное имя “Bob Hope tank”.  Возможно, такой гибрид был создан для фильма. Говорят, теперь башни на этом танке нет.

    На базе CTL-3 фирма Marmon Herrington выпускала тягач-бронетранспортер Marmon-Herrington TBS30 и TBS45. Машины оснащались фордовскими двигателями V-8. (Рис.6)

 

Рис.6 - Marmon-Herrington TBS30 и TBS45.

 

     Возможно, в 1940г. голландцы заказали 285 штук TBS30, которые принимали участие в боевых действиях на о. Ява. После вступления в войну США было заказано 330 тягачей TBS45.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru