Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY

 

 

Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY

Франция

Подвижный форт

масса

10 т

вооружение

2 орудия

6/8 пулеметов

экипаж

9 чел.

мощность силовой установки

12-15 л.с.

проект

ноябрь/декабрь 1914 – январь 1915гг., Paul Frot

выпускался

1915г.  январь-февраль, Corpet and Louvet Factory

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Первые танки

 

 

     В декабре 1914г. инженер канала Nationale-дю-Нор в Шампани Пауль Фро (Paul Frot – скорее всего, Фро являлся инженером Северной железнодорожной компании Compagnie Nationale du Nord) предложил военному ведомству проект, вошедший в историю под названием Frot-Laffly landship или Frot-Turmel-Laffly (Turmel, месье Тюрмель – соавтор Frot). (Рис.1)

 

    

Рис.1- Frot-Laffly landship (вооружение – муляж).

 

     Некоторые допускают, что идея создания боевой машины могла возникнуть еще в ноябре того же года, когда Фро написал письмо в военное министерство, в котором охарактеризовал свою идею как «грозную военную машину, которая с момента своего появления посеет ужас в рядах врага». В письме от 26 января 1915 г. Фро подчеркивал, что его боевая машина должна была работать «не только для того, чтобы опрокидывать, выравнивать и разрывать заграждения из колючей проволоки, но также, и особенно для того, чтобы превратить ее в наступательную машину первой линии». Т.е. автор отделял свою боевую машину от бронеавтомобилей, действующих по дорогам. В качестве базы использовался дорожный каток Laffly roller. Дорожный каток Laffly на тот момент представлял собой современное транспортное средство с бензиновым двигателем (этот тип дорожно-строительной машины запатентован в 1909 году, в продажу предлагался с 1910г.). Машина имела грузоподъемность от 5,5 до 9 тонн, оснащалась двигателями мощностью от 12 до 15 л.с. Движителем машины служили два рифленых катка (по другой версии, задний каток был покрыт резиной для увеличения тяги) – один спереди и один сзади. (Рис.2)

 

Рис.2 – На этом рисунке ходовая часть машины изображена неверно – прорисованы 4 колеса-катка.

 

Машина бронировалась листами толщиной 7 мм. Общая длина составляла 7 метров, ширина 2 метра высота, 2,3 метра. Он весил чуть меньше 10 тонн. На фото видны ряд пушечных портов, которые указывают на две пушки и шесть пулеметов. По другой версии, о пушках речи не шло, планировалось установить 8 пулеметов, но на самом деле прототип не имел вооружения. При таком вооружении экипаж мог состоять из девяти человек: один командир, два механика и шесть стрелков. Общая длина составляла 7 метров, ширина 2 метра высота, 2,3 метра. Указывают, что танк весил чуть меньше 10 тонн, но некоторые авторы считают, что это масса шасси без брони и вооружения.

Удивительная конструкция была построена (без вооружения) и даже испытывалась по одним сведениям, 28 марта 1915г., по другим - 28 апреля 1915г. (- возможно, действие происходило и в марте, и в апреле) на территории фабрики Корпе и Луве в Ла-Курневе, к северу от Парижа (the Corpet and Louvet Factory at La Courneuve, North of Paris). (Рис.3)

 

Указывают, что это фото от 28.04.1915г.

Эта фотография датируется мартом 1915г.

Рис.3 – Frot-Laffly landship на испытаниях.

 

     Машина продемонстрировала скорость от 3 до 5 км/ч и получила неудовлетворительную оценку.

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru