Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY

Frot-Laffly landship/FROT-TURMEL-LAFFLY
Франция
Подвижный форт
масса
|
10 т
|
вооружение
|
2 орудия
6/8 пулеметов
|
экипаж
|
9 чел.
|
мощность силовой установки
|
12-15 л.с.
|
проект
|
ноябрь/декабрь 1914 – январь 1915гг., Paul Frot
|
выпускался
|
1915г.
январь-февраль, Corpet and Louvet Factory
1 шт. опытный
|
Основная статья: Французское танкостроение 1874г.,
1903-1918гг.
Первые танки
В декабре 1914г.
инженер канала Nationale-дю-Нор в Шампани Пауль Фро (Paul Frot – скорее всего,
Фро являлся инженером Северной железнодорожной компании Compagnie
Nationale du Nord) предложил военному ведомству проект, вошедший в историю под
названием Frot-Laffly
landship или Frot-Turmel-Laffly
(Turmel,
месье Тюрмель – соавтор Frot). (Рис.1)


Рис.1- Frot-Laffly landship (вооружение – муляж).
Некоторые
допускают, что идея создания боевой машины могла возникнуть еще в ноябре того
же года, когда Фро написал письмо в военное министерство, в котором
охарактеризовал свою идею как «грозную военную машину, которая с момента своего
появления посеет ужас в рядах врага». В письме от 26 января 1915 г. Фро
подчеркивал, что его боевая машина должна была работать «не только для того,
чтобы опрокидывать, выравнивать и разрывать заграждения из колючей проволоки,
но также, и особенно для того, чтобы превратить ее в наступательную машину
первой линии». Т.е. автор отделял свою боевую машину от бронеавтомобилей,
действующих по дорогам. В качестве базы использовался дорожный каток Laffly
roller. Дорожный каток Laffly на тот момент представлял собой современное
транспортное средство с бензиновым двигателем (этот тип дорожно-строительной
машины запатентован в 1909 году, в продажу предлагался с 1910г.). Машина имела грузоподъемность
от 5,5 до 9 тонн, оснащалась двигателями мощностью от 12 до 15 л.с. Движителем машины
служили два рифленых катка (по другой
версии, задний каток был покрыт резиной для увеличения тяги) – один спереди и
один сзади. (Рис.2)

Рис.2 – На этом рисунке ходовая часть машины
изображена неверно – прорисованы 4 колеса-катка.
Машина бронировалась листами толщиной 7 мм. Общая длина
составляла 7 метров, ширина 2 метра высота, 2,3 метра. Он весил чуть меньше 10
тонн. На фото видны ряд пушечных портов, которые указывают на две пушки и шесть
пулеметов. По другой версии, о пушках речи не шло, планировалось установить 8
пулеметов, но на самом деле прототип не имел вооружения. При таком вооружении
экипаж мог состоять из девяти человек: один командир, два механика и шесть
стрелков. Общая длина составляла 7 метров, ширина 2 метра высота, 2,3 метра.
Указывают, что танк весил чуть меньше 10 тонн, но некоторые авторы считают, что
это масса шасси без брони и вооружения.
Удивительная конструкция была построена (без вооружения) и
даже испытывалась по одним сведениям, 28 марта 1915г., по другим - 28 апреля
1915г. (- возможно, действие происходило и в марте, и в апреле) на территории
фабрики Корпе и Луве в Ла-Курневе, к северу от Парижа (the Corpet and Louvet
Factory at La Courneuve,
North of Paris). (Рис.3)

Указывают,
что это фото от 28.04.1915г.

Эта фотография
датируется мартом 1915г.
Рис.3 – Frot-Laffly landship на испытаниях.
Машина продемонстрировала скорость от 3 до
5 км/ч и получила неудовлетворительную оценку.