Leichte tank Krupp

 

 

Leichte tank Krupp

Германия

Легкий по массе штурмовой танк

масса

6-8 т (?)

вооружение

47-мм орудие

1 пулемет

экипаж

3 чел. (?)

проект

лето 1918г., Krupp

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1912-1919гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

Весной 1917г. Военное ведомство определило требования к лёгкому танку: экипаж 2-3 человека; вооружение – 57-мм пушка или два пулемета; наличие лючков для стрельбы из личного оружия; толщина брони не менее 14 мм; упругая подвеска; скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости – 12-15 км/ч;  удельное давление на грунт около 0,5 кг/см.кв.; ширина перекрываемого рва – 2 метра и способность брать подъемы крутизной до 45°; поворотливость на любом грунте; время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта – до 6 часов; масса не выше 8 тонн. Вдобавок, от инженеров требовалось предусмотреть возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки. Военные хотели получить танк с максимально высоким клиренсом и минимально возможной высотой корпуса. Непосредственно корпус, по мнению специалистов Военного ведомства, должен был обеспечить удобство доступа к основным агрегатам и быструю смену двигателя, а также защиту экипажа от пуль любого калибра, свинцовых брызг и осколков. Предусматривалась также герметизация на случай применения противником огнеметов. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, объем обитаемого отделения достаточен для боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность. Для повышения проходимости и возможности проделывать проходы в проволочных заграждениях предлагалось не перекрывать гусеницу бронировкой и увеличить высоту зацепа подъемом ее передней части, кроме того, оговаривалось наличие системы очистки гусениц от грязи. Рекомендовалось также выбрать наиболее надежный и малошумный автомобильный двигатель. Кроме того, предполагалась способность буксировки легкого орудия или бомбомета на колесном лафете и, в то же время, возможность отбуксировать сам танк тягачом или другим танком.

Военное ведомство разрешило разработку вариантов Leichte Kampfwagen от Крупп и от бригады Фоллмера.

У профессора Раузенберга (Krupp) дело разработки легкого танка продвигалось вяло. (Рис.1)

 

Рис.1 – Проект легкого танка фирмы Krupp.

 

Постройка первого прототипа была начата зимой 1918 года, но процесс шел крайне медленно. Видимо, на проектирование машины серьезное влияние оказало появление на поле боя французского танка Renault FT, что вело к корректировке проекта. 13 июня 1918г. на рассмотрение комиссии Военного ведомства была представлена модель крупповского легкого танка – прототип в то время, вроде бы, находился в стадии сборки.  Масса машины составляла около 4 т при габаритах: длина – 4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2 м. Проект был рекомендован к дальнейшей разработке в пулеметном варианте с вращающейся башней.

Уже 23 июля 1918г. фирма «Крупп» представила проект башенного «малого штурмового танка» (Kleiner Sturmwagen) – несколько более тяжелой машины с 47-мм пушкой (- пишут также, что с 52-мм или 57-мм пушкой) и пулеметом (Рис.2).

 

Рис.2 – Малый штурмовой танк Круппа с 47-мм орудием, проект, 1918г.

 

Проект «малого штурмового танка» Круппа имел явное сходство по компоновке с французским легким Рено. Предположительная масса около 8 т, экипаж не менее 3 человек.

Сразу после начала Амьенской операции (8 августа 1918г.) Chefkraft сообщил в Главную квартиру германской армии, что фирме Krupp выдали заказ на постройку 65 (в другом изложении, 33) танков до апреля 1919г., хотя прототип ещё не был достроен. К 1 сентября 1918г. заказ на легкие танки Krupp сократили до 20 штук (по сути, можно говорить об опытной партии). Но после испытаний 2 октября в Мариенфельде шасси конкурирующих машин заказ фирме «Крупп» был аннулирован. Формально проект не был принят, поскольку, вроде бы, уступал в проходимости уже испытанному LK-I и разрабатывавшемуся LK-II. Возможно, главным аргументом в пользу машин типа LK был тот, что для этих танков уже имелись в наличие готовые узлы и агрегаты, что значительно упрощало и ускоряло запуск массового производства легких танков, а вот, машины Круппа предстояло строить с нуля. Выбран был LK-II. Единственный опытный образец легкого танка от Krupp впоследствии разобрали на металл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru