Char d'Assault
Peugeot
Char d'Assault Peugeot
Франция
Легкий по массе штурмовой танк
масса |
9 т |
вооружение |
75-мм орудие |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
100 л.с.
|
проект |
1917-1918гг., Peugeot |
выпускался |
1918г., Peugeot 1 шт. опытный |
Основная статья:
Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
Развитие по
параллельным аллелям
В начале 1917г., пока только обсуждался макет легкого танка Renault, генерал Муре начальник STA (Service Technique Automobile) решил запустить конкурирующий проект. В качестве подрядчика была выбрана автомобильная фирма Peugeot. Реальные проектные работы начались в марте, когда к проекту присоединился капитан Этьен Эдмон Эмишен (Омишен). До войны он работал над машинами Peugeot (был инженером Peugeot), а позже стал техническим консультантом полковника Эстьена. Говорят, он также занимался электромеханическими трансмиссиями, трансмиссия такого типа устанавливалась на танки Saint Chamond. Так что Эмишен к марту 1917г. уже был погружен в танковую тематику. (Рис.1)
Рис.1 – Этьен Эмишен внутри танка Schneider CA1.
Муре ставил задачу разработать танк с короткоствольной 75-мм пушкой BS и более солидным бронированием – по сути, речь шла о проектировании типа легкого штурмового танка (Char d'Assault).
Как пишут, летом 1917 года (скорее, с лета 1917г.) стал вырисовываться облик нового штурмового танка, который обозначают и как Char d'Assault Peugeot, и как Char Peugeot, и даже как Peugeot FT (- фантастическое сочетание).
Компоновка, ходовая часть и трансмиссия Char d'Assault Peugeot совершенно отличались от Renault FT. В передней части машины находился двигатель, далее совмещенное отделение управления и боевое отделение – экипаж из двух человек располагался не друг за другом, а по центру: слева командир/наводчик/заряжающий, справа водитель. Для передачи крутящего момента на колеса в корме реализовывалась электромеханическая трансмиссия, которую разработал сам Эмишен – за счет такого решения можно было отказаться от вала, который шел бы от мотора к ведущим колесам через обитаемое отделение. Для танка Эмишен придумал оригинальную ходовую часть. Ходовая часть отличалась огромным направляющим колесом (ленивцем), вынесенным вперед корпуса и оригинальной пружинной подвеской. Ходовая часть на один борт состояла из четырех опорных катков, которые были блокированы попарно в две тележки с амортизацией на пружинных рессорах, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и пяти поддерживающих роликов. (Рис.2)
Рис.2 - Из патента Эмишена на подвеску танка.
10 апреля 1918 года в Мёдоне вышел на демонстрацию экспериментальный образец (Char Peugeot) на ходовой Эмишена. Объект являлся действующей моделью, с целью апробации новой ходовой части. Такое впечатление, что несколько переделанный (возможно, под более мощный мотор) танк Renault FT поставили на ходовую Эмишена. Причем, судя по размеру башни относительно габаритов машины - Char Peugeot получился значительно большим по размерам, чем Renault FT. В качестве балласта установили башню от Renault FT. (Рис.3)
Рис.3 – Экспериментальный образец Char Peugeot.
В результате, нашли, что конструкция ходовой Эмишена обеспечивала больший комфорт, чем ходовая Renault FT, и работы по теме штурмового танка продолжили.
В литературе встречается и другое толкование событий, связанных с разработкой танка Peugeot. История также начинается с того, что на фирме Peugeot, возможно, с подачи генерала Муре, в 1917г. приступили к проектированию легкого танка по типу Renault FT. И в апреле 1918г. был получен прототип с ходовой Эмишена, возможно, с мотором Peugeot мощностью 100 лошадиных сил и с башней от Renault FT, предполагавшей вооружение аналогичное вооружению Renault FT (пулемет или 37-мм пушка). Однако затем концепция танка была радикально изменена - вместо лёгкого пехотного танка ставилась задача создания штурмового типа с 75-мм короткоствольной пушкой BS и 40-мм бронированием в лобовой проекции.
Как бы там ни было, в сентябре 1918г. был получен финальный вариант танка Peugeot. (Рис.4)
Выступ в
кормовой части корпуса предназначался для электромеханической трансмиссии.
Рис.4 – Финальный
вариант - Char d'Assault
Peugeot.
Массу полученного изделия указывают разную – 8 тонн или 9 тонн. В качестве вооружения установили 75-мм короткоствольную гаубицу BS. Вместо вращающейся башни её установили в просторную рубку, броня которой имела в лобовой части внушительную для того времени толщину в 40 мм! По бортам и в наклонном кормовом бронелист были выполнены двери для посадки-высадки экипажа и загрузки боекомплекта. Справа от орудия находилось место водителя, оснащенное смотровым прибором. Двигатель был перенесен вперед, при этом он работал на генератор, который передавал энергию на расположенные в корме электромоторы. На танк был установлен 4-цилиндровый мотор Peugeot мощностью 100 лошадиных сил. Ходовая часть сохранилась от первоначального варианта, правда, теперь открытые элементы подвески прикрывалась бронеэкраном.
Танк поступил на испытания в конце 1918 года. С одной стороны, танк Peugeot был лучше защищён и развивал вполне достаточную для того периода максимальную скорость в 12,5 км/ч. С другой стороны, разница в 4 км/ч по сравнению с танком Renault FT выглядела несущественной. При этом более короткий, чем Renault FT, танк Peugeot уступал ему в проходимости по траншеям и рвам. Его короткоствольная пушка оказалась весьма специфичным орудием, обладавшим слабой манёвренностью огня. К тому же на базе Renault FT выпускались артиллерийские танки FT 75 BS с таким же орудием.
В условиях окончания WWI танк Peugeot оказался невостребованным.