FCM 2C/Char Lourd 2C

 

 

FCM 2C/Char Lourd 2C

Франция

Тяжелый танк

масса

69/70 т

вооружение

75-мм орудие

4 пулемета

экипаж

12-13 чел.

мощность силовой установки

500 л.с.

проект

1918г., FCM

выпускался

1918-1922г., FCM

10 шт.

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Перспективные типы

 

 

     В январе 1918г. Этьен и GQG французской армии (Grand Quartier Général, большой генеральный штаб) остановили свой выбор тяжелого танка на доработанном варианте 50-тонного танка с электрической трансмиссией FCM 1С - FCM 2С.

Несмотря на сделанный выбор, CCAS не торопился с решением о начале постройки нового танка прорыва, вероятно, надеясь на тяжелые машины союзников, пытаясь сократить собственные затраты на разработку тяжелых танков. 3 декабря 1917г. года французское правительство дало разрешение на строительство завода по производству тяжелых танков Mk VIII. Говорят, что французы таким образом рассчитывали получить 700 тяжелых машин. Однако вскоре выяснилось, что в тот момент не существовало даже доработанного проекта перспективного танка. Тогда в январе 1918 года французское правительство запросило британское об уступке танков Mk IV - Mk V в обмен на новейшие легкие FT-17 (по некоторым сведениям, речь шла о 300! английских машинах), что позволило бы временно покрыть недостаток в тяжелых танках непосредственной поддержки пехоты.

Оценив колебания Комитета (CCAS), Эстиенн 9 февраля 1918г. выступил в поддержку работ по теме отечественного тяжелого танка, в специальном докладе он отметил, что «именно тяжелые танки должны возглавлять атаку», и 21 февраля тяжелые танки все же включили в производственную программу.

В общих чертах, проект FCM 2С, он же Char Lourd 2C представлял собой утяжеленную и удлиненную версию модели 1А. Максимальная толщина брони увеличивалась до 45 мм, длина – до 10 м. При таком сочетании боевая масса танка ожидалась свыше 50 тонн. В некоторых источниках утверждается, что в качестве силовой установки планировалось использовать два 250-сильных мотора Mercedes GIIIa (есть сведения, что стандартная мощность Mercedes GIIIa составляла 180 л.с.). Электрическая трансмиссия и силовая установка суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, например, считалось, танка сможет двигаться со скоростью 8-10 км/ч. Основным орудием рассматривалась 75-мм пушка в башне. Вновь встал вопрос о целесообразности второй – пулеметной – башни на корме танка.  Экипаж 10 человек.

По мере продвижения проекта, он становился все более монструозным – масса 62 тонны, 9,31 м, но и эти показатели оказались промежуточными. (Рис.1)

 

Рис.1 - Char Lourd 2С, проекции и компоновка, 1918г.

 

Масса машины достигла 69/70 тонн. Длина машины – 10270 мм (по другим сведениям, 10370 мм) ширина – 2950 мм, высота – 4100 мм. Помимо главной башни, танк дополнительно получил кормовую башню. Пишут, что главная башня была рассчитана 4-х человек, но, скорее всего, один или два члена экипажа, из указанных 4-х находились в подбашенном пространстве. Бронирование: лобовой лист корпуса 45 мм, борта корпуса 30 мм, корма корпуса 20 мм. Точных данных по бронированию башен нет, но чаще всего встречается утверждение что пушечная башня была защищена 35-мм броней. Вооружение теперь размещалось в двух башнях и в корпусе. Основное вооружение, состоявшее из 75-мм пушки АРХ 1897, размещалось в башне с сектором обстрела 320 град. (Рис.2)

 

Рис.2-  Схема размещения основного вооружения в главной башне.

 

К сожалению, главная башня не позволяла вести круговой обстрел из орудия. Поскольку двигатель, находившейся за башней, был очень велик, дополнительное оборудование, систему выхлопа и радиостанцию пришлось вынести поверх корпуса, защитив их бронированным кожухом. Этот кожух «съел» 40° от кругового обстрела основного орудия. (Рис.3)

 

Рис.3 - FCM 2C/Char Lourd 2C.

 

Дополнительное вооружение включало в себя четыре 8-мм пулемета Hotchkiss, один из которых устанавливался в башне на корме, два – по бортам (под главной башней) и ещё один – в передней части корпуса. Экипаж увеличился до 12-13 человек. (Рис.4)

 

На снимке танк Champagne.

Рис.4 – Экипаж машины боевой.

 

     Машина едва ли не впервые в мировом танкостроении получила интересное средство наблюдения - на обеих башнях появился стробоскоп. Стробоскоп – прибор, воспроизводящий зрительную иллюзию, когда подвижный предмет может казаться неподвижным за счет быстрой фиксации повторяющихся световых импульсов. Стробоскоп на танке 2С состоял из двух пустотелых куполов. Внутренний скелетонизированный, каркасный купол закреплялся на месте. На вершине каркасного купола, вращаясь на центральной опоре, находился второй купол или барабан. Барабан был прорезан многочисленными вертикальными прорезями/щелями в 1/2 мм, расположенными по окружности. Барабан вращался при помощи специальных моторчиков вокруг неподвижного купола со скоростью 400–500 об/мин, за счет этого для наблюдателя создавалось сплошное открытое окно видимости. (Рис.5)

 

Рис.5 – Стробоскоп танка Lourd 2C.

 

Трансмиссия машины была сложной. Два двигателя приводили в действие отдельные генераторы постоянного тока. Каждый из них подавал энергию на электромотор, приводивший в движение соответствующую гусеницу танка. При выходе из строя одного двигателя питание электромоторов переключалось на один генератор, и тогда танк мог двигаться только со скоростью пешехода.

     Ходовая часть претерпела значительные изменения по сравнению с вариантом FCM 1А.

Согласно техническому заданию, танк должен был преодолевать траншеи и рвы шириной 4 метра и вместе с тем не вылезать за габариты железнодорожных платформ. В результате при длине танка чуть больше 10 метров соотношение ширины к высоте получилось 1:2. С целью увеличения преодоления препятствий ходовую часть сделали по аналогии с британской: она получилась многоколесной с гусеницами, полностью обхватывающими корпус, что привело к увеличению высоты ходовой части. (Рис.6).

 

Рис.6 – Ходовая танка Char Lourd.

 

     Некоторые авторы замечают, что FCM 2С стяжал себе сомнительную славу самого длинного танка, когда-либо входившего в эксплуатацию (примерно на 25 см длиннее британского ТОG-2).

13 июня 1918г. приняли окончательное решение о создании французского тяжелого танка, и F.C.M. был выдан заказ на 700 танков (затем сокращенный до 300) типа 2C со сдачей в 1919г.  Сначала FCM отказывалась от этого контракта, ссылаясь на то, что не может изготовить более 60 танков к 1 мая 1919 года, но затем все-таки согласилась. Сборка французских тяжелых танков началась в конце 1918г., после перемирия, когда потребности в танках уже не было. Финальный заказ составлял всего лишь 10 машин по 2.000.000 франков за штуку. Первый экземпляр был получен в 1919г., а выполнение всего заказа затянулась до 1922 года. (Рис.7)

 

Рис.7 – Корпуса танков 2С в сборочном цеху, 1919г.

 

Согласно традиции, каждый танк получил собственное имя – название одного из департаментов, словно боевой корабль:

no 90 “Poitou”

no 91 “Provence”

no 92 “Picardie” (Рис.8)

no 93 “Alsace”

no 94 “Bretagne”

no 95 “Touraine” (Рис.9)

no 96 “Anjou”

no 97 “Normandie” puis à partir de 1939 « Lorraine » (Рис.10)

no 98 “Berry” (Рис.11)

no 99 “Champagne” (Рис.12).

 

Рис.8 - FCM“Picardie”.

 

Рис.9 - FCM“Touraine”.

 

Рис.10 - FCM 2С “Normandie”.

 

Рис.11 - FCM 2С “Berry”.

 

Рис.12 - FCM 2С “Champagne”.

 

Для перевозки танков массой 70 т по железной дороге сконструировали и изготовили специальные платформы. (Рис.13)

 

Рис.13 - Танк № 95 на специальной платформе для перевозки танков 2С.

 

На протяжении 1922-1936гг. все 10 танков 2С периодически привлекались к маневрам и различным смотрам. (Рис.14)

 

 

Рис.14 – 2С на маневрах, ломая все преграды.

 

Поддерживать боеготовность этих машин удавалось не каждый год – танки 2С оказались излишне «прожорливыми» и трудными в эксплуатации. В среднем двигатели танка потребляли 12,8 литра топлива на 1 км пути, так что огромный 1280-литровый топливный бак полностью опустошался через 150 км движения по шоссе (аппарат мог разгоняться до 12 км/ч). По пересеченной местности запас хода был ещё меньше - до 45 км. Немало денег также уходило на обучение экипажей и обслуживание.

В середине 1920-х годов французские инженеры предприняли несколько попыток усилить боевую эффективность танка. В 1923г., или в 1926г. на одну из машин (№99 “Champagne”) в опытном порядке установили 155-мм короткоствольную гаубицу в литую башню новой формы и французские моторы мощностью по 250 л.с. Масса танка после этого возросла до 74 тонн, что ещё больше снизило максимальную скорость. В итоге модификация 2Сbis (Рис.15) так и осталась в единственном экземпляре, а в 1939 г. его снова перевооружили 75-мм пушкой – по другим сведениям, танк вернули в исходное положение уже в 1926г., а башню с гаубицей отправили в Тунис в качестве огневой точки.

 

Рис.15 – Экспериментальный 2Сbis со 155-мм орудием.

 

В1932 году все работы по модернизации 2С были прекращены. В 1936г. (или 1938г.) танки 2С отправили в резерв.

К началу 2-й Мировой войны танкам 2С по-прежнему определялась ударная функция, хотя с появлением противотанковой артиллерии бронирование тяжелых танков все же признали недостаточным. 20-мм и 37-мм ПТО вряд ли смогли бы пробить лобовую броню, но вот с бортов и кормы танк оказывался против них практически беззащитным. Положение ухудшилось после получения информации о внедрении в производство 75-мм ПТО, для которых и 50-мм броня не являлась препятствием. С другой стороны, пушка танка 2С могла эффективно бороться только с легкими машинами типа Pz.I или Pz.II, но ограниченные углы обстрела и небольшая подвижность французского танка сводили и это преимущество к минимуму.

 К началу 1939 г. все 10 танков 2С (номера 90-99) находились в 511-м танковом полку в Вердене, откуда они уже давно никуда не выезжали. В июле танки решили перебросить под г. Бельруп (Belrupt) в 5 км от исходного места дислокации. Впрочем, попытка преодолеть даже столь небольшое расстояние оказалась для некоторых 2С непосильной задачей. На марше старые двигатели Mercedes в буквальном смысле слова задыхались, в результате чего два танка требовали серьёзного ремонта.

В лагере под Belrupt из танков 2С был сформирован 51-й танковый батальон (51 ВСС), командовал которым полковник Фурне. В батальоне имелось 17 офицеров и 278 унтер-офицеров и рядовых.  51 ВСС включал в себя штаб, взвод управления, взвод обеспечения и две роты (каждая по три взвода, во взводе один танк): 1-я рота – танки № 90, 92 и 99, 2-я рота – танки № 91,95, 98. Через несколько недель в состав батальона вошли еще две машины: № 97 как танк командования и № 93 как машина резерва. Таким образом, количество 2С, находившихся в эксплуатации, достигло восьми. Две единицы – № 94 и № 96 – числились в ремонте (по некоторым сведениям, их просто разобрали). (Рис.16)

 

Рис.16 - FCM 2С “Anjou” №96, в полуразобранном виде достался немцам, июнь 1940г.

 

После начала войны, в октябре 1939г., батальон был передислоцирован в Брийи (- Брей?), что в 43 км северо-восточнее Вердена. (Рис.17)

 

Рис.17 - Члены экипажа тяжелого танка 2С № 90 «Пуату» на фоне своей машины, Брийе, зима 1939/40 года. Обращает на себя внимание изображение «мертвой головы» на башне танка.

 

 Здесь танкисты вновь проходили усиленное обучение (Рис.18, Рис.19) с практическими стрельбами, а танки переоснащаются двигателями Maybach, изъятыми из арсенала Пюто.

 

Рис.18 - Танки №97 «Нормандия» и № 94 «Бретань» на маневрах, 1939 год.

 

Рис.19 – Танк №90 «Пуату» 90 «Пуату» во время тактических занятий, март 1940 года.

 

 Двигатели Maybach были получены ещё в 1919г. в качестве репараций от Германии и до этого момента оставались невостребованными. В конце 1939 – начале 1940 года часть танков батальона получила дополнительную броневую защиту. Например, на 2С № 97 «Нормандия» (танк командира 51-го танкового батальона) толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов – до 50 – 65 мм, появился броневой кожух и над центральной частью корпуса. В результате, масса машины составила 75 т. (Рис.20)

 

Рис.20 – Танк с дополнительным бронированием.

Возможно, такую же бронировку получил и танк «Лотарингия».

 

К 10 мая 1940г. восемь боеспособных танков вывели в полевой лагерь в 5-6 км от Вердена и в течение этого же месяца они побывали в н/п Норой (Noroy ECP) и Жудревилль (Joudreville).

Когда ситуация на фронте стала критической, командование французской армии решилось использовать 2С в боевых условиях.

Днем 12 мая (-???) командир батальона получил приказ погрузить танки на станции Ландре (Landres) и выдвигаться к линии фронта в распоряжении III-й армии. На подготовку к маршу ушло несколько часов и около 8 часов вечера им удалось отправиться в путь, потеряв при этом две машины по техническим причинам. Прибыв в Ландре, оказалось, что свободные локомотивы отсутствуют. Только после настоятельных требований со стороны командира батальона и вмешательства начальника станции паровозы были выделены, и на рассвете 13 мая началась погрузка танков на платформы. Из них сформировали два состава по три танка в каждом. Первый состав уходит в 13:30, второй – в 14:30.

В это время командир 513-го полка (G.B.C.513) полковник Сен-Серне (Saint-Sernin), в виду быстрого продвижения немецких войск приказал взорвать два нетранспортабельных танка, застрявших в Менвилле (№95 “Tourane”) и Пьенне (№92 “Picardie”).

Прибыв на станцию Гондрекур-ле-Шато (Gondrecourt-le-Chateau), батальон оказался в тяжелой ситуации. Связь со штабом III-й Армии отсутствовала, поэтому получить дальнейшие инструкции было не от кого. Лишь спустя несколько часов представителям 51-го батальона удалось разыскать командование, которое отдало им приказ высадиться в н/п Certilleux и Landaville, что в 5 и 8 км южнее Нофшато (Neufchateau), и занять там оборону. Однако в нескольких километрах от станции составы подверглись авиационной бомбардировке, но в этот раз удается отделаться лишь небольшими повреждениями. Последовавший за составами штаб батальона, во главе с полковником Фурне, отстал от своих танков поскольку ж/д полотно у станции Сertilleux оказалось разрушенным, а дорожные рабочие разбежались. Отправившись искать свои поезда с танками, Фурне прибывает в Нофшато, где пытается расспросить об их судьбе местного комиссара. Тот, очевидно, не владея ситуацией, ничего внятного ответить не смог. Положение отчасти спас стрелочник, который рассказал о том, что оба состава могли быть отправлены по путям через станцию Ис-сюр-Тиль, что в 22 км от Дижона. Вернувшись на «исходные позиции» командование батальоном принялось терпеливо ждать новостей.

Первые сведения поступили спустя сутки – 15 мая. Оказалось, что составы с танками застряли около станции Нофшато. Тем временем штаб армии одобряет маршрут передвижения через Ис-сюр-Тиль, как наиболее безопасный. Между 9 и 10 часами утра поездам удается пройти Нофшато, но высланному с этим донесением мотоциклисту сообщить об этом в штаб не удается, поскольку штаб уже успел перекочевать в другой город. С этого момента командир 51-го батальона со штабом связи больше не имел.

В 16:00 Фурне посылает капитана Ролле разузнать, где и в каком состоянии находятся составы. Вернувшись через час, Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато), где на станции спереди и сзади них скопилось ещё по 5 поездов. Хуже того, стоящий впереди состав с топливом горит, а машинисты и механики локомотивов сбежали, предварительно выведя их из строя. К этому времени немецкие войска занимают г.Кулмон-Шалиндри (Culmont-Chalindrey) в 24 км от Мааса (- ?). Не имея возможности выгрузить танки с платформ, Фурне принимает тяжелое, но вполне оправданное решение – во избежание захвата оставшихся 2С немцами их следует уничтожить. К 7 часам вечера всё было кончено. (Рис.21)

 

Рис.21 – Уничтоженные французами путем подрыва танки 2С, май 1940г.

 

     Личный состав и штаб эвакуировался на грузовиках, оставив разбитые танки противнику.

     К приведенной выше истории следует сделать несколько критических замечаний. Во-первых, в полосе 3-й армии на 15 мая 1940г. не наблюдалось катастрофических событий, похожих на описанные выше. Эта армия находилась за позициями линии Мажино, которые немцы в тот момент не атаковали в данном секторе. Нечто похожее могло иметь место месяцем позже, т.е. 14-15 июня. Во-вторых, приводятся названия населенных пунктов, которые вообще не имеют отношения к данному участку фронта, например, Culmont-Chalindrey. А река Маас и вовсе подразумевается в качестве населенного пункта: «Ролле доложил, что танки блокированы в Маасе (40 км от Нофшато)». Вероятнее всего, танки FCM2С были потеряны 14-15 июня в районе примерно в 100 км к югу от линии Верден-Мец. А если учесть, что в начале кампании 1940 года танки FCM2С находились в полевом лагере в 5-6 км от Вердена, то вся эта история выглядит как неудачная попытка их эвакуации или переброски на другой участок фронта – в таком случае понятно упоминание Culmont-Chalindrey.

Пишут, что немцам, в практически целом состоянии, достался танк №99 (Рис.22) – по какой причине его не смогли вывести из строя, сейчас сказать трудно (- точнее, невозможно).

 

   

 

Рис.22 – Трофейный 2С, 1940г.

Возможно, на двух нижних снимках тот же №99, хотя бортовой номер не просматривается.

 

     По всей видимости, французы слишком торопились и в данном случае ограничились повреждением отдельных агрегатов. Эта машина была доставлена в Берлин, где некоторое время экспонировалась на выставке трофейного вооружения. О её дальнейшей судьбе сведения не сохранились. Видимо, были и другие относительно уцелевшие танки 2С. (Рис.23)

В некоторых источниках указывают, что это все тот же №99.

Рис.23 – Немцы знакомятся с диковинкой.

 

     Немцы провели испытания 2С стрельбой из 37-мм пушки, лишний раз убедившись в ее не слишком большой эффективности в отношении противоснарядной брони. (Рис.24)

 

Рис.24 – Результаты обстрела танка 2С из немецкой 37-мм противотанковой пушки.

 

Существование танка 2С – этого многобашенного «сухопутного линкора» на вооружении французской армии в течение почти двух десятилетий подтолкнуло другие страны к созданию своих «дредноутов на гусеницах». Для своего времени этот проект казался весьма передовым, он, несомненно, повлиял на конструкторскую мысль танкостроителей разных стран. В Англии был создан тяжелый пятибашенный танк “Independent”, в Германии – серия двухбашенных средних танков “Grosstraktor” и тяжелый трехбашенный NbFz, в Японии -  тяжелые танки №1 и 2591 (Тип 91), а в СССР – тяжелый пятибашенный Т-35. Любопытно, что вплоть до начала Великой Отечественной войны в Московской военной академии им. Фрунзе, где готовили командный состав для советских танковых войск и кадры конструкторов для оборонных заводов, в качестве учебного наглядного пособия использовали старательно выполненную из металла двухметровую модель FCM 2C.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru