Renault
FT-17 75 BS

Renault FT-17 75 BS
Франция
Легкий по массе танк огневой поддержки
| 
   7 т  | 
  
 |
| 
   вооружение  | 
  
  
   75-мм орудие  | 
  
 
| 
   экипаж  | 
  
  
   3 чел.   | 
  
 
| 
   мощность силовой установки  | 
  
  
   20-39 л.с.   | 
  
 
| 
   проект  | 
  
  
   1918г., Renault  | 
  
 
| 
   выпускался  | 
  
  
   1918-1919гг.,
  Renault 39/40 шт.  | 
  
 
Основная статья: Французское танкостроение 1874г.,
1903-1918гг.
Развитие по параллельным аллелям
К началу марта 1918 года Renault подготовила второй вариант машины поддержки на базе Renault FT. Шасси танка Renault FT сохранялось неизменным. Короткоствольную 75-мм гаубицу Blockhaus Schneider для лучшей стабилизации при стрельбе установили в увеличенной, по сравнению с башней, не вращающейся восьмигранной пирамидальной рубке с кормовой нишей (чтобы дать место для отката ствола гаубицы с казенником), большим люком в борту и откидной крышей. В рубке также помещался боекомплект на 35 выстрелов. Экипаж машины состоял из 3-х человек. (Рис.1)


Рис.1 – Виды второго варианта артиллерийского танка «Рено».
В мае 1918г. был оформлен заказ на 600 танков Renault FT BS. Изготовителем данных машин определялась фирма Renault. Танки предполагалось выпускать с серийными номерами в пределах 6001-6600. Первый серийный Char FT canon de 75 S был готов 8 августа 1918 года. (Рис.2)
     

Рис.2 – Французский танк огневой поддержки Renault FT-17 75 BS, 1919г.
За сентябрь 1918г. сдали еще 4 танка, за октябрь 6. На фронты Первой мировой танки Renault FT BS не попали. После окончания войны выпуск Renault FT BS на время прекратился, но был вновь возобновлен с февраля по май 1919г. По одним данным, всего было построено 39 танков огневой поддержки FT-17 BS, по другим – 40 шт. Вероятно, все же 40 – из них 39 поступило во Французскую армию, а один, возможно – в польскую (в 1923г. или в 1924г.).
На одном танке Renault FT BS французы опробовали установку колейного моста для преодоления противотанковых рвов (длина моста превышала 5 метров), разработанного лейтенантом Ортлибом. В походном положении мост перевозился на колесном ходу, прицепленный за тягачом, либо за танком. Перед боем мост крепился к упорам на бортах в районе ходовой части, а также за цепь с крюком, которые шли через специальный желоб на крыше башни. Подойдя к препятствию, командир сбрасывал мост вперед. (Рис.3)

Рис.3 – Испытания Char FT canon de 75 S с колейным мостом.
 
Танк с серийным номером 6015 (сдан в апреле 1919
года).
 
 


Рис.4 – FT-17 75 BS на службе, начало 1920-х. Два нижних снимка получены в Северной Африке или в Сирии.


Рис.5 – Брошенные танки FT-17 BS.
2 машины попали в руки союзников в Тунисе в 1942г.

