Pavesi Autocarro Tagliafili

 

 

Pavesi Autocarro Tagliafili

Италия

Бронированная вооруженная вездеходная машина

масса

6 т

вооружение

3-5 пулеметов

экипаж

5 чел.

мощность силовой установки

50/56 л.с.

проект

1915-1916гг., La Motoaratrice (Brevetti Ingg. Pavesi & Tolotti)

выпускался

1917г., La Motoaratrice (Brevetti Ingg. Pavesi & Tolotti)

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1912-1919гг.

Первые танки

 

 

В 1915 году фирма La Motoaratrice (Brevetti Ingg. Pavesi & Tolotti) взялась за проектирование вездеходной бронированной вооруженной машины на колесном ходу. В некоторых источниках уточняют, что инициатором разработки такого аппарата мог выступить капитан от артиллерии Луиджи Гуссалли (Luigi Gussalli) – в отечественных источниках его можно узнать под именем Луиджи Кассали – впрочем, данное допущение, возможно, не является фактическим.

     В конце первого десятилетия 20-го века инженер из Новары (города к западу от Милана на промышленном севере Италии) Уго Павези (Ugo Pavesi,17/7/1886 – 13/7/1935) разработал систему колеса повышенной проходимости. Суть изобретения была в добавлении в колесо эксцентрика с возможностью поворота и пружинящими спицами. В зависимости от состояния грунта менялось расположения эксцентрика и можно было менять количество прилегающих к земле башмаков. А если к башмакам добавлялись шпоры, то и возможность вертикального вдавливания шпор в землю. В историю данная система вошла под названием P.T. Pad Wheel - P.T. расшифровывается, как Pavesi-Tolotti, инженер Giulio Tolotti примерно с 1914г. являлся компаньоном Ugo Pavesi). (Рис.1)

 

Рис.1 - Система P.T. Pad Wheel. Фото: Chilton’s Automotive Industries, 1917 г.

 

     Первый трактор c таким колесом под названием «Тип Америка» был предложен в 1913 году, на машине стоял двигатель объемом 8 литров мощностью 40 л.с. (Рис.2)

 

Рис.2 – Первый трактор Ugo Pavesi, 1913г.

 

     В 1914 году Павези и Толотти предложили военным трактор Pavesi-Tolotti Tipo A, а затем и Pavesi-Tolotti Tipo B. Мощность двигателя составляла 56 л.с., компоновка классическая тракторная на жесткой раме, цепной привод от двигателя к задним колесам. Задние колеса могли оснащаться и обычными колесами, и колесами системы Павези. (Рис.3)

 

Pavesi-Tolotti Tipo A – по сути, это базовая модель сельскохозяйственного трактора.

https://s3.amazonaws.com/files.activeboard.com/1555901?AWSAccessKeyId=1XXJBWHKN0QBQS6TGPG2&Expires=1505347200&Signature=2q4d56e2cdImemFlSbGHOQIdGXA%3D

Pavesi-Tolotti Tipo В, тот же трактор, но немного модифицированный под армейский тягач.

Рис.3 – Pavesi-Tolotti Tipo A/В.

 

    Указывают, что оригинальные армейские тракторы без брони весили около 5 тонн и были оснащены 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями мощностью 50 л. с. при 800 об./мин. Несмотря на малую мощность двигателя, тракторы могли тянуть до пяти 20-тонных фургонов, сцепленных вместе общим весом до 100 тонн со скоростью до 3 миль в час.

     Взяв за основу, как считается, вариант Pavesi-Tolotti Tipo A, Pavesi приступил к проектированию колесной бронированной машины инженерного назначения с основной задачей – прорыв заграждений из колючей проволоки. В одних источниках начало разработки датируют 1915г., в других – началом 1916г. Инженер поменял местами передние и задние мосты – теперь мост с P.T. Pad Wheel колесами оказался спереди, а впереди двигателя появилась кабина водителя, в которой с правой стороны для водителя был расположен прямоугольный смотровой люк. За кабиной справа по борту на цилиндре, покрывавшим все высоту корпуса, смонтировали открытую полу-башню с 6,5-мм пулеметом FIAT model 1914 с водяным охлаждением. По углам передней части корпуса установили два высоких вертикальных стержня с зазубринами для резки колючей проволоки. Вместо того чтобы просто полагаться на поступательное движение транспортного средства для резки проволоки, сбоку кабины выходил приводной горизонтальный вал, который соединялся с серединой каждого вертикального стержня. Вращение этого вала, приводимого в действие двигателем, заставляло два набора вертикальных зубцов в режущей колонне двигаться вверх и вниз друг напротив друга, производя режущее движение. Машина была изготовлена, видимо, к ноябрю 1916г., поскольку пишут, что испытания для Комиссии, созданной армией для оценки конструкции, были перенесены с 10 июля 1916 года до 9 ноября того же года. (Рис.4)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1917_2.jpg

Рис.4 – Первый прототип бронированной машины Pavesi.

Photo: Pignato.

 

    Далее сообщается, что: «испытания прототипа с проездом через проволочные заграждения были отложены из-за механических проблем с 9 ноября на 13-е. Этот второй раунд испытаний прошел гораздо успешнее…». (Рис.5)

 

Рис.5 – Тест по преодолению проволочных заграждений. Пишут, что на этом этапе на передней части корпуса машины были прикреплены горизонтальные балки на Х-образной раме. За счет этих балок, мол, получалась такая широкая просека в заграждениях. К сожалению, на доступных фото машины горизонтальных балок на передней части корпуса машины я не нашёл.

 

     Однако аримейская комиссия справедливо подметила, что машина не подходит для действий на пересеченной местности – только на ровной поверхности. Также рекомендации по улучшению конструкции включали повышение скорости и защиты, уменьшение запутывания передних колес из-за оборванной проволоки и улучшение тяги.

     Следуя указаниям военных, машину следовало существенно доработать. Говорят, модификации выполнялись в Беллуно (Belluno), в итальянском регионе Венето, с мая 1917 года.

     Проходимость машины решили улучшить за счет еще одного моста с колесами P.T. Pad Wheel. Двойные колеса имели диаметр 95 см с шириной площадок 25 см. Две передних оси связывались общей подвеской с пластинчатыми рессорами. Пишут также, что: «Чтобы предотвратить зацепление и запутывание в проволоке, был разработан новый чехол (-?), который надевался на оба колеса с дополнительной зубчатой ​​секцией между ними, чтобы поймать любую проволоку, прежде чем она могла бы намотаться на ось колеса или в механизм колодки. Аналогичным образом, сзади, пара гладких ободов колес, которые ранее были открытыми спицами, также были закрыты». (Рис.6, Рис.7)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_3.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_4.jpg

Рис.6 – Машина модифицирована дополнительным мостом с колесами P.T. Pad Wheel.

Фото сделаны во время дорожных испытаний.

 

 http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_6.jpg

Рис.7 – Вид на передние мосты и резак – отлчно просматривается механизм приводного вала к резакам.

 

     Вооружение и защита были улучшены за счет появления двух симметрично расположенных в передней части корпуса полностью закрытых пулеметных башен и еще одного пулемета в корме. Таким образом получился колесный танк, известный ныне как Pavesi Autocarro Tagliafili (Рис.8).

 

https://s3.amazonaws.com/files.activeboard.com/1555902?AWSAccessKeyId=1XXJBWHKN0QBQS6TGPG2&Expires=1505347200&Signature=AslT1mnum32fT1%2BRYWyqSXQZm8c%3D

Рис.8 – Боковая проекция модифицированной машины Pavesi.

 

Масса машины, вероятно, 6 или несколько больше тонн. Бронирование 3,5-4 мм. Экипаж машины 5 чел. Вооружение - сначала три 6,5-мм пулемета FIAT модели 1914, затем в башнях установили спарку пулеметов, что довело число пулеметов до 5 штук. (Рис.9)

 

С одним пулеметом в каждой башне.

С двумя пулеметами в каждой башне.

Рекламное изображение Pavesi Autocarro Tagliafil 1925 года. Дата 1915 год указана ошибочно.

Рис.9 – Варианты вооружения в башнях.

 

В мае (-?) 1917г. провели новую серию испытаний колесного танка Pavesi. (Рис.10)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/at_pavesi/pavesi_m1916_5.jpg

Рис.10 – Танк Pavesi на испытаниях.

Фото см. Ceva Lucio, Curami Andrea. «La meccanizzazione dell'esercito italiano dalle origini al 1943». Tomo 2. Documentazione, Roma, 1994.

 

При тестировании машина продемонстрировала не лучшие результаты. При передвижении по ровной поверхности машина развивала скорость до 6 км/ч (3-5км/ч), но общие ходовые качества были скромными. На пересеченной местности «танк» по-прежнему мог передвигаться только прямо. Такие динамические характеристики в сочетании с очень тонкой броней определяли крайне низкую боевую ценность машины, армия от нее отказалась. Единственный прототип машины был разобран на металлолом.

В некоторых источниках излагается другая версия процесса разработки танка Pavesi – мол, вначале появился вариант с тремя мостами и двумя башнями, а затем, из-за слабых динамических характеристик машину упростили, и появился вариант с двумя мостами и одной полу-башней, но логика развития конструкции (от простого к сложному) ставит под большой вопрос такую трактовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru