Leichte Kampfwagen
Krupp
&
Kraftprotze –
Krupp

Leichte Kampfwagen Krupp

Kraftprotze
– Krupp
Германия
Легкий танк
|
масса |
4 т |
|
вооружение |
1 пулемет |
|
экипаж |
2 чел. |
|
проект Leichte Kampfwagen Krupp Kraftprotze – Krupp |
1917-1918гг., Krupp май-июнь 1918г., Krupp |
|
выпускался Kraftprotze – Krupp |
осень 1918г., Krupp 1 шт. опытный |
Основная статья: Германское
танкостроение 1912-1919гг.
Предположительно, в марте 1917г. Главное командование немецкой армии (Ставка) провело переговоры с фирмой Krupp, в ходе которых была достигнута договоренность о разработке и постройке опытного образца легкого танка (Leichte Kampfwagen). Его проектированием занялась бригада профессора Раузенберга, к разработке силовой установки привлекли фирму Daimler.
Машина от Krupp получила обозначение Leichte Kampfwagen Krupp или Kraftprotze – Krupp. Первоначально компоновочная схема Krupp больше напоминала самоходную пулеметную платформу (Рис.1).

Рис.1 – Схема Leichte Kampfwagen Krupp.
В передней части корпуса располагался боевой отсек, где находились места водителя и пулеметчика. Двигатель устанавливался на корме. Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемета, находившегося в лобовом листе корпуса.
Известно два варианта ходовой для этого танка. В одном - использовались три опорных катка малого диаметра и один большой каток большого диаметра, по размерам сравнимый с направляющим колесом. Направляющее колесо было опущено на грунт, а поддерживающий ролик был всего один. В другом варианте (Рис.2), на каждый борт приходилось по 8 опорных катков, сблокированных в тележки по два, и имевших амортизацию с использованием пластинчатых рессор.


Рис.2 – Из патента Георга Хагеллоха, такую ходовую часть должен был иметь модернизированный образец Kraftprotze – Krupp.
Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 4 ролика. Ведущее колесо находилось сзади, направляющее – впереди. Спроектировал данный тип ходовой части инженер Георг Хагеллох (Georg Hagelloch). Однако можно предположить, что столь радикальное изменение ходовой, получившей и упругие элементы (рессоры) произошло под влиянием легкого французского танка Рено, с которым немцы познакомились летом 1918г.
Оба варианта имели некоторые отличия в конструкции рубки, в условно первом варианте, место командира находилось на некотором возвышении.
Весной 1917г. тема разработки легкого типа танка перешло в ведение Военного ведомства. Здесь определили требования к лёгкому танку были следующими: экипаж 2-3 человека; вооружение – 57-мм пушка или два пулемета; наличие лючков для стрельбы из личного оружия; толщина брони не менее 14 мм; упругая подвеска; скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости – 12-15 км/ч; удельное давление на грунт около 0,5 кг/см.кв.; ширина перекрываемого рва – 2 метра и способность брать подъемы крутизной до 45°; поворотливость на любом грунте; время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта – до 6 часов; масса не выше 8 тонн. Вдобавок, от инженеров требовалось предусмотреть возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки. Военные хотели получить танк с максимально высоким клиренсом и минимально возможной высотой корпуса. Непосредственно корпус, по мнению специалистов Военного ведомства, должен был обеспечить удобство доступа к основным агрегатам и быструю смену двигателя, а также защиту экипажа от пуль любого калибра, свинцовых брызг и осколков. Предусматривалась также герметизация на случай применения противником огнеметов. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, объем обитаемого отделения достаточен для боевой работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность. Для повышения проходимости и возможности проделывать проходы в проволочных заграждениях предлагалось не перекрывать гусеницу бронировкой и увеличить высоту зацепа подъемом ее передней части, кроме того, оговаривалось наличие системы очистки гусениц от грязи. Рекомендовалось также выбрать наиболее надежный и малошумный автомобильный двигатель. Кроме того, предполагалась способность буксировки легкого орудия или бомбомета на колесном лафете и, в то же время, возможность отбуксировать сам танк тягачом или другим танком.
Военное ведомство разрешило разработку вариантов Leichte Kampfwagen от Крупп и от бригады Фоллмера.
У профессора Раузенберга дело разработки легкого танка продвигалось вяло. Постройка первого прототипа была начата зимой 1918 года, но процесс шел крайне медленно. Видимо, на проектирование машины серьезное влияние оказало появление на поле боя французского танка Рено, что вело к корректировке проекта. 13 июня 1918г. на рассмотрение комиссии Военного ведомства была представлена модель крупповского легкого танка – прототип в то время, вроде бы, находился в стадии сборки. Масса машины составляла около 4 т при габаритах: длина – 4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2 м. Проект был рекомендован к дальнейшей разработке в пулеметном варианте с вращающейся башней.