FCM A/Char Lourd A

 

 

Картинки по запросу танк СА2

FCM A/Char Lourd A

Франция

Тяжелый танк

масса

38 т

вооружение

105/75-мм орудие

? пулеметов

экипаж

? чел.

мощность силовой установки

200 л.с.

проект

1916г., FCM

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Побочные всходы

 

 

Разработка тяжелых типов во Франции шла, преимущественно, под влиянием мнения Эстиенна (Рис.1) о необходимости танков, способных взломать оборону противника - своеобразного тарана на поле боя, за которыми следовала бы пехота, поддерживаемая средними артиллерийскими и легкими танками.

 

Рис.1 – Жан-Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860 – 1936гг. После войны был объявлен отцом французского танкостроения.

Перед Первой мировой войной был известен и как математик (им, в частности опубликованы работы по теореме Паскаля), и как превосходный артиллерист (специалисты считают его одним из великих баллистов не только в теории, но и на практике: во время Первой мировой войны немцы поражались, как батареи Эстиенна практически без пристрелки кинжально накрывали их позиции), и как один из родоначальников военной авиации (назначенный в 1909 году командиром авиационной группы, он взялся приспособить авиацию под артиллерийские нужды).

 

По мнению генерала, главное отличие тяжелых танков прорыва от тяжелых пехотных заключалось в усиленном бронировании.

Уже в июле 1916г. (после возвращения Эстиенна с берегов туманного Альбиона) от руководителя DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Службы) М.М. Савитье (по другим сведениям, эту должность занимал генерал Léon-Augustin Mourret) поступило задание на разработку тяжелого танка.

     В октябре 1916-го - сразу после встречи с британцами, на которой были получены данные о боевом применении танков Mark I – генерал Мурре (Mourret) при поддержке заместителя министра по оборонным изобретениям Жюля-Луи Бретона (Jules-Louis Breton) сумели убедить министра артиллерии и военной техники Альберта Тома (Undersecretary for Artillery and Military Equipment, Albert Thomas) заказать на военно-морской верфи F.C.M. (Forges et Chantiers de la Mediterranée - «Средиземноморское общество железоделательных заводов и верфей») прототип тяжелого танка. Очевидно, что целью было пытаться разработать машину, превосходящую CA1 и St. Chamond. Получив заказ 20 октября 1916г., администратор FCM Фредерик Мориц (Frédérick Moritz) поручил проектирование и производство машины верфи компании в Ла-Сейн-сюр-Мер (La-Seyne-Sur-Mer).  Директор верфи Леонс Рембо (Léonce Rimbaud) нанял инженеров Люсьена Саватье (Lucien Savatier) и Э.Джемми (E.Jammy) для разработки проекта.

Пишут, что проект тяжелого танка стал предметом обсуждения самого первого заседания Консультативного комитета специальной артиллерии (CCAS) 17 декабря 1916г. Из некоторых источников можно понять, что специалисты FCM уже на этом собрании представили проект под названием Char Lourd А. Предлагалась 30-тонная машина, длиной 6,92 м, с 30-мм бронированием, с башенным расположением основного вооружения в виде 105-мм или 75-мм гаубицы. (Рис.2)

 

Рис.2 – Боковая проекция 30-тоного FCM A.

 

     В целом, старания инженеров F.C.M. оценили положительно.

На втором заседании CCAS 30 декабря (на этом заседании также бурно обсуждался проект Renault FT) из уст администратора FCM Фредерика Морица прозвучали уже более определенные характеристики будущего танка тяжелого типа: масса 38 тонн, максимальная толщина брони 30 мм, основное вооружение короткоствольная 105-мм гаубица, двигатель мощностью 200 л.с. (предполагалось, что двигатель мощностью 200 л.с. предоставит фирма Renault.). Эстиен не вполне был согласен с подобной концепцией. Он ратовал за более тяжелый танк, а в качестве основного вооружения предлагал установить более скорострельную 75-мм пушку.

В январе 1917г. на FCM был готов макет тяжелого танка. (Рис.3)

 

Рис.3 – Деревянный макет тяжелого танка FCM.

 

Уже 13 января 1917г. этот макет лицезрел заместитель госсекретаря Жюль-Луи Бретон. На фоне всего остального, что создавалась в нише тяжелых и средних танков на начало 1917г. в Британии (- добавлю, и в Германии, и в Италии, и в США) или имелось во Франции машина выглядела чрезвычайно выигрышно – с размещением основного вооружения во вращающейся башне - и произвела на Бретона огромное впечатление.

Третье заседание CCAS 17 января 1917г. было почти полностью посвящено проекту FCM. На этот раз Эстиенн, познакомившись с проектом подробнее, нашел его удовлетворительным, несмотря на то что это не та «очень тяжелая конструкция», которую он хотел. Эстиенн предложил CCAS одобрить производство двух прототипов: одного с электрической, а другого с механической трансмиссией. По другой версии, предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комплекте вооружения с боезапасом и топливом, масса танка составит около 40 тонн. При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в эксплуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано (- возможно, Эстиенном) разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Бретон, в свою очередь, настаивал сразу принять заказ на 50 танков. Однако CCAS большинством голосов отверг идею Бретона, мудро рассудив, что пока нет полной ясности с технической стороной вопроса и в целом отсутствует доктрина тактического применения таких танков, лучше направить доступные средства и мощности на машины, уже находившиеся в производстве.

5 февраля 1917 года Министерство вооружения заказало у FCM два дополнительных прототипа в дополнение к первому, заказанному в октябре 1916 года. Октябрьский прототип выполнялся с механической трансмиссией, еще один предполагалось строить с электрической трансмиссией, а третий – с гидравлической. Танк с механической трансмиссией получил обозначение FCM 1A, с электрической - как будто, FCM 1С. В отношении варианта 1С можно узнать, что планировался танк массой в 50 тонн, длиной около 10 метров, максимальным бронированием 45 мм, в качестве вооружения для 1С также рассматривалась 75-мм пушка. Т.е. этот вариант полностью отвечал спецификациям Эстиенна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru