Beutepanzerwagen IV

 

 

Вариант самец.

Вариант самка.

Beutepanzerwagen IV

Германия

Тяжелый по массе пехотный танк

масса

самец

самка

 

28 т

26, 4 т

вооружение

самец

 

самка

 

2х57-мм орудия,

3 пулемета

5 пулеметов

экипаж

8 чел.

мощность силовой установки

125 л.с.

выпускался

1917-1918гг., танковые мастерские в Шарлеруа

40/20 шт.

посредством восстановления и перевооружения трофейных Mk IV

 

 

Основная статья: Германское танкостроение 1912-1919гг.

Машины от первых уроков

 

 

В ходе сражения при Камбре осенью 1917г.  немцам в качестве трофеев достались большое количество танков Mk IV. (Рис.1)

 

Рис.1 – Захваченные при Камбрэ английские танки, декабрь 1917г.

 

Общее количество трофейных английских Mk II, Mk IV оценивается в 77, 100, 179 и даже 184 или 186 штук. Разумеется, машины находились в разном техническом состоянии – видимо, большая часть танков не подлежала восстановлению. (Рис.2)

 

Рис.2 – Разбитое британское чудовище демонстрируется обывателям Лейпцига.

 

Трофейные танки немцы ремонтировали как в полевых условиях, так и в мастерских в Шарлеруа. (Рис.3, Рис.4)

 

Рис.3 – Ремонт трофейной техники в полевых условиях.

 

Рис.4 – Восстановленные английские ромбы.

 

В ходе ремонта часть Мк IV, возможно 20 или 40 единиц, немцы перевооружили своими 7,92-мм пулеметами MG.08/15, а отремонтированные пушечные танки получили 57-мм крепостные пушки Максима-Норденфельта с соответствующим щитовым прикрытием по типу A7V (Рис.5).

 

 

Рис.5 – Mk IV с пушкой Норденфельта, 1918г.

 

    Пишут, что на отдельных «самках» курсовой пулемет мог заменяться 13,3-мм противотанковым ружьем (Tankgewehr, он же Mauser T-Gewehr). (Рис.6)

 

Рис.6 – Tankgewehr в шаровой установке курсового пулемета танка Mark IV. Источник:

Rainer Strasheim Collection Tankograd Beute-tanks.

 

     Установка удерживалась на месте большими пружинами и могла легко и быстро сниматься, чтобы можно было переустановить пулемет для атаки по пехотным целям, а не по вражеским танкам.

     Единственным более ли менее существенным конструктивным дополнением, которое вносили немцы в ромбы, была установка куполообразного эвакуационного люка на крыше.

Использовавшиеся рейхсвером английские танки Mk IV были как пушечного, так и пулеметного типа (Рис.7).

 

Рис.7 – Немецкий Mk IV «самка».

 

Все машины были снабжены направляющими рельсами на крыше для «балки самовытаскивания».

 Отремонтированные и слегка «исправленные» трофейные британские ромбы получили обозначение Beutepanzerwagen IV” (другое название: "Schwerer Kampfwagen (Beute)" - немецкое Beute слово означает «добыча»). Сообщают, что экипаж на Beutepanzerwagen составлял 12 или 10 человек (Рис.8).

 

Рис.8 – Экипажи Beutepanzerwagen IV”.

 

Вероятно, увеличение численности экипажа происходило за счет включения вторых номеров пулеметчиков.

Считается, что немцы ввели в строй 40 или 45 трофейных английских ромбов – 1 Mk II и 44 Mk IV. Первоначально трофейными танками следовало укомплектовать 4 штурмовых отделения (роты) по 5 танков в каждой роте (всего – 20 шт.), по мере выбывания в строй вводились новые трофейные машины.

Накануне крупного наступления, планировавшегося весной 1918г. немцы передали в войска всего 9 машин Mk IV. Прочие трофейные ромбы вводились в строй по мере готовности или надобности.  (Рис.9)

 

Рис.9 – Британский танк на немецкой службе, зима 1918г.

 

     Танками Beutepanzerwagen IV” комплектовалось 6 штурмовых отделений (11, 12, 13, 14, 15 и 16-е).

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru