FIAT 2000

 

 

FIAT 2000

Италия

Тяжелый танк

масса

42 т

вооружение

65-мм орудие

7 пулеметов

экипаж

10 чел.

мощность силовой установки

240 л.с

выпускался

1918 – 1919гг., FIAT

4 шт.

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1912-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

     В начале 1916 года итальянские конструкторы из фирмы FIAT, не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, приступили к разработке тяжелого гусеничного шасси. В феврале 1918 года фирма FIAT получила формальный заказ от верховного командования на разработку тяжелого танка Carro Pesante. Прототип был готов в конце февраля – начале марта 1918г. Впрочем, вооружение на прототипе так и не было установлено (Рис.1).

 

Рис.1 – Carro Pesante FIAT mod.17, весна 1918г.

 

     Нетрадиционной получилась компоновка танка. Корпус был поделен на два этажа. Моторно-трансмиссионное отделение и баки с горючим занимали пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Верхнюю часть занимало обитаемое боевое отделение. В целом, выбранный итальянскими инженерами курс получил полное подтверждение – опытный образец обладал неплохими динамическими качествами (сравнительно с англо-французскими танками), а также показал хорошую проходимость по бездорожью и горной местности. (Рис.2)

 

Рис.2 – Прототип танка FIAT mod.17 на испытаниях, 1918г.

 

Первоначально планировалось выпустить сотни тяжелых танков. Но их серийное строительство оказалось делом нешуточным, к тому же внимание военных привлекли легкие французские танки, и в последние месяцы войны заказ существенно сократили. В конечном итоге с фирмой FIAT был заключен контракт на постройку 4 серийных тяжелых танков, два из которых успели сдать к ноябрю 1918 года. Остальные два танка были выпущены в начале 1919 года.

Серийные машины имели массу в 42 т при длине 7,4 м, ширине 3,1 м, высоте 3,8 м. Высота клиренса составляла 540 мм. (Рис.3)

 

Рис.53 – Схема окончательного варианта танка FIAT 2000, 1918г.

 

В основе конструкции корпуса лежал стальной каркас, на котором при помощи болтов, заклёпок и уголков, крепились листы катаной броневой стали. Вертикальные бронелисты (лоб, корма, борт) имели толщину 20 мм, горизонтальные (крыша, днище) – по 15 мм. Имелся наклон лобового, бортовых и кормового листов корпуса, ходовая часть прикрывалась большими экранами, что неплохо защищало экипаж и силовую установку. Для посадки и высадки служила дверь в левом борту.

В корпусе монтировались семь 6,5-мм пулеметов FIAT-Revelli mod.1914.  с водяным охлаждением. Пулеметы имели оптические прицелы. Чтобы улучшить сектора обстрела расположение их изменили. Теперь они располагались следующим образом: по два с каждого борта, два по углам передней части, два по углам задней части корпуса и один в кормовом бронелисте.  Вертлюжная установка пулемета крепилась на кронштейне к стенке корпуса и включала качающийся цилиндрический щиток и поворотный щиток в форме половины усеченного конуса, допускала угол горизонтального наведения 100-110°, так что в сумме пулеметы давали почти круговой обстрел. Автоматика пулеметов действовала за счет отдачи ствола с коротким ходом, питание производилось от коробчатого магазина на 50 патронов, снаряжавшегося из винтовочных обойм. Боевая скорострельность пулеметов составляла 400 выстрелов в минуту.

Кроме того, были сохранены бортовые амбразуры уменьшенного размера для стрельбы из личного оружия (по три с каждого борта и два в кормовом бронелисте), оснащенные бронированными заслонками.

На крыше корпуса устанавливалась полусферическая башня, в лобовой части которой монтировалось 65-мм горное орудие с длиной ствола 17 калибров (Cannone 65/17 modele 1913). (Рис.4)

 

https://sun9-28.userapi.com/c847217/v847217871/155d50/DTLclzHvLww.jpg
Рис.4 – Вид анфас и профиль FIAT 2000.

 

Наведение орудия и вращение башни было ручным. Наличие телескопического прицела и возможность вертикального наведения в пределах от -10° до +75°. Большие углы наведения по вертикали были весьма полезны, поскольку размещение башни оставляло вокруг танка большую мертвую зону, и огонь из пушки приходилось вести в основном навесной, что делало FIAT 2000 опасным противником для укрывшейся в траншеях пехоты. Амбразура башни перекрывалась изнутри связанным с пушкой вертикальным щитком. Стрельба велась фугасными снарядами массой 4,3 кг, которые имели начальную скорость 345 м/с и максимальную дальность стрельбы 6800 метров.

Экипаж из 10 человек размещался в двухъярусном обитаемом отделении. (Рис.5)

 

Рис.5 – Внутренняя компоновка FIAT 2000.

 

Водитель (он же командир машины) размещался по оси машины в выступающей передней рубке со специфическим выгнутым лобовым бронелистом, для наблюдения на марше он пользовался окном в этом листе, закрывавшимся глухой бронекрышкой, в бою - перископическим прибором. Водитель управлял танком при помощи рулевой колонки, которая была связана через специальное сцепление с тормозными барабанами. В центре боевого отделения во вращающейся башне стоя располагался наводчик, рядом заряжающий; по периметру корпуса - пулеметчики.

Танк получил неплохую обзорность. Для наблюдения за местностью на марше использовались люки по бортам рубки и в её лобовой части, которые прикрывались бронированными крышками с наблюдательными щелями. В боевых условиях наблюдение велось с помощью перископического прибора.

В кормовой части корпуса, под ступенчатым полом, устанавливался авиационный 6-цилиндровый бензиновый двигатель FIAT A-12 мощностью 240 л.с. при 1400 об/мин, который оснащался карбюратором Solex M.O.V.T. и жидкостной системой охлаждения заполняемой водой. Сверху двигатель защищался металлическими пластинами, а за ним находились радиатор и вентилятор. Радиатор обдувался вентилятором, засасывающим воздух через бронированные жалюзи, установленные в заднем бронелисте. Два глушителя выводились по бортам корпуса. Трансмиссия включала главный фрикцион (сцепление) и коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота. Топливный бак ёмкостью на 600 (по другим данным – 1000) литров бензина находился в средней части корпуса. Машина развивала скорость по шоссе 7,5 км/ч (среднетехническая скорость 6 км/ч). Запас хода 75 км.

Ходовая часть танка имела упругую подвеску и не отличалась от прототипа образца 1917 года: на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные на полуэллиптических рессорах; спереди и сзади имелись натяжные ролики («упорные катки»). Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галя. Выступавшие впереди цепи были весьма уязвимы. Дополнительная бронезащита ведущих и направляющих катков так и не прижилась, поскольку пространство между ними часто забивалось грязью. Следует также отметить, что при длине опорной поверхности гусеничных цепей 2150 мм и ширине траков 450 мм удалось обеспечить приемлемое давление на грунт при лучшей защищенности шасси.

На испытаниях первый серийный FIAT 2000 показал чуть худшие показатели, чем прототип, но даже в этом случае боевые возможности собственного танка (Рис.6) итальянцы оценивали намного выше, чем у танков французского производства.

 

 

 

https://sun9-62.userapi.com/c847021/v847021871/15b275/3b_61yxJ1S8.jpg

Рис.6 – Тяжелый танк FIAT 2000.

 

Например, при полной боевой масса 42 тонны и максимальной длине 7,4 метра танк мог преодолевать ров шириной 3,5 метра, стенку высотой 0,9-1,1 метра и брод глубиной до 1 метра при наличии относительно твердого и пологого дна. Также в процессе публичных демонстраций, FIAT 2000 мог проломить кирпичную стену толщиной 3,5 метра и шириной 60 см, а также свалить дерево с диаметром ствола порядка 50 см. (Рис.7)

 

https://sun9-14.userapi.com/c847021/v847021871/15b27e/cKNDx_ktEp4.jpg

Рис.7 – Демонстрация возможностей FIAT 2000.

 

В боевых действиях WWI танки FIAT 2000 участия принять не успели, но казались весьма совершенными тяжелыми машинами. Машина имела лучшую по сравнению с французскими танками штурмовой артиллерии проходимость и маневренность, мощный 240-сильный авиационный двигатель, превосходила все танки союзников по толщине брони. Защищенность ее улучшалась также за счет броневых фальшбортов гусе­ниц и наклонной бронировки бое­вого отделения. Танк отличался сильным вооружением. 7 пулеметов, рас­положенных по периметру вагонообразного корпуса и 65-мм горная пушка в полусферической башне создавали сплошную зону огня, в то время как другие тяжелые машины похвастаться этим либо не могли, либо их огонь не достигал такой интенсивности.  Выгодно, по сравнению с жесткой тракторной подвеской на английских ромбах, смотрелась упругая подвеска итальянца. Двигатель и баки с горючим находились под полом между гусениц, что повышало за­щищенность моторно-трансмиссионной установки, хотя вслед­ствие этого высота танка и превы­шала 3,8 м. Для командира (он же водитель танка) имелся перис­коп для наблюдения, что отличало «Фиат-2000» в лучшую сторону от других танков своего времени, имевших примитивные смотровые щели.

Восторженные отзывы несколько утихли после поступления информации, полученной в ходе эксплуатации танков. Наибольшие нарекания вызывала ходовая часть – небольшой динамический ход катков делал тряску машины весьма ощутимой, а устранить эту недоработку без коренных изменений в конструкции ходовой части было невозможно.

Скоростные качества FIAT 2000 также оказались далеки от идеальных. По дорогам с твердым покрытием танк не смог развить скорость более 7,5 км/ч, а среднетехническая скорость не превышала 6 км/ч. Эксплуатационные качества двигателя также оказалась весьма низкими. При работе более 4-5 часов система охлаждения не справлялась с нагрузкой, что вызывало сильный перегрев силовой установки и повышение температуры в боевом отделении. Однако поистине непомерным оказался расход топлива – огромный 800-литровый топливный бак опустошался уже через 75 км пути.

Оказалось также, что высота и ширина танка не являются оптимальными. Центровка получилась слишком высокой, и использовать FIAT 2000 на пересеченной гористой местности было небезопасно. (Рис.8)

 

https://sun9-14.userapi.com/c847021/v847021871/15b290/VaGIypwgCt8.jpg

Рис.8 – Наглядные габариты танка FIAT 2000.

 

Ещё одним неприятным сюрпризом стало наличие только одной двери, предназначенной для высадки и посадки экипажа в танк. При условии отсутствия каких-либо люков в корпусе эвакуация танкистов даже в случае пожара (а такая опасность присутствовала на всём периоде эксплуатации танка) было очень затруднительным делом.

В процессе учений работа экипажа осложнялась не только высокой температурой, но и скоплением пороховых газов после выстрелов из пушки и пулеметов. Поскольку вентиляция осуществлялась единственным вентилятором, выполнить полное проветривание можно было лишь после остановки танка и открытия всех люков и двери – в боевых условиях это привело бы к фатальным последствиям.

Также инженеры не позаботились об обеспечении танка средствами связи. Внутри боевого отделения танкисты могли обмениваться только жестами, а в бою ведомые танки должны были ориентироваться на маневры ведущего или вообще действовать самостоятельно.

Помимо прочего, масса претензий была предъявлена к вооружению. Рабочие места для обслуживания пулеметов были признаны неудачными.  Из всех 10 членов экипажа более-менее удобное рабочее место имел водитель Кормовым пулеметчикам приходилось вести стрельбу в буквальном смысле с колена, что на ходу отрицательно сказывалось на точности.

Конструкция башни также подверглась критике – сектора обстрела по горизонту сокращались массивной крышей корпуса, большая высота полусферы оказалась избыточной, а управление башней было затруднено.

В боевых действиях WW I танки FIAT 2000 участия принять не успели.

Два первых серийных танка FIAT 2000 не покидали пределов Италии. Они интенсивно эксплуатировались до 1922г., а затем были выведены во «вторую линию». (Рис.9)

 

https://sun9-62.userapi.com/c847021/v847021871/15b26c/XysSKk2WOMA.jpg 

https://sun9-71.userapi.com/c847021/v847021871/15b287/u0LSk-_lbz8.jpg

Рис.9 – Танки FIAT 2000 во время эксплуатации.

 

Один тяжелый танк FIAT 2000 в феврале 1919 года был отправлен в Триполитанию (Ливию), где итальянские войска пытались сломить сопротивление восставших арабских племен. Ряд зарубежных источников утверждает, что FIAT 2000 принял участие в нескольких операциях 1919-1920 гг., но без уточнения подробностей. Не исключено, что тяжелый танк использовался в качестве средства устрашения, но нельзя исключать возможности его применения в качестве самоходного орудия огневой поддержки. Впоследствии этот FIAT 2000 остался в Триполи, войдя в состав «независимой артиллерийской секции», здесь танк закончил свою карьеру в 1930-е годы - был разобран на металл.

Четвертый FIAT 2000 был отправлен на полигон под Римом, где использовался для различного рода испытаний. В 1932-1933гг. на этом танке в рамках программы модернизации тяжелых машин путем усиления вооружения, вместо носовых пулеметов установили две 37-мм пушки (Cannone da 37/40), что теоретически позволяло использовать «подвижные форты» в качестве противотанковых средств. (Рис.10)

 

 

Рис.10 – Вероятно, это фотография танка FIAT 2000 с двумя 37-мм пушками вместо фронтальных пулеметов.

 

Окончательно танки FIAT 2000 сняли с вооружения в 1934 году.  Две машины FIAT 2000 отправили своим ходом в Форт Трибутино – путешествие выдалось напряженным, поскольку несколько раз возникала угроза возгорания двигателей. Неудивительно, что после прибытия оба танка незамедлительно отправили на слом. Третий FIAT 2000, ранее оснащенный 37-мм пушками, частично разукомплектовали и, оснастив муляжами вооружения, установили в качестве памятника во внутреннем дворе казарм 3-го танкового полка (3° Reggimento carristi) в Болонье. К сожалению, этот музейный экспонат до наших дней не сохранился. Предположительно, танк был уничтожен в ходе боевых действий на территории Италии в 1944 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru