Souain
prototype
Souain prototype
Франция
Бронированный гусеничный трактор
масса |
5 т |
вооружение |
2 пулемета |
экипаж |
3 чел. |
мощность силовой установки |
45 л.с. |
проект |
осень 1915г., Брийе-Бретон |
Основная статья:
Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
9 декабря 1915г. был устроен смотр бронированной техники на поле недавнего боя в районе местечка Souain. Наибольший интерес вызывал прототип некой боевой машины на гусеничном шасси трактора Holt 45. Данное шасси выбрали военные с подачи специалистов компании Schneider, а концепцию боевой машины на этом шасси разрабатывал Бретон (Рис.1).
Рис.1 – Monsieur Jules Louis Breton, 1872-1940гг. Член национального собрания Франции.
Собственно, он продолжил тему инженерной машины по преодолению проволочных заграждений. (Рис.2)
Рис.2
– Концепция Breton-Prétot machine на шасси Holt 45 (с резаком и без оного).
Новая машина мыслилась в бронированном и вооруженном виде, т.е. в виде такого «инженерного танка». Планировалось, что в полном виде прототип танка должен был нести 2 пулемета Hotchkiss, один в носу, и один во вращающейся башне. (Рис.3)
Рис.3 – Полный проект инженерной машины.
Этот проект приписывают Бретону. Позже Бретон убеждал всех, что он был ведущим французским экспертом в области бронетанковой техники. Эти амбиции были удовлетворены, когда в 1917г. союзная межпарламентская комиссия, разбиравшая вопрос – кто есть «отец» танка нашла что у Бретона больше оснований считать себя изобретателем танка, чем даже у англичан!
С другой стороны, ряд авторов сообщают, что не Бретон, а Евгений Brillié (гл. инженер Шнейдер) конструировал предварительные варианты на шасси Holt 45. Возможно также, что непосредственно исполнил проект лейтенант Шарль Фуше, сотрудник Service Technique Automobile (техническая служба механизации французской артиллерии).
Впрочем, 9 декабря 1915г. на испытания вышел
более скромный образец, получивший в исторической литературе имя Souain prototype (Рис.4) – по названию населенного пункта, недалеко от которого
происходили испытания.
Рис.4 – Souain
prototype, 9 декабря 1915г.
45-ти сильный трактор Холт закрыли
двумя броневыми листами по бокам и двумя бронелистами, сходящимися под острым
углом спереди. Машина не имела вооружения и резака, но имела привод для него.
Комиссия, состоявшая, преимущественно, из представителей артиллерии по итогам испытаний сделала два вывода.
1. Армия не нуждается в машине, оснащенной резаком для разрезанья колючей проволоки, поскольку гусеничный трактор, а, следовательно, и боевая машина на его базе, и так способен порвать любое проволочное заграждение - поэтому сама идея инженерной машины по преодолению проволочных заграждений была окончательно забракована, а программа Breton-Prétot machine закрыта.
2. 45-ти сильный трактор Холта в данном виде был признан малопригодным для действий на поле боя, так как маневренность машины оставляла желать лучшего. Шасси 45-ти сильного трактора Холта в первозданном виде не годилась для боевой машины - прототип Souain мог эффективно преодолевать воронки и траншеи до 1 метра в ширину; отмечалась недостаточная мощность двигателя.