FCM 1A/Char Lourd 1А
FCM 1A/Char Lourd 1А
Франция
Тяжелый танк
масса |
41,4 т |
вооружение |
105/75-мм орудие 2 пулемета |
экипаж |
7-6 чел. |
мощность силовой установки |
220/240 л.с. |
проект |
1916-1917гг., FCM |
выпускался |
1917г., FCM 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
К январю 1917г. французы определились с концепцией тяжелого танка. Разработка тяжелого типа во Франции шла, преимущественно, под влиянием мнения Эстиенна (Рис.1) о необходимости танков, способных взломать оборону противника - своеобразного тарана на поле боя, за которыми следовала бы пехота, поддерживаемая средними артиллерийскими и легкими танками.
Рис.1 – Жан-Батист
Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860 – 1936гг. После войны
был объявлен отцом французского танкостроения.
Перед Первой мировой войной был известен и как математик (им, в частности опубликованы работы по теореме Паскаля), и как превосходный артиллерист (специалисты считают его одним из великих баллистов не только в теории, но и на практике: во время Первой мировой войны немцы поражались, как батареи Эстиенна практически без пристрелки кинжально накрывали их позиции), и как один из родоначальников военной авиации (назначенный в 1909 году командиром авиационной группы, он взялся приспособить авиацию под артиллерийские нужды).
По мнению генерала, главное отличие тяжелых танков прорыва от тяжелых пехотных заключалось в усиленном бронировании.
В конце декабря 1916г. характеристики тяжелого танка были определены следующим образом: масса 38 тонн, максимальная толщина брони 30 мм, основное вооружение короткоствольная 105-мм гаубица, двигатель мощностью 200 л.с. (предполагалось, что двигатель мощностью 200 л.с. предоставит фирма Renault.). Эстиен не вполне был согласен с подобной концепцией. Он ратовал за более тяжелый танк, а в качестве основного вооружения предлагал установить более скорострельную 75-мм пушку.
В январе 1917г. фирма FCM построила макет тяжелого танка. (Рис.2)
Рис.2 – Деревянный макет тяжелого танка FCM.
Уже 13 января 1917г. этот макет лицезрел заместитель госсекретаря Жюль-Луи Бретон. На фоне всего остального, что создавалась в нише тяжелых и средних танков на начало 1917г. в Британии (- добавлю, и в Германии, и в Италии, и в США) или имелось во Франции машина выглядела чрезвычайно выигрышно – с размещением основного вооружения во вращающейся башне - и произвела на Бретона огромное впечатление.
Заседание CCAS 17 января 1917г. было почти полностью посвящено проекту FCM. На этот раз Эстиенн, познакомившись с проектом подробнее, нашел его удовлетворительным, несмотря на то что это не та «очень тяжелая конструкция», которую он хотел. Эстиенн предложил CCAS одобрить производство двух прототипов: одного с электрической, а другого с механической трансмиссией. По другой версии, предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комплекте вооружения с боезапасом и топливом, масса танка составит около 40 тонн. При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в эксплуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано (- возможно, Эстиенном) разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Бретон, в свою очередь, настаивал сразу принять заказ на 50 танков. Однако CCAS большинством голосов отверг идею Бретона, мудро рассудив, что пока нет полной ясности с технической стороной вопроса и в целом отсутствует доктрина тактического применения таких танков, лучше направить доступные средства и мощности на машины, уже находившиеся в производстве.
5 февраля 1917 года Министерство вооружения заказало у FCM два
дополнительных прототипа в дополнение к первому, заказанному в октябре 1916
года. Октябрьский прототип выполнялся с механической трансмиссией, еще один
предполагалось строить с электрической трансмиссией, а третий – с
гидравлической. Танк с механической трансмиссией получил
обозначение FCM 1A. По планам, FCM 1A с механической
трансмиссией намеревались завершить постройкой и начать его испытания в мае
1917г. Разработкой и производством самого танка занималась компания FCM, а
коробку передач и силовую установку производила компания Renault. Однако и в
августе на FCM все еще ожидали агрегатов от Renault. Наконец, 18 октября 1917
года администратор FCM Мориц смог назначить дату начала испытаний FCM 1A –
примерно 20 ноября. Но и этот срок не был выдержан. Пользуясь задержкой, 25
ноября 1917г. в Комитете вновь обсуждался вопрос о пушке и толщине брони для тяжелого
танка. Видимо, к этому времени FCM 1A рассматривался как опытный,
экспериментальный вариант.
Только 20 декабря (по другим сведениям, 10 декабря) 1917 года FCM 1A был готов к испытаниям. (Рис.3)
Рис.3 - FCM 1A в готовом виде.
Компоновка: в передней части корпуса отделение управления, далее боевое отделение с двухместной башней массой 4600 кг, в корме моторное отделение. По одной версии, переборки, разделяющей обитаемое пространство и моторное отделение, не было; по другой – мотор был отделен от экипажа. Бронирование: до 35 мм лоб корпуса, 21 мм борта и корма, 15 мм крыша корпуса, днище. Масса брони башни составляла 1300 кг – 35-мм броня шла по всему периметру баши, крыша башни имела толщину 15 мм. На башне размещалась квадратная командирская башенка. Основное вооружение – 105-мм короткая гаубица Schneider устанавливалась в башне. Пишут, что эта пушка была специально разработана для FCM 1A и, возможно, была основана на 105-мм полевой пушке Schneider модели 1913 года, но была существенно короче. Короткий ствол орудия обеспечивал начальную скорость 240 м/с, однако снаряды, выпущенные из пушки FCM 1A, имели массивный 4-килограммовый заряд взрывчатого вещества, Для сравнения: разрывные снаряды, выпущенные стандартной 75-мм полевой пушкой французской армии образца 1897 года, установленной на танки Saint-Chamond, содержали всего 0,695 кг взрывчатки. Хотя скорострельность 105-мм пушки FCM 1A была очень низкой, ее разрушительный потенциал против траншейных систем и укреплений был велик. Боекомплект орудия включал 122 снаряда: 18 перед башенным кольцом, по 8 с каждой его стороны и по 44 с каждой стороны корпуса за башней. В качестве дополнительного вооружения танк имел два 8-мм пулемета Hotchkiss mle 1914, каждый в шаровой установке; один в башне, справа от пушки, другой в лобовом листе корпуса. Для каждого из пулеметов полагалось 2500-3000 патронов. Также в танке имелось 5 открывающихся огневых портов (четыре из них по бортам корпуса), из которых экипаж мог вести огонь либо из автомата CSRG Chauchat образца 1915 года, стреляющего патроном Lebel 8 x 50 мм, что и Hotchkiss, из магазина на 20 патронов со скорострельностью 250 выстр./мин (в некоторых источниках указывают, что в укладке танка могло быть 8 таких автоматов), либо личное оружие (револьверы образца 1873 или 1892 года). При обсуждении FCM 1A поднимался вопрос о целесообразности установки в кормовой части малой башни с одним 8-мм пулеметом - танк с кормы казался беззащитным от атак пехоты. На прототипе 1А эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Экипаж 7 чел. В передней части корпуса находились два члена экипажа - водитель и пулеметчик, каждый из которых имел открывающееся смотровое окно. В башне располагались командир-наводчик (сидел слева), а справа — заряжающий, который одновременно выполнял функции пулеметчика. Трое членов экипажа помещались в корпусе под башней, двое из которых располагались за башенным кольцом, и им было поручено доставлять 105-мм снаряды из стоек корпуса в башню. Третий был механиком, который обслуживал двигатель и трансмиссию. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины. На FCM 1A использовался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 220 л.с. (по другим данным, 240 л.с) при 1200 об/мин. Этот двигатель обеспечил FCM 1A приличную удельную мощность 5,3 л.с./т., что было выше, чем у CA1 с мощностью 4,4 л.с./т и Saint-Chamond с мощностью 3,9 л.с. Из танков, которые к 1917 году достигли стадии прототипа, только британский Medium Mark A Whippet превосходил FCM по мощности на тонну - 6,4 л.с. Выхлоп двигателя располагался в верхней части корпуса, за башней; радиатор находился в задней части корпуса. В информацию с 220-сильным двигателем примешивается ложка дёгтя. В некоторых источниках утверждается, что на FCM 1А использовали трофейный немецкий двигатель Mercedes GIIIa, применявшийся на дирижаблях. Подвеска FCM 1A представляла собой серию четырехколесных тележек, некоторые из которых располагались внутри, а некоторые - снаружи гусеницы. Тележки подвешивались на пластинчатых рессорах. В верхней части подвески находилось шесть натяжных роликов. Пишут, что ведущее колесо/звездочка, находилось спереди, а натяжное колесо/ленивец – сзади. Получается, через всю машину от мотора к звездочкам тянулся вал. Однако, внимательно разглядывая доступные фото машины, я пришел к мнению, что звездочка/ведущее колесо не могло находиться спереди, она (звездочка) стояла сзади. На танке стояли довольно широкие гусеницы – 60 см, которые обеспечивали давление машины на грунт всего 0,6 кг на см² (58 кПа). Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.
Официальный
испытательный цикл начался 21-22 декабря. Испытания FCM 1A проводились рядом с
верфью FCM в Ла-Сейн-сюр-Мер. На тестах присутствовали чины CCAS, а также
другие офицеры, включая американского и британского представителей.
Испытания начались с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте
(Sablettes). Затем машину отвели на специальный полигон с подготовленными для
танка препятствиями. Полоса препятствий включала траншеи шириной 3,50 м (по
другим данным, 2 м), стены высотой 0,90 м, яма диаметром 6 метров (по другим
данным, 3,5 м) и глубиной 4 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие
воронки от снарядов и горки, расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от
друга. FCM 1A уверенно смог все это преодолеть. (Рис.4)
Рис.4 – Эпизоды испытаний.
Машина прошла испытания
на значительных уклонах и смогла подняться на уклон до 65%. (Рис.5)
Рис.5 – Преодоление
уклона 65%. Машина поднялась не с первого раза, но в то время такую акробатику
не мог выполнить ни один танк, за исключением разве легкого Renault FT.
Рис.6 – Движение по лесу.
Танк развил
максимальную скорость 10 км/ч, двигался со скоростью 6 км/ч по хорошей
местности.
Впрочем,
FCM 1A не был лишен недостатков – в частности, из-за длины и узкости машины
поворот на стоянке был практически невозможен, хотя гусеница ни в каком месте
не подвергалась риску срыва. Заметили также, что из-за габаритов FCM 1A ни одна
машина, имевшаяся в распоряжении французской армии того времени, не могла его
буксировать. Решение было достигнуто за счет установки на танке буксирных точек
-т.е. FCM 1A мог бы отбуксировать другой FCM 1A (- когда его построят).
Рис.7 - Louis Loucheur,
сменил Тома на посту министра вооружений в сентябре 1917г. 1872-1931гг.
Запрос
заключался в том, чтобы первые 15 танков были доставлены в июле 1918г., а еще
80 были бы доступны к концу года.
Однако события стали развиваться по-другому. Когда только начались
испытания FCM 1A рассматривалось фактически несколько вариантов тяжелого танка
и в серийное производство пошел другой вариант - FCM 2С.
Позже, в 1918г., 105-мм гаубица на FCM 1A
была заменена на неустановленную длинноствольную пушку меньшего калибра. Также
башня потеряла командирскую башенку, вместо нее появился стробоскоп. Этот
вариант в некоторых источниках называют FCM 1A 75mm, намекая тем самым на 75-мм орудие (- но было ли оно на самом деле
75-мм?), в то время как прежний вариант со 105-мм орудием обозначают FCM 1A 105mm. (Рис.8)
Рис.8 - FCM 1A 75mm.
В 1920-1930-х годах прототип FCM 1A находился возле
Версальской танковой школы. (Рис.9)
Рис.9 – Французские
танкисты позируют на фоне FCM 1A. На этих снимках танк, похоже, уже лишился
стробоскопа.
Рис.10 –
Вероятно, последняя фотография FCM 1A, с немецким солдатом на броне. 1940г.