FCM 1A/Char Lourd 1А

 

 

FCM 1A/Char Lourd 1А

Франция

Тяжелый танк

масса

41,4 т

вооружение

105/75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

7-6 чел.

мощность силовой установки

220/240 л.с.

проект

1916-1917гг., FCM

выпускался

1917г., FCM

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Побочные всходы

 

 

     К январю 1917г. французы определились с концепцией тяжелого танка. Разработка тяжелого типа во Франции шла, преимущественно, под влиянием мнения Эстиенна (Рис.1) о необходимости танков, способных взломать оборону противника - своеобразного тарана на поле боя, за которыми следовала бы пехота, поддерживаемая средними артиллерийскими и легкими танками.

 

Рис.1 – Жан-Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860 – 1936гг. После войны был объявлен отцом французского танкостроения.

Перед Первой мировой войной был известен и как математик (им, в частности опубликованы работы по теореме Паскаля), и как превосходный артиллерист (специалисты считают его одним из великих баллистов не только в теории, но и на практике: во время Первой мировой войны немцы поражались, как батареи Эстиенна практически без пристрелки кинжально накрывали их позиции), и как один из родоначальников военной авиации (назначенный в 1909 году командиром авиационной группы, он взялся приспособить авиацию под артиллерийские нужды).

 

По мнению генерала, главное отличие тяжелых танков прорыва от тяжелых пехотных заключалось в усиленном бронировании.

В конце декабря 1916г. характеристики тяжелого танка были определены следующим образом: масса 38 тонн, максимальная толщина брони 30 мм, основное вооружение короткоствольная 105-мм гаубица, двигатель мощностью 200 л.с. (предполагалось, что двигатель мощностью 200 л.с. предоставит фирма Renault.). Эстиен не вполне был согласен с подобной концепцией. Он ратовал за более тяжелый танк, а в качестве основного вооружения предлагал установить более скорострельную 75-мм пушку.

В январе 1917г. фирма FCM построила макет тяжелого танка. (Рис.2)

 

Рис.2 – Деревянный макет тяжелого танка FCM.

 

Уже 13 января 1917г. этот макет лицезрел заместитель госсекретаря Жюль-Луи Бретон. На фоне всего остального, что создавалась в нише тяжелых и средних танков на начало 1917г. в Британии (- добавлю, и в Германии, и в Италии, и в США) или имелось во Франции машина выглядела чрезвычайно выигрышно – с размещением основного вооружения во вращающейся башне - и произвела на Бретона огромное впечатление.

Заседание CCAS 17 января 1917г. было почти полностью посвящено проекту FCM. На этот раз Эстиенн, познакомившись с проектом подробнее, нашел его удовлетворительным, несмотря на то что это не та «очень тяжелая конструкция», которую он хотел. Эстиенн предложил CCAS одобрить производство двух прототипов: одного с электрической, а другого с механической трансмиссией. По другой версии, предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комплекте вооружения с боезапасом и топливом, масса танка составит около 40 тонн. При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в эксплуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано (- возможно, Эстиенном) разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Бретон, в свою очередь, настаивал сразу принять заказ на 50 танков. Однако CCAS большинством голосов отверг идею Бретона, мудро рассудив, что пока нет полной ясности с технической стороной вопроса и в целом отсутствует доктрина тактического применения таких танков, лучше направить доступные средства и мощности на машины, уже находившиеся в производстве.

     5 февраля 1917 года Министерство вооружения заказало у FCM два дополнительных прототипа в дополнение к первому, заказанному в октябре 1916 года. Октябрьский прототип выполнялся с механической трансмиссией, еще один предполагалось строить с электрической трансмиссией, а третий – с гидравлической. Танк с механической трансмиссией получил обозначение FCM 1A. По планам, FCM 1A с механической трансмиссией намеревались завершить постройкой и начать его испытания в мае 1917г. Разработкой и производством самого танка занималась компания FCM, а коробку передач и силовую установку производила компания Renault. Однако и в августе на FCM все еще ожидали агрегатов от Renault. Наконец, 18 октября 1917 года администратор FCM Мориц смог назначить дату начала испытаний FCM 1A – примерно 20 ноября. Но и этот срок не был выдержан. Пользуясь задержкой, 25 ноября 1917г. в Комитете вновь обсуждался вопрос о пушке и толщине брони для тяжелого танка. Видимо, к этому времени FCM 1A рассматривался как опытный, экспериментальный вариант.

Только 20 декабря (по другим сведениям, 10 декабря) 1917 года FCM 1A был готов к испытаниям. (Рис.3)

 

  

Рис.3 - FCM 1A в готовом виде.

 

     Полная масса машины 41 400 кг. Корпус без подвески, двигателя и радиатора имел массу 17500 кг (в том числе 5500 кг брони). Подвеска, двигатель и радиатор весили 19 300 кг. Габариты: длина 8,35 м (по другим данным, 9,2 м), ширина 2,84 м, высота корпуса 1,98 м, высота без башенки 2,78 м, полная высота 3 м (по другим данным, 3,35 м), клиренс 400 мм.

Компоновка: в передней части корпуса отделение управления, далее боевое отделение с двухместной башней массой 4600 кг, в корме моторное отделение. По одной версии, переборки, разделяющей обитаемое пространство и моторное отделение, не было; по другой – мотор был отделен от экипажа. Бронирование: до 35 мм лоб корпуса, 21 мм борта и корма, 15 мм крыша корпуса, днище. Масса брони башни составляла 1300 кг – 35-мм броня шла по всему периметру баши, крыша башни имела толщину 15 мм. На башне размещалась квадратная командирская башенка. Основное вооружение – 105-мм короткая гаубица Schneider устанавливалась в башне. Пишут, что эта пушка была специально разработана для FCM 1A и, возможно, была основана на 105-мм полевой пушке Schneider модели 1913 года, но была существенно короче. Короткий ствол орудия обеспечивал начальную скорость 240 м/с, однако снаряды, выпущенные из пушки FCM 1A, имели массивный 4-килограммовый заряд взрывчатого вещества, Для сравнения: разрывные снаряды, выпущенные стандартной 75-мм полевой пушкой французской армии образца 1897 года, установленной на танки Saint-Chamond, содержали всего 0,695 кг взрывчатки. Хотя скорострельность 105-мм пушки FCM 1A была очень низкой, ее разрушительный потенциал против траншейных систем и укреплений был велик. Боекомплект орудия включал 122 снаряда: 18 перед башенным кольцом, по 8 с каждой его стороны и по 44 с каждой стороны корпуса за башней. В качестве дополнительного вооружения танк имел два 8-мм пулемета Hotchkiss mle 1914, каждый в шаровой установке; один в башне, справа от пушки, другой в лобовом листе корпуса. Для каждого из пулеметов полагалось 2500-3000 патронов. Также в танке имелось 5 открывающихся огневых портов (четыре из них по бортам корпуса), из которых экипаж мог вести огонь либо из автомата CSRG Chauchat образца 1915 года, стреляющего патроном Lebel 8 x 50 мм, что и Hotchkiss, из магазина на 20 патронов со скорострельностью 250 выстр./мин (в некоторых источниках указывают, что в укладке танка могло быть 8 таких автоматов), либо личное оружие (револьверы образца 1873 или 1892 года). При обсуждении FCM 1A поднимался вопрос о целесообразности установки в кормовой части малой башни с одним 8-мм пулеметом - танк с кормы казался беззащитным от атак пехоты. На прототипе 1А эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Экипаж 7 чел. В передней части корпуса находились два члена экипажа - водитель и пулеметчик, каждый из которых имел открывающееся смотровое окно. В башне располагались командир-наводчик (сидел слева), а справа — заряжающий, который одновременно выполнял функции пулеметчика. Трое членов экипажа помещались в корпусе под башней, двое из которых располагались за башенным кольцом, и им было поручено доставлять 105-мм снаряды из стоек корпуса в башню. Третий был механиком, который обслуживал двигатель и трансмиссию. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины. На FCM 1A использовался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Renault мощностью 220 л.с. (по другим данным, 240 л.с) при 1200 об/мин. Этот двигатель обеспечил FCM 1A приличную удельную мощность 5,3 л.с./т., что было выше, чем у CA1 с мощностью 4,4 л.с./т и Saint-Chamond с мощностью 3,9 л.с. Из танков, которые к 1917 году достигли стадии прототипа, только британский Medium Mark A Whippet превосходил FCM по мощности на тонну - 6,4 л.с. Выхлоп двигателя располагался в верхней части корпуса, за башней; радиатор находился в задней части корпуса. В информацию с 220-сильным двигателем примешивается ложка дёгтя. В некоторых источниках утверждается, что на FCM 1А использовали трофейный немецкий двигатель Mercedes GIIIa, применявшийся на дирижаблях. Подвеска FCM 1A представляла собой серию четырехколесных тележек, некоторые из которых располагались внутри, а некоторые - снаружи гусеницы. Тележки подвешивались на пластинчатых рессорах. В верхней части подвески находилось шесть натяжных роликов. Пишут, что ведущее колесо/звездочка, находилось спереди, а натяжное колесо/ленивец – сзади. Получается, через всю машину от мотора к звездочкам тянулся вал. Однако, внимательно разглядывая доступные фото машины, я пришел к мнению, что звездочка/ведущее колесо не могло находиться спереди, она (звездочка) стояла сзади. На танке стояли довольно широкие гусеницы – 60 см, которые обеспечивали давление машины на грунт всего 0,6 кг на см² (58 кПа). Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.

     Официальный испытательный цикл начался 21-22 декабря. Испытания FCM 1A проводились рядом с верфью FCM в Ла-Сейн-сюр-Мер. На тестах присутствовали чины CCAS, а также другие офицеры, включая американского и британского представителей.

     Испытания начались с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте (Sablettes). Затем машину отвели на специальный полигон с подготовленными для танка препятствиями. Полоса препятствий включала траншеи шириной 3,50 м (по другим данным, 2 м), стены высотой 0,90 м, яма диаметром 6 метров (по другим данным, 3,5 м) и глубиной 4 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие воронки от снарядов и горки, расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. FCM 1A уверенно смог все это преодолеть. (Рис.4)

 

Рис.4 – Эпизоды испытаний.

 

     Машина прошла испытания на значительных уклонах и смогла подняться на уклон до 65%. (Рис.5)

 

Рис.5 – Преодоление уклона 65%. Машина поднялась не с первого раза, но в то время такую акробатику не мог выполнить ни один танк, за исключением разве легкого Renault FT.

 

     Танк также прошел через сосновый лес, перелезть через дерево шириной 35 см и свалить дерево шириной 28 см (в других источниках сообщают, что так свалил дерево диаметром 35 см). (Рис.6)

 

Рис.6 – Движение по лесу.

 

     Танк развил максимальную скорость 10 км/ч, двигался со скоростью 6 км/ч по хорошей местности.

     FCM 1A произвел большое впечатление на публику. Танк обладал впечатляющей проходимостью – намного превосходящей практически любой танк среднего или тяжелого класса. Правда, Эстиенн, отмечая успех танка в смысле проходимости, заметил, что испытания проводились на сухом грунте, а в грязи существовал риск утопления/застревания задней части танка. Одной из приятных особенностей FCM 1A оказалось значительное внутреннее пространство, отведенное для экипажа. К тому же FCM 1A имел один из самых малочисленных экипажей среди нелегких танков Первой мировой войны - на испытаниях экипаж сократили с 7 человек сократили до 6. Отмечалось также, что его огромные размеры потенциально могут оказать серьезное моральное воздействие на противника.     

     Впрочем, FCM 1A не был лишен недостатков – в частности, из-за длины и узкости машины поворот на стоянке был практически невозможен, хотя гусеница ни в каком месте не подвергалась риску срыва. Заметили также, что из-за габаритов FCM 1A ни одна машина, имевшаяся в распоряжении французской армии того времени, не могла его буксировать. Решение было достигнуто за счет установки на танке буксирных точек -т.е. FCM 1A мог бы отбуксировать другой FCM 1A (- когда его построят).

     Вскоре после начала испытаний новый министр вооружений Луи Лушер (Рис.7) просил премьер-министра Франции Жоржа Клемансо (Georges Clémenceau) разместить заказ на 100 танков FCM 1A.

 

Рис.7 - Louis Loucheur, сменил Тома на посту министра вооружений в сентябре 1917г. 1872-1931гг.

 

     Запрос заключался в том, чтобы первые 15 танков были доставлены в июле 1918г., а еще 80 были бы доступны к концу года.

     Однако события стали развиваться по-другому. Когда только начались испытания FCM 1A рассматривалось фактически несколько вариантов тяжелого танка и в серийное производство пошел другой вариант - FCM 2С.

    Общая стоимость работ по проектированию и изготовлению опытного образца FCM 1А составила 600.000 франков, что для воюющей Франции было значительной суммой и, тем не менее, проект закрыли. Задним числом – в октябре 1918 года министр вооружения в письме к Клемансо не без сожаления заметил, что FCM 1A имел решающее преимущество перед 2C, поскольку первый уже был построен и мог реально поступить на вооружение, а второй в тот момент находился в бумажной стадии. Действительно, осенью 1918г. танки типа FCM 1A, вероятно, могли оказать большую помощь своим войскам, штурмующим позиции линии Гинденбурга.

     Хотя выбор был сделан в пользу 2C опыты с FCM 1A продолжились. 5-7 февраля 1918 г. прошли огневые испытания 105-мм орудия. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила его высокую эффективность, однако решили на танках этого типа устанавливать всё же 75-мм пушку. Выбор в пользу менее мощного орудия был обусловлен сразу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, меньшие габариты и больший боекомплект. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук.

     Позже, в 1918г., 105-мм гаубица на FCM 1A была заменена на неустановленную длинноствольную пушку меньшего калибра. Также башня потеряла командирскую башенку, вместо нее появился стробоскоп. Этот вариант в некоторых источниках называют FCM 1A 75mm, намекая тем самым на 75-мм орудие (- но было ли оно на самом деле 75-мм?), в то время как прежний вариант со 105-мм орудием обозначают FCM 1A 105mm. (Рис.8)

 

Рис.8 - FCM 1A 75mm.

 

     В 1920-1930-х годах прототип FCM 1A находился возле Версальской танковой школы. (Рис.9)

 

Рис.9 – Французские танкисты позируют на фоне FCM 1A. На этих снимках танк, похоже, уже лишился стробоскопа.

 

     В конечном итоге танк стал немецким трофеем - в июне 1940 года он был захвачен на одной из улиц Версаля, где французы организовали опорный пункт. К этому времени танк был в неходовом состоянии (без двигателя, гусеничных траков, пулеметов и части оборудования). Не исключено, что его, как и несколько не менее древних FT-17, просто отбуксировали в город, превратив в ДОТ. Так что вполне возможно, прототип FCM 1A мог принять участие в боях 14-17 июня. Новые владельцы пустили раритет на слом. (Рис.10)

 

Рис.10 – Вероятно, последняя фотография FCM 1A, с немецким солдатом на броне. 1940г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru