Renault FT-17 75 BS

 

 

Renault FT-17 75 BS

Франция

Легкий по массе танк огневой поддержки

масса

7 т

вооружение

75-мм орудие

экипаж

3 чел.

мощность силовой установки

20-39 л.с.

проект

1918г., Renault

выпускался

1918-1919гг., Renault

39/40 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

К началу марта 1918 года Renault подготовила второй вариант машины поддержки на базе Renault FT. Шасси танка Renault FT сохранялось неизменным. Короткоствольную 75-мм гаубицу Blockhaus Schneider для лучшей стабилизации при стрельбе установили в увеличенной, по сравнению с башней, не вращающейся восьмигранной пирамидальной рубке с кормовой нишей (чтобы дать место для отката ствола гаубицы с казенником), большим люком в борту и откидной крышей. В рубке также помещался боекомплект на 35 выстрелов. Экипаж машины состоял из 3-х человек. (Рис.1)

 

Рис.1 – Виды второго варианта артиллерийского танка «Рено».

 

     В начале марта 1918 года генерал Эстьен одобрил данный вариант танка поддержки. В переписке он чаще именовался как Char FT canon de 75 S, но более известным стал индекс Char Canon 75 mm BS или Renault FT BS. BS означало Blockhaus Schneider, так часто именовали орудие, которое в него установили.

    В мае 1918г. был оформлен заказ на 600 танков Renault FT BS. Изготовителем данных машин определялась фирма Renault. Танки предполагалось выпускать с серийными номерами в пределах 6001-6600. Первый серийный Char FT canon de 75 S был готов 8 августа 1918 года. (Рис.2)

 

    

Рис.2 – Французский танк огневой поддержки Renault FT-17 75 BS, 1919г.

 

     За сентябрь 1918г. сдали еще 4 танка, за октябрь 6. На фронты Первой мировой танки Renault FT BS не попали. После окончания войны выпуск Renault FT BS на время прекратился, но был вновь возобновлен с февраля по май 1919г. По одним данным, всего было построено 39 танков огневой поддержки FT-17 BS, по другим – 40 шт. Вероятно, все же 40 – из них 39 поступило во Французскую армию, а один, возможно – в польскую (в 1923г. или в 1924г.).

     На одном танке Renault FT BS французы опробовали установку колейного моста для преодоления противотанковых рвов (длина моста превышала 5 метров), разработанного лейтенантом Ортлибом. В походном положении мост перевозился на колесном ходу, прицепленный за тягачом, либо за танком. Перед боем мост крепился к упорам на бортах в районе ходовой части, а также за цепь с крюком, которые шли через специальный желоб на крыше башни. Подойдя к препятствию, командир сбрасывал мост вперед. (Рис.3)

 

Рис.3 – Испытания Char FT canon de 75 S с колейным мостом.

 

     В 1920-е годы танки огневой поддержки распределили по танковым батальонам. Первым машины получил 5 BCL (Bataillon de Chars Legers, батальон легких танков), в 1919 году уехавший в Сирию. Некоторые машины нашли боевое применение в Марокко во время рифской кампании. (Рис.4)

 

 

Танк с серийным номером 6015 (сдан в апреле 1919 года).

  

Рис.4 – FT-17 75 BS на службе, начало 1920-х. Два нижних снимка получены в Северной Африке или в Сирии.

 

Очевидно, несколько штук этих танков сохранилось до 1940г., когда они перешли в руки к немцам в качестве трофеев (Рис.5).

 

Рис.5 – Брошенные танки FT-17 BS.

 

2 машины попали в руки союзников в Тунисе в 1942г.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru