
Schneider CA2
Франция
Средний по массе командирский танк
| 
   масса  | 
  
   11-13 т  | 
 
| 
   вооружение  | 
  
   37-мм орудие 2 пулемета  | 
 
| 
   экипаж  | 
  
   4 чел.  | 
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
   60 л.с.  | 
 
| 
   проект  | 
  
   1916г. декабрь – февраль 1917г.  | 
 
| 
   выпускался  | 
  
   март 1917г. 1 шт. опытный  | 
 
Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
Незадолго до поступления первых французских танков в действующую армию генерал Эстиенн (Рис.1) предложил главнокомандующему сухопутными силами создать командирский танк.

Рис.1 – Жан-Батист Эжен Эстиенн (Jean
Baptiste Eugène Estienne), 1860 –
1936гг. После войны был объявлен отцом французского танкостроения.
Перед
Первой мировой войной был известен и как математик (им, в частности
опубликованы работы по теореме Паскаля), и как превосходный артиллерист
(специалисты считают его одним из великих баллистов
не только в теории, но и на практике: во время Первой мировой войны немцы
поражались, как батареи Эстиенна практически без
пристрелки кинжально накрывали их позиции), и как один из родоначальников
военной авиации (назначенный в 1909 году командиром авиационной группы, он
взялся приспособить авиацию под артиллерийские нужды).
В своём письме от 27 сентября 1916 года он излагал следующие мысли: «Считаю, что подразделения единицы штурмовой артиллерии (то есть танки – прим. перев.) должны маневрировать на поле боя, поэтому необходимо предусмотреть для их управления командирские танки, имеющие следующие характеристики:
- скорость на местности 10 км/ч;
- преодоление рвов шириной 1 метр;
- экипаж 4 человека;
- вооружение из одного или двух пулеметов и 37-мм пушки, которые могли бы вести огонь вперёд и по бортам. Бронирование следует усилить до 15 мм. Имеет смысл предусмотреть постройку 50 командирских танков».
Такая спецификация возникла из умозрения, что танковые части не только атакуют статические позиции противника, но должны маневрировать на поле боя, предупреждая перемещения войск врага вглубь и по фронту. Эстиенн считал, что командирам танковых частей потребуется более маневренные бронированные вооруженные транспортные средства, способные вести преследование или прикрывать отступление. Другими словами, Эстиенн, по сути, описал задачи присущие танку как таковому.
Из имевшихся тогда танков Char Saint-Chamond М1916/М1917 и Schneider CA1 наиболее подходящим для этой роли выбрали второй.
Видимо, осенью 1916г. появился улучшенный вариант СА1, которые некоторые авторы трактуют уже как первый вариант Le char de Commandement Schneider CA2. (Рис.2)

Рис.2 – Улучшенный вариант СА1.
Машина имела ходовую часть, трансмиссию и силовую установку от СА1. Однако корпус в передней части стал более коротким и почти не свисал. Заметно изменился состав и размещение вооружения. Пушка (37 мм или 47 мм) находилась теперь в цилиндрической башне, установленной в лобовой части корпуса слева. Пулеметов стало 5 - четыре пулемета располагались в шаровых установках по бортам, а пятый – в лобовой части корпуса справа.
Некий лейтенант Саар (вероятно, сотрудник Schneider) предложил модернизацию конструкции СА1 под спецификацию Le char de Commandement Schneider CA2. Дальнейшие изменения, в первую очередь, были направлены на улучшение конструкции корпуса. Форма корпуса была сохранена, оставались даже хвост и бушприт, но корпус был заужен, носовая часть стала короче - исчез нависающий элемент (Рис.3), приобретя клинообразную форму, и носовая часть получила сплошной бронелист со смотровыми щелями для водителя, что привело к снижению высоты танка.

Рис.3 – Изменение носовой части танка Schneider.
Удаление переднего свеса улучшало проходимость машины. (Рис.4).

Рис.4 – Преодоление вертикальных препятствий машиной без носового свеса.
Наконец, машина была полностью перекомпонована – двигатель очутился в переднем отделе танка, а боевое отделение и башня оказались ближе к корме. (Рис.5)

Рис.5 – Проект Le char de Commandement
Schneider CA2.
Ходовая часть, трансмиссия и двигатель сохранились от СА1, а вооружение теперь полностью соответствовало спецификации Эстиенна: 37-мм (или 47-мм) орудие в башне и два бортовых пулемета. Масса машины оценивалась в 8 т.
Идеи Саара нашли понимание у Эстиенна. 20 декабря 1916г. Консультативному комитету по специальной артиллерии (CCAS, Comité Consultatif de l'Artillerie d'Assaut) был представлен проект Le char de Commandement Schneider CA2. 29 декабря 1916 было разрешено построить опытный пушечно-пулеметный тип Le char de Commandement Schneider СА2.
В донесении №928 B от 15 марта 1917 года генерал Эстиенн докладывал, что инженерами фирмы Schneider по теме командирского танка, при содействии военных специалистов, разработан вариант гусеничной командирской машины, который имеет следующие особенности: масса не превышает 13 т, расширенные траки гусениц, 37-мм или 47-мм пушка в башне с круговым вращением, усиленное до 15 мм бронирование. Далее Эстиенн замечает, что необходимо построить 400 танков по этой спецификации.
26 и 27 марта 1917 года прототип Schneider СА2 был испытан в Марли под Champlieu (Рис.6).


Рис.6 - Schneider CA2 на испытаниях 26 марта 1917г.
Вооружение на опытном образце СА2 не устанавливалось, но макет башни присутствовал в кормовой части машины. (Рис.7)

Рис.7 – Стрелочкой указана башня под 47-мм орудие.
Вероятно, масса СА2 с башней приближалась к 11 т или 13 т.
Поскольку линейные СА1 с трудом преодолевали препятствия, ширина которых превышала 1,5 метра, военных, в первую очередь интересовала подвижность новой машины на пересеченной местности. Эксперимент, проведенный в дождливый день 26 марта не удался. Танк достаточно резво перескочил ров носовой частью, но сразу же застрял кормой, начав гусеницами зарываться в грунт - всё это было указано в отчете об испытаниях. Был сделан вывод о том, что подвеска должна быть увеличена на три трака, около сорока сантиметров каждый. Военные также посчитали, что предложенная конструкция башни далека от оптимальной и её следует хотя бы увеличить по высоте. Несмотря на крайне негативное впечатление от новинки на представителей от генштаба, которые и без того не лучшим образом относились к конструкции СА1, было предусмотрено, что с учетом необходимых поправок 13 апреля 1917г. танк СА2 пойдет в серию. Однако этого не случилось. После успешных испытаний 9 апреля 1917г. легкого танка Renault стало ясно, что шасси СА уступает шасси Renault. Прототип СА2 впоследствии использоваться в качестве учебной и испытательной машины. (Рис.8)

Рис.8 – Фото СА2, сделанное в июне 1917г.
Какое-то время теплились планы приспособить СА2 под «радиотанк», но после успешной радиофикации линейных танков Schneider, надобность в СА2 вовсе отпала. Окончательно тема СА2 была закрыта после появления «радиотанка» Рено.