Schneider-Boirault

 

 

 

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕТ

Schneider-Boirault

Франция

Экспериментальный танк

масса

27 т

вооружение

2х75-мм орудия

4 пулемета

экипаж

10-12 чел.

мощность силовой установки

120 л.с.

выпускался

январь 1917г., Boirault

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Побочные всходы

 

 

В декабре 1914г. инженер-железнодорожник Louis (Луи) Boirault (Рис.1) разработал и предложил военному министерству проект экспериментальной машины – прорывателя проволочных заграждений.

 

Рис.1 – Monsieur Louis Boirault (крайний справа) в процессе работы с French National Rail System перед войной.

 

Конструкция вошла в историю, как машина Boirault, полное название – “la Machine Boirault écrase barbelé” (англ. The Barbed Wire Crushes Boirault Machine). Цель проекта – создание машины для преодоления проволочных заграждений и передвижения по полю боя. Опытный экземпляр машины был заказан военными 3-го декабря 1914г. или 3 января 1915г. Надзор за строительством машины осуществлял Paul Painleve (Minister for Inventions, министр по изобретениям). Прототип прорывателя был построен в феврале 1915г. (Рис.2)

 

 

Рис.2 – Boirault machine (No1), 1915г.

 

Машина представляла собой конструкцию, состоящую из двух дорожек, опоясывающих весь каркас транспортного средства и соединенных между собой балками. Контур замкнутой пространственной структуры был образован шестью панелями/комплектами рам (4x3 м), которые «перекатывались» под воздействием силовой повозки, перемещающейся на роликах по их внутренней поверхности.   (Рис.3)

 

Из French Patent FR513156(A) 1919.

Иллюстрация Yuvnashva Sharma.

Рис.3 – Вверху - схемы перемещения машины Boirault, 1915г.; ниже эпизоды движения реального аппарата.

 

Силовая установка – 80-сильный бензиновый двигатель Aster и водитель помещались в купе, имевшим трапецевидную форму. (Рис.4).

 

Рис.4 – Вид купе машины Boirault. На нижнем снимке можно разглядеть цепные передачи от двигателя, идущие вверх к ведущим шестерням, а также балластные грузы в нижней части транспортного средства.

 

На испытаниях 17 мая 1915г. оказалось, что такой тип устройства является весьма уязвимым, медленным – скорость 1,6 км/ч (по другим сведениям – 3 км/ч, но, вероятно, это значение относится к более поздней версии машины) и неспособным менять свое направление. Для того, чтобы изменить направление машины, экипаж из 2-х человек должен был выйти из купе и при помощи домкратов повернуть конструкцию в нужное направление. (Рис.5)

 

Рис.5 – Управление машиной Boirault.

 

Несмотря на такие «удобства», испытания неуклюжего гиганта весом 30 тонн (плюс 9 тон балласта), высотой 4 м, шириной 3 м и длиной 8 м проводились с перерывами до ноября 1915г., по другим сведениям, до 21 июня 1915г. Вероятно, главная причина по которой поддерживался интерес к машине – ее способность преодолевать траншеи шириной 3-4 метра. По совокупности характеристик, некоторые офицеры окрестили Appareil Boirault (устройство Boirault) ироничным прозвищем Diplodocus militaris — военный диплодок (вид динозавра). (Рис.6)

 

Рис.6 – Испытания Boirault machine (No1), 1915г.

 

Предположительно, в ноябре 1915г. был построен новый прототип Boirault machine (No2) (Рис.7), который тестировался до августа 1916г.

 

 

Вид с кормы. Приводные цепи спускаются к двигателю и коробке передач.

 

     Слева – Boirault.

Рис.7 – Boirault machine (No2), 1916г.

 

Общие параметры варианта Boirault machine (No2) приводятся такие: масса 30-40 тонн, длина 6-8 м, ширина 3 м, высота 2-3 м.

Новая конструкция представляла собой вид моногусеницы, состоящей из шести металлических пластин (рам), вращающихся вокруг каркаса машины. На этот раз рамы были квадратными и состояли из четырех стальных балок, скрепленных по углам треугольной пластиной. Внешние балки вместе с треугольными пластинами (распорками) обеспечивали площадь контакта рамы с поверхностью. Горизонтальные балки рамы соединялись вертикальной балкой, не имеющей контакта с поверхностью -т.е., эта балка находилась как бы внутри рамы. Каждый сегмент моногусеницы - рама - был соединен с предыдущей и последующей рамой тяжелым стальным штифтом в соединительных углах, а также гибкой муфтой в центре, что обеспечивало прочное соединение. Важным изменением в соединениях в этой системе было то, что соединения по углам и муфта имели небольшую степень поперечной гибкости. Подобно сцепке железнодорожных вагонов, с которой Буаро был хорошо знаком, каждая рама могла слегка поворачиваться относительно другой, обеспечивая таким образом возможность управления машины во время движения при помощи руля. Экипаж теперь мог не покидать машину для осуществления поворота. Исследователи замечают, что такая система работала, но могла обеспечивать незначительный поворот.  

Внутри моногусеницы Boirault machine (No2) перемещалось бронированное купе, или, как пишут, рубка ромбовидной формы. Толщина бронирования около 25 мм. Доступ в купе осуществлялся через большие прямоугольные двери с каждой стороны. В каждой двери был устроен портал, в который предположительно можно было установить пулемет, хотя вооружение не уточнялось. На одной фотографии, сделанной на испытаниях этой машины, видно, что в носовой части купе, как будто, присутствует установка вооружения, которое можно интерпретировать как короткоствольную 75-мм пушку, типа той, что позже ставили на танках Schneider CA-1. Однако многие авторы не решаются утверждать, что на Boirault machine (No2) было вооружение – «это всего лишь предположения». Кстати говоря, трудно представить себе, как можно было вести огонь из орудия прямо по курсу через конструкцию моногусеницы. (Рис.8)

 

Рис.8 – Та самая спорная фотография, на которой, как кажется в передней части купе существует установка с пушечным вооружением. Источник: French National Library Reference #530164880.

 

     На фото спереди того же объекта, сделанного с другого ракурса, спорного артефакта не видно. (Рис.9)

 

Рис.9 - Boirault machine (No2) на испытаниях, вид спереди. Источник: French National Library Reference #53016523.

 

     В отношении экипажа машины также присутствуют спекуляции. Вероятно, экипаж составлял не менее 2-х человек, но некоторые указывают 4, в расчете на 2-х артиллеристов, призванных обслуживать орудие.

     Силовая установка, вероятно, сохранилась от Boirault machine (No1), но двигатель находился теперь не в купе, а был вынесен в заднюю часть машины. От двигателя к высоко расположенному приводному механизму тянулись приводные цепи.  

     17 августа 1916г. Boirault machine (No2) вывели на испытания в Суэн-Перт-ле-Урлюс (Souain-Perthes-les-Hurlus), на северо-востоке Франции. (Рис.10)

 

Рис.10 - Boirault machine (No2) на испытаниях в августе 1916г., вид с кормы.

French National Library Reference #53016497.

 

Эта модель выглядела компактнее предшественницы, имела полноценное бронированное купе и некое рулевое управление, которое позволяло поворачивать машину, при этом радиус поворота составлял 100 м. На испытаниях объект показал скорость 2 или 3 км/ч, преодолевал траншею шириной 1,8 м.

     Отсутствие внятной информации относительно вооружения машины Boirault не позволяет отнести ее к танкам, хотя во многих источниках ее причисляют к таковым. Более осторожные авторы выражаются по этому поводу примерно так: «его машина (- Boirault machine (No2)) в некоторых аспектах может быть принята как «танк». В любом случае, машины Boirault разрабатывались как вариант инженерной боевой техники, а возможное вооружение на них могло выполнять сугубо вспомогательные, оборонительные функции.

В целом, военные скептически отнеслись к конструкции Boirault. Однако командующий 4-й армией генерал Анри Гуро (Henri Gouraud), несмотря на очевидные недостатки конструкции, в отчете от 20 августа 1916 года указал, что он предпочел бы дальнейшие испытания усовершенствованной машины, поскольку она все же могла эффективно прорывать полосы колючей проволоки, расчищая по ширине 2-метровый участок, в которой без проблем могла входить пехота.

     В январе 1917г., еще до боевого применения танков штурмовой артиллерии, инженер Луи Boirault решил, что добиться большей проходимости танков при преодолении широких рвов можно путем сцепки двух танков. Для исследования своей концепции Boirault создал сцепку двух Schneider CA1 (Рис.11), соединив корпуса кормовыми частями.

 

Рис.11 - Schneider CA1.

 

     На деле оказалось, что управлять такой конструкцией почти невозможно.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru