K-Wagen/Großkampfwagen

(Реконструкция)
K-Wagen/Großkampfwagen
Германия
Сверхтяжелый танк
|
масса |
150 т |
|
вооружение |
4х77-мм орудия 7 пулеметов |
|
экипаж |
22-27 чел. |
|
мощность силовой установки |
650 л.с. |
|
проект |
1917-1918гг., Riebe |
Основная статья: Германское
танкостроение 1912-1919гг.
K-Wagen изначально проектировался, как танк колоссальных размеров для прорыва французских позиций на западном фронте. При проектировании за основу взяли конструкцию английских ромбов, но схема внутренней компоновки была общей с A7VU.
Проект сверхтяжелого танка, который сразу получил несколько названий: K-Wagen, сокращенно от Kolossal-Wagen или Kolossal, Großkampfwagen («гросскампфваген» – большая боевая машина) был утвержден 28 июня 1917г. (Рис.1)

Рис.1 – Проект танка K-Wagen, 1917г.
Вначале на
проектирование и постройку 10 машин отвели год, но вскоре СГК сократила этот
срок до 8 месяцев, при этом заметно расширив программу. Предполагалось, что в
1918 году будет построено не менее 100 танков по доработанному проекту.
Стоимость одного K-Wagen первоначально оценивалась в 500 000 немецких марок,
что в условиях сложного экономического положения Германии было очень серьезной
суммой.
Общая схема танка «К» была заимствована у английских танков — гусеницы охватывали корпус, а вооружение размещалось в бортовых спонсонах. Компоновка с удлиненным корпусом (12,8 м) и полностью охватывающими его гусеницами, а также размещение вооружения в бортовых спонсонах не придавали машине высокой подвижности, но конструкция могла нести тяжелое вооружение и была способна легко преодолевать рвы и траншеи шириной до 3 метров. (Рис.2)

Рис.2 – Немецкий сверхтяжелый танк K-Wagen, преодолевающий препятствия, реконструкция.
Внутренняя компоновка K-Wagen получилась с разделением корпуса на четыре отсека и с размещением экипажа в два яруса.
Передняя часть корпуса была отдана под места для трёх пулеметных установок, две из которых размещались по бортам и одна в лобовом бронелисте с небольшим смещением влево.
В средней части корпуса находилось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих водителей находились за пулеметными установками и не имели никаких (!) смотровых приборов. Управление танком осуществлял командир, который вместе с артиллерийским офицером находился на верхнем ярусе - они были защищены цилиндрической бронированной башенкой с шестью смотровыми щелями и верхним люком. (Рис.3)

Рис.3 – Вид на K-Wagen сбоку.
Поскольку танк предполагалось оснастить радиостанцией, по центру боевого отделения перед двигательным отсеком отводилось место для радиста. По бортам находились большие спонсоны, каждый из которых был рассчитан под установку двух 77-мм пушек капонирного типа с полуавтоматическим затвором и двух 7,92-мм тяжелых пулеметов. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Наведение орудия на цель осуществлялось с помощью телескопического прицела и соосных маховиков. Передняя часть спонсона была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимальный сектор обстрела из орудий. Фактически, при имеющемся размещении вооружения, обеспечивался почти круговой обстрел, за исключением узкого сектора на корме. (Рис.4)

Рис.4
– Компоновка K-Wagen «Колоссаль».
Третий и четвертый отсеки был моторно-трансмиссионными. В результате проведенных расчетов было выяснено, что даже 300-сильные двигатели не дадут достаточной удельной мощности, поэтому ставка делалась на два 300-сильных двигателя Diamler-Benz суммарной мощностью 650 л.с. Для их обслуживания выделялось два механика. Рядом с двигателями находились топливные баки общим объёмом 3000 литров. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. (Рис.5)


Рис.5 – Вид на крышу корпуса спереди (верхний рисунок) и сзади (нижний рисунок).
Для доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от двигателей предназначалось четыре вентиляционных люка в крыше корпуса и по три на каждом из спонсонов. Огонь из кормовых пулеметных установок должны были вести механики.
Танк K-Wagen получил громадный экипаж. Его полный состав должен был включать, по различным данным, от 22 до 27(!) человек. Последний вариант имел следующий состав: командир, два водителя, артиллерийский офицер, 12 артиллеристов (заряжающие, наводчики, подносчики боеприпасов), 8 пулеметчиков (по два человека на каждый пулемет) и два механика. Такое сверхизбыточное количество танкистов объясняется консерватизмом мышления военных, считавших, что в танке орудия и пулеметы должны обслуживаться, как и в полевых условиях, нормальным штатом расчета.
Оригинальной получилась ходовая часть K-Wagen. К тракам гусениц при помощи болтов и заклёпок крепились ролики или маленького размера катки с ребордами. (Рис.6)

Рис.6 – Гусеница типа «Орион».
Внутренняя часть траков гусеницы скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака (специальный выступ на каждом втором траке) охватывала эту бронировку снаружи. Надеялись, что выступы на траках смогут предотвращать соскакивание гусениц при маневрировании. (Рис.7)


Рис.7 – Скользящая гусеничная цепь с обхватывающими выступами, установленная на испанском танке Trubia, в 1926г. немцы продали испанцам комплекты гусениц типа «Орион».
Гусеничная цепь приводилась в движение ведущим колесом кормового
расположения и перемещалась по поверхности дорожки, крепившейся к раме, как пишут, на дорожке имелись рельсовые направляющие, целиком охватывающим корпус. Ни поддерживающих роликов, ни опорных
катков как таковых не было, элементов подвески также не предусматривалось, т.е.
это была жесткая ходовая. Верхние ветви гусениц, с передними и задними нисходящими ветвями,
прикрывались бронированной крышей, переходившей в изогнутые бронеэкраны.
Итак, немцы спроектировали гигантскую машину массой 150 т с толщиной брони 30 мм (лоб, борт, корма) и 10 мм или 25 мм (крыша и днище). Габаритные размеры: длина – 12,8 м; ширина – 5,9 м (со спонсонами); высота – 3,3 м. (Рис.8)

Рис.8 – Сравнительные размеры K-Wagen.
Танк был вооружен четырьмя 77-мм орудиями и семью 7,92-мм тяжелыми пулемётами Schwarzloze MG08. (Рис.9)

Рис.9 – Полное вооружение K-Wagen.
Из-за огромной массы не было определенности по скоростным характеристикам машины, но предполагалось, что два 300-сильных мотора смогут разогнать конструкцию до 7,5-8 км/ч. Предполагалось, что для транспортировки к фронту изделие будет разбираться на 20 частей. Видимо, обещал быть неважным обзор. С другой стороны, вооружение и бронирование отвечало задаче прорыва укрепленной обороны противника.
Пока шли проектно-исследовательские работы, СГК пересмотрела своё мнение относительно сверхтяжелых танков и их количества. Теперь вместо 100 машин требовалось изготовить только 10.
18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск сделало вывод о том, что использовать K-Wagen в качестве танка прорыва будет неприемлемо. По вооружению «Колоссаль» представлял собой артиллерийскую и пулеметную батареи, установленные в одном «подвижном форте». Большое мертвое пространство в поле обзора из рубки управления было относительно терпимо только для позиционного танка. Однако, несмотря на массу технических вопросов, в апреле 1918 года Военное ведомство заключило контракт на поставку первых пяти танков K-Wagen с шарикоподшипниковым заводом Riebe в Берлин-Вайсензее, а пять других предстояло получить от предприятия Wagonfabrik Wegman из Касселя. Пишут, что в апреле началось строительство двух первых экземпляров K-Wagen.
К 11 ноября было почти собрано два K-Wagen. По различным данным их состояние оценивается от 70 до 90% готовности (первый экземпляр танка был почти достроен, для второго был построен только корпус и основные узлы и агрегаты, кроме двигателей). Фотографии того времени по большей части подтверждают эту версию (Рис.10).



Рис.10 – Сборка сверхтяжелых танков K-Wagen на предприятии Riebe в Берлин-Вайсензее, ноябрь 1918г.
После заключения перемирия необходимость в сверхтяжелых танках полностью исчезла. Тем не менее, представители Германии обратились к союзному командованию с просьбой достроить хотя бы один K-Wagen и провести в 1919 году его испытания. Британцы не сильно возражали против продолжения работ по немецким танкам с расчетом на будущую выгоду, но для французов это был вопрос принципа. Ненависть ко всему немецкому была у них настолько высока, что практически всё немецкое трофейное вооружение они отправили на слом, передав лишь небольшую его часть своим союзникам в Восточной Европе. Такая же участь постигла и танки K-Wagen – в начале 1919 года оба недостроенных прототипа сломали. Некоторые допускают, что в 1926г. два комплекта ходовой части к танкам K-Wagen были проданы испанцам.