Leichte Kampfwagen LK-II

 

 

Leichte Kampfwagen LK-II

Германия

Легкий танк

масса

8,5 т

вооружение

37-мм орудие

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

40-50 л.с

проект

1918г., Joseph Vollmer

выпускался

сентябрь 1918г.

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1912-1919гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

Модель модернизированного LK-I - LK-II была представлена 13 июня 1918 года. (Рис.1, Рис.2)

 

Рис.1 - Leichte Kampfwagen LK-I.

 

 

Рис.2 – Схема LK-II, 1918г.

 

Ходовая часть танка изменений не претерпела. Как и на танке LK-I она состояла из 6 тележек с 4 катками на каждый борт, передним направляющим и задним ведущим колесом. Продольные стенки с параллельными перемычками сохранялись, но на внешних бортовых бронещитах появились овальные вогнутые внутрь вырезы, предназначенные для сброса накопившейся на гусеничных ветвях грязи. Говорят, это новшество немцы заимствовали от британского танка Mk.A. Гусеничная цепь состояла из 74 литых металлических траков шириной 250 мм и шагом 140 мм.

На танках LK-II предполагалось устанавливать бензиновый двигатель автомобильного типа мощностью от 40 до 50 л.с. Пуск двигателя мог производиться рукояткой изнутри или снаружи (крепилась спереди под решеткой радиатора) танка либо электростартером. Два бензобака общей емкостью 170 литров располагались по бокам от двигателя, между ним и бронелистами бортов, днище баков прикрывалось 8-мм броней. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надежного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Чтобы предотвратить заливание двигателя маслом, ввели циркуляционную систему смазки с замкнутым масляным баком. Охлаждение радиатора двигателя производилось вентилятором или эксгаустером. Воздух всасывался из боевого, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения. Выхлопная труба выводилась с левого борта, через стенки шасси.

Трансмиссия танка состояла из следующих элементов: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-скоростная коробку передач автомобильного типа, продольный вал с коническими шестернями, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза, две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колес образовывали однорядные бортовые редукторы, которые помещались в картеры, укрепленные на внутренних стенках бортов. На тех же стенках в особых втулках крепились на подшипниках приводные полуоси и оси ведущих колес. Для увеличения тяговых характеристик и возможности преодолевать крутые подъемы в трансмиссию включили промежуточную передачу, понижавшую скорость хода в 2,14-2,16 раза.

Поворот танка (управление) осуществлялся выключением и подтормаживанием одной из гусениц, для чего использовался рычаг с тремя переключающимися положениями. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы, в среднем – сцепление выключалось, в переднем – включался тормоз гусеницы. Приводы управления и элементы трансмиссии находились под полом боевого отделения, при этом клиренс составлял 40 мм. Благодаря этому удалось добиться неплохих показателей подвижности танка. Например, минимальные радиус полного разворота составлял не более 1,7 м. Компоновка трансмиссии и механизмов поворота вдоль продольного вала хорошо соответствовала общей ужатости боевой машины.

Корпус танка LK-II, в целом, остался прежним. Изменениям подверглась носовая часть. Верхние боковые бронелисты над моторно-трансмиссионным отсеком теперь устанавливались под наклоном. Борта оставались вертикальными, задняя стенка устанавливалась под наклоном. Позади моторного отделения возвышение и скулы корпуса образовывали рубку механика-водителя с тремя смотровыми лючками. Передний лючок имел две откидные крышки, боковые – по одной. Неподвижная боевая рубка имела прямые борта и наклонную заднюю стенку. В боевой рубке помещались артиллерист и его помощник, работавшие стоя. Двери рубки располагались так же, как у LK-I, но были увеличены. В крыше рубки находился люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции. Система вентиляции, по мнению разработчиков, должна была обеспечить температуру воздуха внутри танка ненамного выше окружающей атмосферы. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах – люки с откидными крышками для обслуживания двигателя. Массивный буксирный крюк, монтировавшийся в кормовой части корпуса, был несколько изменен.

Машина имела неплохую броневую защиту – корпус (лоб, борт, корма) – 14 мм, днище, крыша – 8 мм.

Вооружение танка, по первоначальному проекту, должно было состоять из 57-мм пушки или 7,92-мм пулемета. Орудие прошло испытание в корпусе LK-II уже 29 августа 1918 года, и было признано непригодным для установки на легкий танк. По мнению военных специалистов, конструкция орудийной установки оказалась недостаточно надежной, а при стрельбе наблюдалось сильное разрушающее воздействие на корпус. По этой причине 30 сентября Военное ведомство 57-мм орудие решило заменить на 37-мм пушку фирмы Krupp, обладавшую лучшими показателями, чем аналогичная французская SA18. Пушка крепилась на тумбовой установке с вертикальной опорой, при этом сохраняя конструкцию щита, как у танка A7V. Полная масса этой артсистемы составляла 500 кг. Для прицеливания использовался телескопический прицел, а наведение на цель осуществлялась посредством маховика горизонтальной наводки в пределах ± 30°. В бортовых дверях предусматривались отверстия для стрельбы из ручного пулемета MG.08/15.

Работы по LK-II было рекомендовано продолжить, а 8 августа Chefkraft сообщил в Главную квартиру германской армии, что до апреля 1919г. заказано произвести 270 LK-II.

Прототип LK-II в пушечном варианте (Рис.3) был готов к концу сентября 1918г.

 

 

Рис.3 – Пушечный вариант LK-II, 1918г.

 

     Вооружение первого опытного образца состояло из 37-мм пушки, установленной в неподвижной надстройке. Боекомплект 100 выстрелов. В данном случае, экипаж танка состоял из трех человек: водителя, артиллериста и заряжающего. Масса нового танка составила 8,5 т при габаритах по длине – 5,1 м, ширине – 1,95 м, высоте – 2,7 м; клиренс – 0,4 м. Толщина брони, мм 14 - лоб, борт и корма, 8 - крыша и днище.

На испытаниях, начавшихся 2 октября 1918 года в Мариенфельде, танк LK-II показал хорошие ходовые качества. (Рис.4)

 

Рис.4 – LK-II на испытаниях, октябрь 1918г.

 

Он мог преодолевать ров шириной до 2 метров и переходить брод глубиной до 0,5 метра. При выключенной промежуточной передаче скорость хода составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включенной – от 1,6 до 6,5 км/ч. Угол подъема на минимальной скорости при включенной понижающей передаче достигал 41°, при выключенной – 17,5°, на максимальной – соответственно 6,5° и 2°.

Стоимость одного танка в ценах 1918 года составляла от 65000 до 70000 марок, что казалось приемлемо. По совокупности показателей выбор между легким танком Круппа и LK-II был сделан в пользу последнего, по планам (от 01.09.18) предполагалось выпустить 800 таких машин.

Проекты на базе LK-II.

На проектной стадии остались две интересные машины, базой для которых послужил LK-II. Осенью 1918 года, в сотрудничестве с фирмой Krupp, был разработан полностью бронированный артиллерийский тягач-транспортер (Рис.5).

 

Рис.5 – Проект тягача-транспортера, 1918г.

 

     В общем, он напоминал танк LK-II, но боевое отделение было существенно удлинено. По бортам и в корме корпуса имелись двери. В качестве оборонительного вооружения в лобовом листе надстройки предусматривался один 7,92-мм пулемет, так, чтобы пулемётчик размещался чуть позади механика-водителя. Кроме того, в бортах находились амбразуры для пулемёта - башня на этой машине отсутствовала. Полный экипаж, вместе с пулеметчиком и расчетом орудия, составлял 6 человек.

Второй вариант модернизации предусматривал создание машины снабжения. Для неё разрабатывался новый корпус, со смещенным вперед отделением управления и небольшой грузовой площадкой на корме (Рис.6).

 

Рис.6 - Проект машины снабжения на шасси LK-II, 1918г.

 

     Также предполагалась установка одного пулемета в лобовом элементе надстройки корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru