“Oberschlesien”
&
“Oberschlesien II”

“Oberschlesien”

(Художественная
реконструкция)
“Oberschlesien II”
Германия
Средний по массе штурмовой танк
|
масса |
19-20 т |
|
вооружение |
57-мм орудие 2 пулемета |
|
экипаж |
5 чел. |
|
мощность силовой установки |
180 л.с. |
|
проект |
1918г., “Oberschlesishe Huttenwerke” |
Основная статья: Германское
танкостроение 1912-1919гг.
В 1918г. Военное министерство Германии объявило конкурс на проект
перспективного танка. К октябрю 1918г. тринадцать фирм представили проекты
«тяжелых штурмовых танков».
Наиболее интересным немецкие военные сочли танк “Oberschlesien” («Верхняя Силезия»), хотя иногда встречается название “Dominatrix”.
В июне или июле 1918г. член VPK (-?) капитан Мюллер представил проект “Oberschlesien” (Рис.1), который был утвержден.

Рис.1 – Проект немецкого штурмового танка «Верхняя Силезия», 1918г.
Проект понравился военным не только своей простотой, но и рациональной компоновкой. В отличии от других немецких танков инженеры Oberschlesishe Huttenwerke выбрали такой вариант размещения основных узлов танка, который обеспечивал бы оптимальное сочетание таких показателей, как огневая мощь, подвижность и защищенность. Другими словами, это был танк среднего типа с мощным пушечно-пулеметным вооружением. Официально его отнесли к классу Sturmpanzerwagen – штурмовых бронированных машин. В случае успеха проекта танки “Oberschlesien” должны были заменить громоздкие A7V.
Танк должен был иметь компоновку с передним расположением отделения управления, средним – боевого, задним – двигательного. При этом основное вооружение – 57-мм пушка – размещалось во вращающейся цилиндрической башне с командирским куполом, а два пулемета – в передней и задней малых башнях. Карбюраторный двигатель авиационного типа Argus AS3 («Аргус») мощностью 180 л.с. (при 1400 об/мин) при планируемой массе машины 20 т обеспечил бы ей удельную мощность 9 л.с./т. Запас бензина должен был составить 1000 л – вдвое больше, чем у A7V. Оригинальной чертой ходовой части было среднее положение ведущего колеса (Рис.2) – оно зацепляло верхнюю ветвь гусеницы и было прикрыто броней.


Рис.2 – Схема танка “Oberschlesien”, 1918г.
1 — посадочные люки, 2 — ведущее колесо, 3 — двигатель, 4 — коробка передач, 5 — тормоз, 6 — 57-мм пушка, 7 — пулемёты MG.08.
Корпус был скомпонован следующим образом. В носовой части находилось отделение управления, где размещалось место механика-водителя, над головой которого установили цилиндрическую рубку со смотровыми щелями. Перед ним, в верхнем лобовом листе, был сделан большой двухстворчатый люк, предназначенный для высадки и посадки экипажа. Средняя часть корпуса была полностью отведения под боевой отсек, выполненный по двухъярусной схеме. На первом ярусе находилась большая надстройка, которая одновременно являлась подбашенной коробкой для верхней башни и закрывала задние стенки двух нижних башен, установленных вдоль продольной оси корпуса. В малых башнях устанавливалось по одному 7,92-мм пулемету Schwarzloze MG08. Главная двухместная башня оснащалась 57-мм капонирной пушкой и небольшой командирской башенкой, находившей на её крыше. Таким образом, полный экипаж танка состоял из 5 человек: механик-водитель, два пулеметчика, командир и артиллерист. Боекомплект к пушке составил 50 выстрелов, к пулеметам – 8000 патронов.
В кормовой части располагался бензиновый двигатель Argus AS3 мощностью 180 л.с., трансмиссия, топливный бак на 1000 литров, а также системы охлаждения и смазки.
Бронирование штурмового танка “Oberschlesien” трудно было назвать мощным – лобовая часть корпуса защищалась 14 мм бронёй, борта и корма – 10 мм. Тем не менее, этого вполне хватало для защиты от пуль любого калибра и поражения мелкими осколками.
Но особо оригинальной получилась ходовая часть. Применительно на один борт она включала четыре четырехкатковые тележки с жесткой подвеской, направляющие (они же – натяжные) колеса располагались спереди и сзади, а ведущее колесо разместили в средней части корпуса. Оно было спицованным, имело несколько меньший диаметр относительно ленивцев и располагалось несколько выше их. Все открытые элементы ходовой части полностью бронировались. Такой технической ход позволил не только улучшить проходимость по местности, но и защищенность шасси в целом.
По габаритам машина выглядела следующим образом: высота - 2,965 м; длина - 8,7 м; ширина - 2,34 м; клиренс - 0,6 м. Расчетная масса “Oberschlesien” первого проекта составляла 19-20 тонн, что теоретически позволяло получить максимальную скорость до 16 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием. Кроме того, ожидалась хорошая маневренность машины.
5 октября 1918г. Ставка распорядилась выполнить два опытных образца новой машины. Однако на подготовку рабочих чертежей и постройку машины со столь необычной ходовой потребовалось бы много времени. Поэтому для ускорения работ неделю спустя приняли решение строить опытные машины “Oberschlesien” по упрощенной схеме на шасси типа «Холт-Катерпиллер» с задним ведущим колесом, - этот вариант получил в литературе обозначение “Oberschlesien II” (Рис.3).

Рис.3
– Современная реконструкция немецкого
танка “Oberschlesien II”, 1918г.
Какая именно модификация окончательно была выбрана для доработок под танковое шасси пока не ясно, но довести эту работу до логического завершения немецкие инженеры не смогли – 11 ноября 1918 года Германия подписала перемирие, проектирование танков фирмы Oberschlesishe Huttenwerke было прекращено. Ни одного опытного образца собрать не удалось.