CTL-3//CTL-3A

Вариант CTL-3.

Вариант CTL-3A.
CTL-3//CTL-3A
США
Минилегкий по массе танк сопровождения
|
масса |
4,3 т |
|
вооружение |
3/2 пулемета |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
110/124 л.с |
|
выпускался |
1936-1937гг., Marmon-Herrington 10 шт. |
Основная статья:
Американское танкостроение 1929-1938гг.
Сверхлегкие и
минилегкие танки-танкетки
В 1936г. Корпус морской пехоты США занялся поиском легких танков, удобных для морской транспортировки и десантирования с судов. В этом смысле машины фирмы Marmon-Herrington типа CTL массой 3-4 т выглядели весьма перспективно. (Рис.1)


Рис.1 – Способы морского десантирования сверхлегких танков типа CTL.

Масса машины оценивается в 4,3 т. Двухместная машина получила сразу три пулемета, причем один – крупнокалиберный. Изменилась ходовая часть – заднее ведущее колесо максимально приподняли над грунтом.
Для подготовки технического персонала и танковых экипажей в 1936 году были закуплены пять танков модификации CTL-3. Машины были сданы заказчику в том же году. 1 марта 1937г. сформировали 1-ю танковую роту, 1-й бригады КМП (Корпуса морской пехоты) в Куантико (Quantico) - позднее 1-я танковая рота КМП была переформирована в 1-ю разведывательную роту (1st Scout Company). Результаты войсковой эксплуатации, а также проведенные десантные учения FLEX-4 выявили ряд недостатков CTL-3. Изготовители предложили доработанную модель CTL-3А (Рис.3), получившую, как будто, более широкие гусеницы и двигатель Геркулес мощностью 124 л.с., кроме того, танк лишился крупнокалиберного пулемета, а передняя лобовая деталь потеряла наклон и получила ступеньку, видимо, для увеличения внутреннего пространства боевого отделения.



Рис.3 – Машина на снимке трактуется как вариант CTL-3А, на нижней машине гусеницы, вероятно, от предыдущего варианта CTL-3.
В 1937г последовал заказ на пять штук CTL-3A, их поставка заказчику растянулась до середины 1939г. – в некоторых источниках пишут, что все пять CTL-3A поступили на вооружение уже в 1937г. В начале 1940 года 1-я танковая рота морпехов приняла участие в учениях FLEX-6. На вооружении роты имелось 5 танков CTL-3 и 5 CTL-3A (- как видим, речи о бронетракторах не идет), а для сравнения боевых возможностей танков роте временно придали один экземпляр легкого танка М2А4. После учений все танки типа CTL довели (1941г.) до единого стандарта CTL-3М – главное изменение – усиление подвески. (Рис.4)

Рис.4 - CTL-3М с усиленной подвеской.
В 1941г. танки CTL-3M
передали 1-й и 2-й разведротам, в которых они несли службу вместе с
бронетранспортерами Скаут МЗА1. Машины типа
CTL-3 использовались морпехами до 1943г. Похоже, один CTL-3М в сильно
измененном виде дожил до нашего времени. В сети встречается снимок танка,
который представляет собой симбиоз ходовой CTL-3М с корпусом и башней, похожими
на те, что имели танки Combat Car M1. (Рис.5)

Рис.5 – CTL-3М.
Указывается, что эта машина находилась на службе Корпуса морской пехоты США и даже имела собственное имя “Bob Hope tank”. Возможно, такой гибрид был создан для фильма. Говорят, теперь башни на этом танке нет.
На базе CTL-3 фирма Marmon Herrington выпускала тягач-бронетранспортер Marmon-Herrington TBS30 и TBS45. Машины оснащались фордовскими двигателями V-8. (Рис.6)



Рис.6 - Marmon-Herrington TBS30 и TBS45.