Char Schneider- Renault/Delauny-Belleville

 

 

Char Schneider- Renault/Delauny-Belleville

Франция

Легкий по массе пехотный танк

масса

8 т

вооружение

37-мм орудие

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

45 л.с. (?)

проект

конец 1916г. – начало 1917г., Schneider? Delauny-Belleville?

 

 

Основная статья: Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.

Побочные всходы

 

 

     Пишут, что во второй половине 1916г. на Delauny-Belleville взялись создать легкий танк «бронированного застрельщика»/«помощника пехотинца» по спецификации Эстиенна (до 4 т). Проект танка Delauny-Belleville, вроде бы, появился в декабре 1916г. В качестве артефакта, подтверждающего данный тезис предлагается чертеж сразу двух разных по своей конструкции, компоновке и, видимо, габаритов машин. (Рис.1)

 

Рис.1 – Иллюстрации к проекту легкого танка фирмы Delauny-Belleville.

 

В верхней части рисунка воспроизведен танк, вероятно, на уменьшенном шасси трактора Холт 45. Компоновка трактора, в целом, сохранена – в передней части двигатель, а боевое отделение с башней, в которой расположен пулемет, находится почти по центру машины. В литературе встречается указание массы танка Delauny-Belleville 1916 в 2,75 т, которая вполне подходит под габариты изображенной в верхней части рисунка машины.

Нижнюю часть рисунка занимает танк на шасси Schneider CA1, при этом компоновка машины (отделение управления спереди, боевое отделение с башней (под пушку и пулемет) в центре, моторно-трансмиссионная группа в корме) и форма корпуса под место водителя точно соответствуют конструкции легкого танка Рено. (Рис.2)

 

Рис.2 – Проект танка, 1916г.

 

В литературе приводятся следующие габариты данной машины: длина - 5000 мм, ширина - 2000 мм, высота - 1800 мм. Вероятно, эти обмеры стали возможны, исходя из габаритов изображенного на рисунке водителя. Подобные габариты танка могут соответствовать машине массой около 8 т.

Если чертеж нижней машины действительно имеет отношение к фирме Delauny-Belleville, то следует признать, что конструкция восьми-тонного танка Delauny-Belleville являлась продуктом неприкрытого плагиата танка Рено. В машине отчетливо просматривается ряд решений, которые присущи легкому танку Рено. Во-первых, бросается в глаза новаторская компоновка танка – впереди отделение управления, далее боевое отделение с башней, в которой установлено вооружение (пушка и пулемет) и в корме моторно-трансмиссионная группа. Но, пожалуй, самой характерной чертой выступает форма корпуса спереди, там, где размещается водитель. (Рис.3)

 

Рис.3 – Конструкция корпуса под место водителя.

 

Определенно, этот элемент точно отражен в конструкции легкого танка Рено. (Рис.4)

 

 

Картинки по запросу танк FT31

Рис.4 – Форма корпуса легкого танка Рено в месте расположения водителя.

 

 Известно, что первый макет танка Рено появился в октябре 1916г., впрочем, судя по доступным фотографиям, этот макет не имел детализации по форме корпуса. 30 декабря 1916г. была проведена презентация более конкретного макета танка Рено. Если кто-то из присутствовавших на презентации передал описание конструкции танка Рено фирме Delauny-Belleville, то проект танка массой 8 т от Delauny-Belleville не мог появиться ранее января 1917г.

     Возможно, что чертеж танка массой 8 т на шасси Schneider CA1 может быть ранним наброском по теме легкого танка Рено, либо, если рисунок появился позже октября 1916г. (к тому времени у Рено была уже другая конструкция ходовой) - мы, вероятно, видим проект легкого танка фирмы Schneider. Собственно, иногда в литературе встречается информация, что 29 декабря 1916г. фирме Schneider, помимо постройки опытного танка Le char de Commandement Schneider СА2, поручили разработать вариант легкого танка типа «бронированного застрельщика»/«помощника пехотинца» Эстиенна.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru