Leichte Kampfwagen LK-III

 

 

Leichte Kampfwagen LK-III

Германия

Легкий танк

масса

8,5-9 т

вооружение

57-мм орудие

или

20-мм орудие

или

1 пулемет

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

50-60 л.с

проект

1918г., Joseph Vollmer

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1912-1919гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

Незадолго до конца войны бригадой Joseph Vollmer был подготовлен перспективный проект легкого танка. Конструкция LK-I и -II была, в известной степени, компромиссом между желанием создать эффективную боевую машину и необходимостью максимально использовать имеющиеся автомобильные шасси. Поэтому еще до окончания постройки LK-II началось проектирование машины с более рациональной компоновкой. Проект получил обозначение LK-III (Рис.1, Рис.2).

 

Рис.1 - Leichte Kampfwagen LK-II.

 

 

Рис.2 – Проект LK-III, 1918г.

 

Гусеничное шасси и схема управления LK-II были в нем сохранены, но двигатель был перенесен в заднюю часть машины, а отделения управления и боевое соответственно смещены вперед.

Место водителя находилось перед местом командира танка и имело небольшую надстройку с тремя смотровыми щелями. Командир и заряжающий располагались в бронированной рубке сзади и чуть выше. Для посадки и высадки из танка служили двери в бортах рубки.

Ходовая часть LK-III полностью заимствовалась от LK-II. Она крепилась между двумя параллельными стенками, а к раме с каждого борта монтировались пять тележек по четыре опорных катка и ещё одна тележка крепилась спереди и выполняла функцию упорной. Направляющее колесо располагалось в носовой части и было снабжено винтовым механизмом натяжения гусениц. Ведущее колесо, соответственно, устанавливалось сзади и имело зубовый тип зацепления. Поддерживающие ролики отсутствовали, а подвеска опорных тележек была блокированная, на винтовых пружинах, так что на особую плавность хода рассчитывать не приходилось. Траки также планировали использовать стандартные, крупнозвенчатые, шагом 140 мм и шириной 250 мм. Количество траков в одной цепи - 74 штуки.  Ходовая часть полность прикрывалась бортовыми экранами с толщиной брони 8 мм. По обеим бортам имелись овальные вырезы для сброса с верхней ветви гусеничных цепей грязи.

По всей видимости, при производстве LK-III также планировали использовать автомобильные агрегаты, так что марка двигателя могла быть любой. Точно можно сказать, что тип двигателя относился к бензиновому, а его мощность могла варьироваться в пределах 50-60 л.с. В состав трансмиссии танка входили: главный фрикцион, 4-скоростная КПП автомобильного типа, продольный вал с коническими шестернями, дисковые сцепления и ленточные (?) тормоза.

Двигатель помещался над коробкой передач и трансмиссией и должен был крепиться в трех точках на приливах картера коробки передач или особой раме. (Рис.3)

 

Рис.3 - Схема моторно-трансмиссионной группы лёгкого танка LK-III (проект):

1 — двигатель, 2 — радиатор, 3 — подмоторная рама, 4 — вал главного сцепления, 5 — коробка передач, 6 — приводной вал, 7 — картер бортового редуктора, 8 — пусковая рукоятка.

 

    На той же раме впереди двигателя вертикально крепился бы радиатор с вентилятором. Таким образом обеспечивалась жесткая связь двигателя с трубопроводами радиатора при любых колебаниях и изгибах шасси. Вал дискового главного сцепления соединялся с ведущим валом зубчатой или цепной передачей, укрытой в переднем вертикальном приливе картера коробки передач. Удлиненный конец вала сцепления соединялся с пусковой рукояткой, выведенной в боевое отделение.

Вооружение LK-III, по наиболее распространенной на данный момент версии, могло состоять из 57-мм пушки или 20-мм автоматического орудия Беккера (Becker Flieger Kanone). Впрочем, нельзя отвергать и возможное наличие пулеметного варианта.

Некоторые указывают, что дальнейшее проектирование подразумевало размещение вооружения в башне (Рис.4).

 

Рис.4 – Башенный вариант LK-III, проект.

 

Пишут также, что LK-III планировалось радиофицировать.

Проектная масса танка 8,5-9 т. Габариты: длина - 5,1 м, ширина – 1,95 м, высота – 2,7 м. Бронирование корпуса – 14 мм; днища и крыши – 8 мм.

До конца войны, якобы, удалось создать лишь один машинокомплект этого танка, который, по одной из версий, в 1919-1921гг. был тайно вывезен в Швецию. Однако в Швеции Фоллмер не собирал подобный тип.

В середине 1930-х. годов следы этой машины, как будто, всплывают… в Испании. В 1936 или 1937г. танковая конструкторская группа Барбастро разработала легкий пехотный танк Barbastro, который своими очертаниями изрядно напоминал немецкий Lk III (Рис.5) – хотя, возможно, это простое совпадение.

 

Рис.5 – Испанский танк Barbastro, 1936-1937гг.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru