Tracteur Cuirasse Filtz – STG

 

 

Tracteur Cuirasse Filtz – STG

Франция

Бронированный колесный трактор

масса

4 т

вооружение

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

45 л.с.

проект

1915г., S.T.G.

выпускался

1915г. 

10 шт. опытные

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Первые танки

 

 

В январе 1915г. производитель колесного сельскохозяйственного 4-тонного трактора Filtz Georges Filtz через генерала Curmer обратился с предложением к генералу Joffre (Рис.1) построить на платформе его трактора бронированную машину, которая могла бы преодолевать поле боя и проволочные заграждения.

 

Рис.1 – Жозеф Жак Сезер Жоффр (Joseph Jacques Césaire Joffre) (1852-1931гг.), главнокомандующий французской армии, с 1916г. маршал Франции.

 

 Проект вызвал интерес, за дело взялась Инженерно-техническая секция (S.T.G.), практические работы осуществлял командир батальона Boissin. В феврале 1915г. первый образец бронированного вооруженного трактора Filtz был готов.

Машина имела массу около 4 т. Длина – 3800 мм, ширина – 1400 мм, высота – 1600 мм. Машина получила корпус, собираемый при помощи клёпки из броневых листов, предположительная толщина которых составляла порядка 6 мм, правда, французские источники сообщают, что толщина брони варьировала от 8 мм до 12 мм. В передней части корпуса размещался двигатель, в задней части – боевое отделение. (Рис.2).

 

Рис.2 – Бронетрактор Filtz, 1915г.

 

Машина оснащалась резаком для прорыва проволочных заграждений. Пулеметное вооружение – 8-мм пулемет Гочкис – устанавливалось в неподвижной рубке. Экипаж – два человека: водитель и командир (он же стрелок).

В марте было принято решение построить 10 бронированных тракторов Filtz, что и было выполнено до конца июля. Доподлинно установлено три бронетрактора: «37456», LA JOFTRINE и LA FOUDROYANTE. (Рис.3)

 

Рис.3 – Экземпляры бронетракторов Filtz.

 

 Летом 1915г. бронетрактора Filtz прошли короткие ходовые испытания. После незначительных доработок ходовой, например, были изменены колеса, некоторое количество этих машин в августе 1915 года было отправлено для оценки боевых возможностей в 4-ю и 10-ю армии. (Рис.4)

 

Рис.4 – Испытания доработанного бронетраткора Filtz, август 1915г.

 

Однако на фронте бронетраткора Filtz забраковали. Установленный на машинах 45-сильный двигатель явно не тянул, поэтому скорость оказалась ниже ожидаемой, а по пересеченной местности колесный бронетрактор вообще не мог передвигаться. Проект закрыли, бронетрактора отозвали из войск и утилизировали.

Правда, в литературе приводится и иная версия развития событий вокруг бронетракторов Filtz. Мол, в 1915г. военные сами обратились к конструкторам Aubriot и Gabet (Обрио и Габэ) с предложением построить 10 бронированных вооруженных машин на базе шасси 4-тонного колесного трактора Filtz.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru