Treffas-Wagen

Германия
Бронированная вооруженная вездеходная машина
|
масса |
19 т |
|
вооружение |
57-мм орудие или 2х20-мм орудия |
|
экипаж |
3-4 чел. |
|
проект |
1916г., Bremen Hansa-Lloyd |
|
выпускался |
1917г., Bremen Hansa-Lloyd 1 ш. опытный |
Основная статья: Германское
танкостроение 1912-1919гг.
Для разработки новой боевой машины типа танк решением Военного министерства кайзеровской Германии 13 ноября 1916г. была создана техническая комиссия под руководством генерала Фридрихса, руководителя 7 (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства. Это отделение – Abteilung 7, Verkehrswesen (A7V) - было образовано в октябре 1915г. Именно ему отводилась роль заказчика новой машины.
Взгляды Военного министерства и высшего командования на назначение новой машины значительно расходились. В результате, появилось компромиссное решение о разработке универсального шасси. 15 ноября сформулировали требования к гусеничному самоходному шасси, которое можно было бы использовать для танка и трактора или грузовика (- очевидно, имелся ввиду тягач). При этом машина должна была развивать скорость до 12км/ч, преодолевать рвы шириной 1,5м и подъем крутизной 30°.
1 февраля 1917 года «Ганза-Лойд» продемонстрировала в Берлине трёхколёсную бронемашину «Треффасваген» (Treffaswagen), высокую проходимость которой обеспечивали два приводных колеса большого диаметра с широким стальным ободом (Рис.1)


Рис.1 – Прототип Treffas-Wagen, февраль 1917г.
Фирма Hansa-Lloyd из Бремена (Bremen Hansa-Lloyd) решила не подражать английским ромбам. К тому же казалось, что гусеничное шасси, хотя и обещало лучшую проходимость, было трудоемким в производстве, поэтому немецкая боевая машина была выполнена по схеме высоколесного танка, напоминающего увеличенный в размерах трехколесный трактор. (Рис.2)

Рис.2 - Treffas-Wagen в профиль.
Общая масса Trefass-Wagen составила 19 тонн. Основу ходовой части составляли два огромных колеса диаметром около 3,35 м. Для изменения направления движения служило носовое колесо, вынесенное словно на кронштейне далеко вперед и более напоминавшее барабан. Экипаж машины, состоявший из 4-х человек, размещался в корпусе между основными колесами, словно между огромными жерновами. Доступ внутрь осуществлялся через люк в задней части. (Рис.3)

Рис.3 – Современная модель Trefass-Wagen.
Обзор с места водителя обещал быть весьма ограниченным из-за выступающих колес.
Первая версия машины (Рис.4) предполагала, что в кабине будет размещаться 57мм орудие Максима-Норденфельта.

Рис.4
– Первый вариант Treffas-Wagen.
Очевидно, при этом предполагалось, что машина будет двигаться, по крайней мере, на поле боя орудием вперед. (Рис.5)

Рис.5 - Treffas-Wagen,
вид на орудие, современная реконструкция.
Таким образом, танк сможет утюжить пушечным огнем окопавшуюся пехоту противника и, при этом, будет преодолевать «лунный ландшафт» поля боя.
Вероятно, существовал и второй вариант машины, вооруженной двумя 20-мм пушками, которые планировалось устанавливать по бортам в «кронштейновой» части корпуса. Надо полагать, что в таком варианте Treffas-Wagen двигался бы вперед «кронштейновой» частью корпуса. Известно, что в то время было модно мнение, что танк должен одинаково успешно двигаться в переднем и в заднем направлениях.
Танк тестировался до конца марта 1917г. (Рис.6)


Рис.6 – Вероятно, Treffas-Wagen, но в доработанном виде – заднее колесо - уже колесо, а не каток, как в первоначальном варианте. Вооружение на машине так и не появилось.
Его ходовые характеристики оказались существенно ниже, чем у Mk.I, а по огневой мощи он был ненамного сильнее обычного бронеавтомобиля. Обобщив эти данные, германское военное министерство отказалось от дальнейшей поддержки проекта Trefass-Wagen. Никому не нужный колесный танк ещё несколько месяцев простоял без движения и в октябре 1917г. его разобрали на металл. Впрочем, есть сведения, что шасси тестировалось едва ли не до октября 1917г. в качестве тяжелого бронетягача – но и на этом поприще шасси было забраковано и до конца войны разобрано.