Marienwagen I mit Panzeraufbau

Marienwagen I mit
Panzeraufbau
Германия
Танк-тягач
|
масса |
20 т |
|
вооружение |
2х20-мм орудия огнемет |
|
экипаж |
6-7 чел. |
|
проект |
1916г., Joseph Vollmer |
|
выпускался |
1917г., Daimler 1 ш. опытный |
Основная статья: Германское
танкостроение 1912-1919гг.
В середине 1915г. Военное министерство выдало требования на разработку грузовой машины для движения вне дорог. Рассмотрев вариант Бремера, армейская коммерческая комиссия осталась довольна представленной работой и инициировала в июле 1915г. постройку опытного образца. Сборка внедорожного транспортера производилась на фабрике Daimler в Берлин-Мариенфилде, после чего машине присвоили полуофициальное название Marienwagen (- встречаются также названия Marienwagen I и «Бремерваген»). Работы по постройке первого прототипа затянулись, только в конце лета 1916г. начались ходовые испытания шасси (Рис.1); по другим сведениям, прототип закончили постройкой в октябре 1916г.

Рис.1 – Шасси гусеничного тягача Marienwagen I, 1916г.
К сентябрю 1916г. были заказаны 10 предсерийных транспортеров Marienwagen I, которые надлежало поставить к февралю 1917г. (- по другим сведениям, заказали 50 машин).
В 1916г. было принято решение построить на одном таком шасси прототип танка.
Работы по бронированию проводились под руководством Джозефа Фоллмера. (Рис.2)

Рис.2 - Joseph Vollmer, 1871-1955гг.
На транспортер
установили угловатый бронированный корпус, защищавший двигатель и экипаж.
Вооружение предполагалось из двух 20-мм полуавтоматических пушек и одного
огнемета, при этом предусматривалась установка пулеметов более мелкого калибра.
Машина получила название Marienwagen
I mit Panzeraufbau (Рис.3).


Рис.3 – Проект Marienwagen I mit Panzeraufbau, 1916г.
Якобы, уже в октябре 1916г. военные хотели было отказаться от Marienwagen I mit Panzeraufbau, якобы в результате некой английской дезинформации, но поскольку заказ был близок к выполнению, немцы все же решили дождаться практического результата. Весной 1917г. первый прототип танка (Рис.4) был практически готов для испытаний, только реальной брони (предполагалась 9 мм броня) на нем так и не установили, заменив её обычными железными листами, не было и вооружения.


Рис.4
– Прототип Marienwagen I mit Panzeraufbau перед испытаниями, весна 1917г.
Машина имела массу 18-20 т при габаритах: длина – 7 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,3 м. Ходовая – четыре гусеничные секции с подвеской на листовых рессорах.
11 марта 1917г. прототип танка выкатили на полигон Mainzer Sand. Для демонстрации возможностей Marienwagen собрали множество высокопоставленных офицеров немецкого генерального штаба, среди которых были генералы Гинденбург и Людендорф. (Рис.5)


Рис.5 – Германский генералитет на испытаниях Marienwagen I mit Panzeraufbau.
Однако вместо ожидаемого успеха создателей Marienwagen I mit Panzeraufbau ждало полное фиаско.
Двигатель оказался недостаточно мощным, из-за чего танк передвигался чрезвычайно медленно (3 км/ч) и с трудом маневрировал даже на ровной местности. Кроме того, высокий корпус сместил центр тяжести заметно вверх, повысив тем самым вероятность опрокидывания Marienwagen при пересечении препятствий. Оставался также открытым вопрос о вооружении танка и его более рациональном расположении.
Демонстрация танка Marienwagen произвела удручающий эффект. Пишут, что вожди армии Гинденбург и Людендорф (Рис.6) пришли к выводу о ненужности данного вида боевой машины, и в целом в военной среде произошло охлаждение к танковой теме.

Рис.6
- Па́уль Лю́двиг Ганс
А́нтон фон Бе́некендорф унд фон Ги́нденбург (слева),
фельдмаршал, с августа 1916г. Начальник Генерального штаба и Э́рих
Фри́дрих Вильге́льм Лю́дендорф (справа), генерал пехоты, с
августа 1916г. заместитель начальника Генерального штаба.
Окончательно история Marienwagen I mit Panzeraufbau (Рис.7) завершилась спустя несколько месяцев.

Рис.7 - Marienwagen I mit Panzeraufbau с муляжом вооружения.
В экспериментальном порядке на бронированный прототип танка пробовали установить башню от бронеавтомобиля Ehrhardt, но эта работа уже не имела никакого значения – проект закрыли. Летом прототип танка разобрали на металл.
Упоминается также некий проект двухгусеничной бронемашины Bremer-Wagen III (Marienwagen III). Никаких подробных сведений о данном проекте не встречается. Некоторые авторы истолковывают описание «двухгусеничная бронемашина» как танк. С другой стороны, в названии не присутствует определение «mit Panzeraufbau», т.е бронированная, как в случае с прототипом бронемашины Marienwagen I mit Panzeraufbau, построенной на четырехгусеничном шасси Marienwagen I. Если учесть, что полугусеничное шасси Marienwagen имело индекс Marienwagen II, то логично предположить, что в случае Bremer-Wagen III (Marienwagen III) речь идет не столько о проекте «танка», сколько о проекте двухгусеничного шасси Marienwagen - продукте глубокой переработки четырехгусеничного и полугусеничного шасси Marienwagen. Проект Bremer-Wagen III (Marienwagen III) осуществлен не был