Leichte Kampfwagen LK-I

 

 

Leichte Kampfwagen LK-I

Германия

Легкий танк

масса

6,9 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

3 чел.

проект

1917-1918гг., Joseph Vollmer

выпускался

1918г.

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1912-1919гг.

Побочные всходы

 

 

Бригаде Й.Фоллмера в начале 1917г. поручили вести сразу несколько проектов танков: бронировка Marienwagen I mit Panzeraufbau, A7V, K-Wagen/Großkampfwagen и, вероятно, A7VU. Все эти машины тяготели к тяжелым или сверхтяжелым типам. Однако сам Фоллмер высказывал иное мнение на развитие танковой темы, которое совершенно не совпадало с представлениями немецкого генералитета. Фольмер считал, что тратить ресурсы следует на постройку лёгких маневренных машин массой 6-7 т, способных как поддерживать пехоту, так и совершать рейды в тыл противника и возвращаться назад. Фоллмер предполагал использовать для таких танков автомобильные узлы и агрегаты. К концу 1916г. в автопарке военного ведомства скопились более 1000 автомобилей различных марок с мощностью двигателей от 40 до 60 л.с. Их признали непригодными к использованию в армии в виду высокой эксплуатационной стоимости. Предложение об их систематизации и создании специализированных групп по 50 машин было рассмотрено, но до конца не доведено. Тогда Фоллмер выдвинул идею использовать эти транспортные средства в качестве источника комплектующих для танков. Предполагалось, что двигатель и трансмиссия полностью будут установлены на гусеничное шасси, что теоретически ускоряло процесс массового производства легких танков. Однако сразу убедить армейское руководство в полезности такого направления Фоллмер не смог.

Все же в сентябре 1917 года был представлен проект легкого танка Фоллмера, составленного из автомобильных элементов - Leichte Kampfwagen LK-I. Инновация проекта заключалась в использовании шасси автомобиля «внутри» гусеничного шасси, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. (Рис.1)

 

Рис.1 – Схема устройства шасси Leichte Kampfwagen Фоллмера.

1 — автомобильная рама с двигателем и трансмиссией, 2, 3 — ведущие колёса, 4 — гусеничный движитель.

 

     Внутри готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, но не жестко, а на сохранявшихся рессорах. Жестко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колес. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.

     Начальник Инспекции автомобильных войск (Chefkraft) полковник Hermann Meyer одобрил проект и 29 декабря 1917г. принял решение о постройке легких танков. В январе 1918г. для испытаний было готово первое шасси от Фоллмера (Рис.2).

 

Рис.2 - Шасси автомобиля Даймлер или Бенц на гусеничном ходу.

 

Но 17 января 1918г. Ставка Главного Командования отклонила решение, предложенное Фоллмером, официально объяснив, что предполагавшееся бронирование таких танков выглядит слишком слабым.

Вскоре, однако, выяснилось, что Главное Командование еще весной 1917г. само заключило договор с Круппом на разработку легкого танка. Налицо типичный конфликт интересов или как пишут – пример несогласованности действий Главного Командования и Военного министерства в вопросах танкостроения. После завершения подковёрной борьбы вопрос постройки танков окончательно перешёл в ведение Военного ведомства. Здесь приняли компромиссный вариант, разрешив реализовать оба проекта Leichter Kampfwagen – от Крупп и от Фоллмера, но в доработанном виде.

Требования к лёгкому танку были следующими: экипаж 2-3 человека; вооружение – 57-мм пушка или два пулемета; наличие лючков для стрельбы из личного оружия; толщина брони не менее 14 мм; упругая подвеска; скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости – 12-15 км/ч;  удельное давление на грунт около 0,5 кг/см.кв.; ширина перекрываемого рва – 2 метра и способность брать подъемы крутизной до 45°; поворотливость на любом грунте; время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта – до 6 часов; масса не выше 8 тонн. Вдобавок, от инженеров требовалось предусмотреть возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки. Военные хотели получить танк с максимально высоким клиренсом и минимально возможной высотой корпуса. Непосредственно корпус, по мнению специалистов Военного ведомства, должен был обеспечить удобство доступа к основным агрегатам и быструю смену двигателя, а также защиту экипажа от пуль любого калибра, свинцовых брызг и осколков. Предусматривалась также герметизация на случай применения противником огнеметов. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, объем обитаемого отделения достаточен для боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность. Для повышения проходимости и возможности проделывать проходы в проволочных заграждениях предлагалось не перекрывать гусеницу бронировкой и увеличить высоту зацепа подъемом ее передней части, кроме того, оговаривалось наличие системы очистки гусениц от грязи. Рекомендовалось также выбрать наиболее надежный и малошумный автомобильный двигатель. Кроме того, предполагалась способность буксировки легкого орудия или бомбомета на колесном лафете и, в то же время, возможность отбуксировать сам танк тягачом или другим танком.

Чтобы выполнить все эти требования бригаде Фоллмера пришлось значительно доработать проект (Рис.3).

 

Рис.3 – Проект Leichte Kampfwagen, LK-I Фоллмера.

 

Ходовая часть LK-I собиралось на особой раме, заключаясь с каждого борта между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними к раме подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах шесть ходовых тележек с четырьмя опорными катками каждая. Пять из них были опорными, а шестая выполняла функцию упора для восходящей ветви гусеницы. Жестко закреплялась также ось заднего ведущего колеса, которое имело радиус 217 мм и 12 зубьев. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц.

Продольный профиль гусеницы рассчитывался так, чтобы при движении по твердой дороге длина опорной поверхности составляла 2,8 м, на мягком грунте несколько увеличивалась, а при переходе через окопы достигала 5 м. Приподнятая передняя часть гусеницы выступала впереди корпуса. Таким образом предполагалось совместить поворотливость на твердом грунте с высокой проходимостью. Конструкция гусеницы повторяла гусеницу A7V, но в уменьшенном варианте. Ширина башмака составляла 250 мм, толщина – 7 мм, ширина рельса – 80 мм, проём рельса – 27 мм, высота – 115 мм, шаг трака – 140 мм. Количество траков в цепи возросло до 74, что способствовало повышению скорости хода. Сопротивление цепи на разрыв составляло 30 тонн. От поперечного смещения нижнюю ветвь гусеницы удерживали центральные реборды катков и боковины ходовых тележек, верхнюю – стенки рамы.

Конструкция корпуса была клёпаной и собиралась на металлическом каркасе. Двигатель, радиатор, масляные и топливные баки, а также трансмиссия занимали всю переднюю часть танка.

Чтобы обеспечить максимальную технологичность Фоллмер решил установить внутри гусеничного шасси автомобильную раму от грузовика, на которой устанавливались основные агрегаты. При этом, рама крепилась не жёстко, а на сохранившихся рессорах. Жестко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колес. Таким образом, упругая подвеска оказывалась двухступенчатой – винтовые пружины ходовых тележек и полуэллиптические рессоры внутренней рамы. Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты №311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода.

Броневой корпус собирался на каркасе из прямых листов клепкой. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери на петлях, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно механика-водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя предусматривались люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решетки снабжались жалюзи. В корме имелся небольшой двустворчатый лючок.

Боевое отделение LK-I располагалось сзади. Экипаж из двух человек (водителя и командира) располагался гуськом – друг за другом - в высокой надстройке, на крыше которой устанавливалась цилиндрическая клепаная башня. В соответствии с предъявленными требованиями первый вариант танка получил один 7,92-мм пулемет MG.08 с винтовым подъёмным механизмом. Амбразура была прикрыта с боков двумя наружными щитками подобно башням БА. В крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой. Судя по конструкции башни, её заимствовали с минимальными изменениями от немецкого серийного бронеавтомобиля Ehrhardt E/V-4.

Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Для доступа к двигателю с обоих бортов и на крыше в носовой части корпуса были сделаны прямоугольные люки. (Рис.4)

 

Рис.4 – Доступ к механизмам на LK-I.

 

    Радиатор был защищен передними жалюзи с 6 створками.

Толщина брони в лобовой части корпуса составила 14 мм, борта, крыш и днище защищались 8 мм бронёй.

Приборы наблюдения, как таковые, отсутствовали. Водитель имел в своём распоряжении три окна с двухстворчатыми бронированными крышками и смотровыми щелями. Командир мог наблюдать за окружающей обстановкой через бортовые люки в корпусе и оптический пулеметный прицел. В этом плане LK-I не имел никаких преимуществ перед другими машинами аналогичного назначения.

В результате получился танк с передним расположением двигателя, задним – трансмиссии и боевого отделения. Масса машины составила 6,9 т при габаритах: длина – 5,1 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,5 м.

Прототип легкого танка конструкции Фоллмера (Рис.5) поступил на испытания в марте 1918 года.

 

 

Рис.5 - LK-I, 1918г.

 

     В процессе ходовых испытаний в марте 1918г. LK-I развил максимальную скорость до 16 км/ч и среднетехническую 6-8 км/ч. Танк мог свободно переходить траншею шириной 2 метра и угол подъёма до 41°. Хотя удобств для работы экипажа практически не было, наличие башни с круговым вращением делало из LK-I опасного противника в первую очередь для пехоты противника. Тем не менее, Военное ведомство предпочло не торопить события и максимально подготовить танк для серийного производства. В частности, предлагалось усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства. Эти пожелания легли в основу следующей модификации - LK-II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru