Carro Pesante FIAT mod.17

 

 

Carro Pesante FIAT mod.17

Италия

Тяжелый танк

масса

42 т

вооружение

65-мм орудие

7 пулеметов

экипаж

10 чел.

мощность силовой установки

240 л.с

проект

1917-1918гг., FIAT

выпускался

1918г., FIAT

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Итальянское танкостроение 1912-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

В начале 1916 года итальянские конструкторы из фирмы FIAT, не дожидаясь выдачи военным ведомством официального задания, приступили к разработке тяжелого гусеничного шасси. 21-го июня 1917 года на испытания был предъявлен первый опытный образец гусеничного шасси FIAT (Рис.1). 

 

Рис.1 – Опытное шасси FIAT, 1917г.

 

Для обеспечения максимально возможной проходимости по пересеченной местности в обоих направлениях (вперед-назад) была разработана абсолютно симметричная ходовая часть, занимавшая примерно 50% от общей высоты танка. Применительно на один борт она состояла из следующих компонентов:

- четыре двухктаковые тележки с подвеской на полуэллиптических рессорах;

- два натяжных ролика (спереди и сзади) на пружинных рессорах;

- переднее ведущее колесо;

- заднее направляющее колесо;

- желоб для поддержки верхней ветви гусеницы;

- крупнозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 450 мм, каждый трак оснащался подушкой с развитым грунтозацепом и рельсом, по которым катились катки с ребордами.

На опытном образце устанавливался макет части корпуса из обычной стали, прикрывавший ходовую часть. Открытый сверху корпус прикрывался только брезентом, натянутым на деревянных стойках по бортам. Компоновка была близкой к «классической»: спереди – отделение управления, в средней части – «боевой отсек», а на корме устанавливался бензиновый двигатель, вероятно, FIAT A-12 мощностью 240 л.с. при 1400 об/мин и трансмиссия. Привод на ведущие колёса обеспечивался цепями Галля.

Опытный образец шасси проходил усиленные испытания на полигоне под Турином в течение второй половины 1917 года. В феврале 1918 года фирма FIAT получила формальный заказ от верховного командования на разработку тяжелого танка Carro Pesante.

Вероятно, при проектировании своего танка итальянцы учли негативный опыт французской машины СА1. В конструкцию прототипа внесли несколько изменений, а также установили имитацию верхней части корпуса и приземистой башни конической формы, выполненные из фанеры. Предварительно был утвержден вариант с установкой трех пулеметов в лобовом листе корпуса и четырех пулеметов по бортам. (Рис.2)

 

Рис.2 – Первый вариант танка FIAT - Carro Pesante FIAT mod.17, 1917г.

 

     Прототип был готов в конце февраля – начале марта 1918г. Впрочем, вооружение на прототипе так и не было установлено (Рис.3).

 

Рис.3 – Carro Pesante FIAT mod.17, весна 1918г.

 

     Нетрадиционной получилась компоновка танка. Корпус был поделен на два этажа. Моторно-трансмиссионное отделение и баки с горючим занимали пространство между днищем корпуса и полом обитаемого отделения по всей длине. Верхнюю часть занимало обитаемое боевое отделение. В целом, выбранный итальянскими инженерами курс получил полное подтверждение – опытный образец обладал неплохими динамическими качествами (сравнительно с англо-французскими танками), а также показал хорошую проходимость по бездорожью и горной местности. (Рис.4)

 

Рис.4 – Прототип танка FIAT mod.17 на испытаниях, 1918г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru