Char Saint-Chamond М1916/М1917
Char Saint-Chamond
М1916/М1917
Франция
Средний по массе танк специальной артиллерии
масса |
22/24 т |
вооружение |
75-мм орудие 4 пулемета |
экипаж |
8 чел. |
мощность силовой установки |
80-90 л.с. |
проект |
1916г. |
выпускался |
1916 – март 1918гг., FAMH 400 шт. (включая прототип и
танки снабжения, т.е. 400 выпущенных шасси) |
Основная статья:
Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
20 декабря 1915г. французский Генеральный штаб дал разрешение на
постройку опытного образца «сухопутного броненосца» Эстиенна (Рис.1).
Рис.1
– Жан-Батист Эжен Эстиенн (Jean
Baptiste Eugène Estienne), 1860
– 1936гг. После войны был объявлен отцом французского танкостроения.
Перед
Первой мировой войной был известен и как математик (им, в частности
опубликованы работы по теореме Паскаля), и как превосходный артиллерист
(специалисты считают его одним из великих баллистов не только в теории, но и на
практике: во время Первой мировой войны немцы поражались, как батареи Эстиенна
практически без пристрелки кинжально накрывали их позиции), и как один из
родоначальников военной авиации (назначенный в 1909 году командиром авиационной
группы, он взялся приспособить авиацию под артиллерийские нужды).
25 февраля 1916г. на Schneider&Co. размещается официальный заказ на 400 штук новых
боевых машин, известных как Schneider CA1 (Рис.2).
Рис.2 - Schneider CA1.
После успеха группы Эстиенна – «Шнайдер» сразу же вступили в действие законы государственной бюрократической машины вместе с законами конкуренции.
Факт заказа на производство новой боевой машины произвел сильное впечатление на некоторых военно-политических дельцов. Группировка в военном министерстве, состоявшая из руководства секретариата артиллерии и управления автомобильной службы управления моторизации или технической службы механизации французской артиллерии (STA, или Service Technique Automobile), решила, что ее обошли, и стала вставлять палки в колеса «Шнейдер-Крезо» - вероятно, наиболее активно проявлял себя начальник STA генерал Леон Муре. Обиженные предприняли все возможные действия, чтобы продавить заказ на еще 400 аналогичных боевых машин, которые производились бы на заводах фирмы FAMH (Forges et Aciéries de la Marine et d’Homé-court - «Общество железоделательных и сталелитейных заводов») в г. Сен-Шамон близ Лиона, невзирая на негативные последствия раздробления производственных мощностей Франции. Таким образом, 27 апреля (по другим сведениям, 22 апреля) 1916г. вице-секретарь артиллерии (эту должность исполнял депутат А. Тома) сообщил главнокомандующему Жоффру о проекте машины, имеющей якобы серьезные преимущества перед «Шнейдером» (основной упор делался на более мощное, чем у конкурента вооружение: длинноствольная 75-мм пушка против короткоствольной у «Шнейдера» и 4 пулемета против 2-х). Проект FAMH получил название Saint-Chamond («Сен-Шамон»). Жоффр выдал заказ на производство и этой машины (по некоторым сведениям, заказ на производство танков Saint-Chamond был оформлен еще 8 апреля 1916г.). (Рис.3)
Рис.3 – Проект прототипа Char Saint-Chamond, апрель 1916г.
Судя по всему, главный конструктор фирмы FAMH полковник Эмиль Франсуа Римальо, приступив к созданию танка, взял за основу ходовую опытного Char FOUCHE type C с элементами упругой подвески (Рис.4), но несколько увеличил площадь опорной поверхности гусениц.
Рис.4 – Сверху изображен танк Фуше, на нижнем фото представлен серийный танк «Сен-Шамон» - сходство ходовой обеих машин очевидно.
Этого требовала возраставшая масса машины, поскольку главным ее козырем считалась более мощное и тяжелое, чем на СА1 вооружение – длинноствольная 75-мм полевая пушка обр.1897г. (Mle 1897) - и электрическая трансмиссия. Электрическая трансмиссия Кроше-Колардо стала оригинальной чертой танка «Сен-Шамон». (Рис.5)
Рис.5 – Схема электротрансмиссии танка «Сен-Шамон».
Для того, чтобы длинноствольная 75-мм полевая пушка Mle 1897 смогла разместиться в машине, придумали свесить корпус за ходовую часть. Однако слишком выступавший корпус мешал преодолевать вертикальные препятствия, поэтому разработали еще одно оригинальное решение – разместить спереди и сзади от гусеничного хода под корпусом ролики. (Рис.6)
Рис.6 – Из патента компании «Сен-Шамон» на корпус с
роликами.
В июне начались испытания прототипа нового танка (Рис.7).
Рис.7 – Прототип танка Saint-Chamond, июнь 1916г.
Конструкция имела массу 22 т (по проекту масса предполагалась 18 т). Длина 7,91 м, ширина 2,67 м, высота 2,36 м, клиренс 0,41 м. Толщина брони: лоб 17 мм (первоначальная толщина лобовой брони, кажется, составляла 15 мм), борт 8,5 мм, корма 8 мм, крыша и днище 5 мм. Максимальная скорость 8 км/ч (упоминается также, что танк мог разгоняться до 12 км/ч), средняя скорость 2-3 км/ч. Запас хода 60 км. Заявленная ширина преодолеваемого рва 1,8 – 2,4 м.
75-мм длинноствольную пушку с расчетом и пост управления разместили в большом переднем выступе корпуса (который уравновесили кормовой нишей), а двигатель и трансмиссию разместили в средней части (Рис.8).
Рис.8 – Схема компоновки танка «Сен-Шамон», снизу - вид на двигатель в интерьере.
Впереди слева размещались командир (он же водитель), использовавший для наблюдения смотровую щель и бронеколпак. (Рис.9)
Рис.9 – Место водителя.
Пушка устанавливалась по оси машины (Рис.10), справа от нее находился заряжающий, слева от нее сидел наводчик. (Рис.11)
Рис.10 – Вид на казенную часть орудия.
Рис.11 – Наводчик и заряжающий.
Правее пушки находилось место пулеметчика. Еще три пулеметчика и механик располагались у бортов и в корме (Рис.12)
Рис.12 – Положение пулеметчиков.
Итого, экипаж – 8 чел.: командир (он же водитель), наводчик, заряжающий, 4 пулеметчика и механик.
Правда, в некоторых источниках приводится, что экипаж танка имел и командира, и водителя (т.е. функции командира и водителя были разделены), в таком случае численность экипажа составляла бы 9 человек. (Рис.13)
Рис.13 – Считаем по головам: 7 голов и одна башенка закрыта – итого 8 чел.
На первых 165 танках «Сен-Шамон» ставили 75-мм пушку Т.R. специальной конструкции полковника Rimailho, но затем использовали качающуюся часть стандартной 75-мм полевой «скорострельной» пушки модели 1897г. с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором (до войны французы считали ее «универсальным» орудием своей армии) (Рис.14).
Рис.14 – Французская скорострельная 75-мм полевая пушка обр.1897г.
Это орудие было основным в системе вооружения артиллерии, так как согласно принятой во Франции наступательной доктрине, армии требовалась легкая, скорострельная и маневренная артиллерия, призванная обеспечивать и поддерживать наступление пехоты. Скорострельность орудия до 20 в/мин., фактическая 12 в/мин., обеспечивалась благодаря оригинальной конструкции поршневого эксцентрического затвора Норденфельта. Высокая скорострельность позволяла за весьма короткий срок подавлять или уничтожать большое количество целей, и огонь этих пушек был крайне губителен для открытых целей, особенно для кавалерии и плотных пехотных колонн. Для маневренных действий эта пушка была идеальным оружием. Однако применение воюющими сторонами тактики рассыпного строя с малой плотностью стрелковых цепей и искусственных укрытий типа ячеек и окопов снижало ее эффективность. Дальность стрельбы составляла 8600 м. (после модернизации 11200 м.). Стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Начальная скорость осколочного снаряда массой 7,25 кг у пушки 1897г. составляла 529 м/с.
Размеры пушки (Рис.15) и ее сравнительно длинный откат (Рис.16) при выстреле обусловил большую длину носовой части корпуса.
Рис.15 – 75-мм полевая пушка обр.1897г. на танке «Сен-Шамон».
Рис.16 – Казенная часть 75-мм орудия.
Угол наведения по вертикали – от -4 до +10 градусов, дальность прицельной стрельбы – не выше 1500 м (но и этот предел оказывался недостижим из-за плохих условий стрельбы). Наведение по горизонту ограничивалось 8 градусами, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка.
Для борьбы с пехотой служили лобовая, кормовая и две бортовых установки 8-мм пулеметов «Гочкис» модели 1914г.
Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. На прототипе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Первоначально – на прототипе - броневые листы бортов, прикрывая ходовую часть, доходили до земли. Смотровые щели и окна снабжались заслонками.
В средней части корпуса размещался бензиновый двигатель фирмы «Панар». (Рис.17)
Рис.17 – Интерьер танка, вид назад – двигатель и проход возле него.
Двигатель имел четыре раздельных цилиндра. Диаметр цилиндров – 125 мм, ход поршня – 150 мм. При 1350 об/мин двигатель развивал мощность 80-85 л.с., при 1450 об/мин – 90 л.с. Запуск производился стартером или заводной рукояткой. Два бронированных топливных бака крепились на раме у левого борта, один – у правого, подача бензина – под давлением. Двигатель работал на электрогенератор (динамо-машину), имевший два индуктора, каждый давал напряжение 200 В и ток 260 А, а включенные последовательно – 400 В и 130 А. Напряжение с генератора подавалось на два тяговых электромотора – каждый из них через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. При трогании с места водитель одной педалью одновременно включал сопротивление первичной обмотки и управлял дроссельной заслонкой карбюратора, таким образом регулируя и обороты двигателя, и возбуждаемый в первичной обмотке ток. Скорость вращения электромоторов задавалась потенциометрами. Особый рубильник переключал электромоторы на задний ход. Для поворота с малым радиусом двигатель соответствующего борта коротко замыкался, а гусеница подтормаживалась механическим тормозом. Электротрансмиссия позволяла плавно начинать движение и практически бесступенчато изменять скорость хода и радиус поворота, требовала от водителя незначительных усилий, но была тяжела и ненадежна.
Ходовая часть включала на один борт три тележки – передняя несла два, остальные по три сдвоенных опорных катка. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения гусениц. Гусеница состояла из 36 крупных траков. Элементами трака были подушка (башмак) шириной 324 мм и два рельса. Зацепление гусеницы расположенным сзади ведущим колесом производилось за шарнир траков. Длина опорной поверхности - 2,65 м. Из-за нависания передней части над гусеницами машина часто останавливалась перед невысокими вертикальными препятствиями. Чтобы как-то компенсировать это, впереди и позади гусеничного обвода снизу корпуса установили специальные широкие ролики. Они несколько увеличили ширину перекрываемого рва, но никак не помогали в преодолении вертикальных препятствий (Рис.18).
Рис.18 – Серийный «Сен-Шамон» и вертикальное препятствие.
На сухом прочном грунте танк переходил рвы шириной до 2,5 м, но редко преодолевал рвы шире 1,8 м (Рис.19).
Рис.19 - Прототип танка «Сен-Шамон» преодолевает ров.
Упомянутые испытания середины 1916г. (Рис.20) выявили многочисленные изъяны в конструкции «Сен-Шамон».
Рис.20 – Прототип танка «Сен-Шамон» на испытаниях, июнь 1916г.
Прежде всего, танкисты потребовали уширить гусеницы «Сен-Шамон» сначала с 324 мм до 412 мм, а потом и до 500 мм. Масляный радиатор двигателя оказался слишком хрупким, а ненадежная система смазки приводила к частым поломкам в двигателе или выбросам дыма. Требовалось улучшить изоляцию электрических трансформаторов. Выхлопную трубу провели вдоль крыши в сторону кормы (как на британских тяжелых танках). В целях улучшения проходимости пришлось укоротить бортовые броневые листы. (Рис.21).
Рис.21 – Проекции Char Saint-Chamond – окончательный вариант.
Внизу вид танка сзади.
Отказались и от кормового поста управления.
Известен вариант улучшения проходимости машины, когда для нивелирования негативного влияния на проходимость переднего свеса корпуса предлагалось перед корпусом крепить наклонную гусеницу без привода. Проект реализован не был (Рис.22)
Рис.22 - Идея передней наклонной гусеницы для улучшения проходимости танка St. Chamond.
Первый прототип танка (или его шасси) имел номер 414, а последний «Сен-Шамон» выпущен под номером 813. Серийное производство началось в конце 1916г. (Рис.23)
Рис.23 – Демонстрация нового танка.
Серии 400, 500, 600 имели плоскую крышу овальные башенки (колпаки), с 700-й серии крыша стала наклонной, а башенки квадратными. (Рис.24)
Рис.24 – Обилие башенок на танке «Сен-Шамон».
В результате многочисленных ремонтов встречались, разумеется, «смешанные» варианты – квадратные башенки на плоской крыше, машины 700 серии со специальной артсистемой и т.п. (Рис.25).
Рис.25 – Варианты танка «Сен-Шамон»: без башенок на крыше, с квадратной башенкой впереди, с тремя круглыми башенками впереди и одной сзади.
К апрелю 1917г. в строю имелось 48 танков «Сен-Шамон», но в первую атаку 16 апреля по техническим причинам не смогла выйти ни одна машина этого типа.
«Сен-Шамоны» впервые вышли в бой 5 мая 1917г. близ мельницы Лаффо – из 16 танков этого типа 15 не смогли преодолеть окопы, остановились перед ними и были подбиты вражескими артиллеристами, или вышли из строя из-за поломок.
В октябре 1917 г., уже в ходе выпуска, «Сен-Шамон» опять модифицировали с целью повысить защищенность: крыша получила наклон к бортам (Рис.26), чтобы с нее скатывались ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные.
Рис.26 – На этих танках крыша имеет наклон к бортам.
Из-за удаления башенок на крыше пришлось прорезать люки для экипажа. Танк стали вооружать стандартной полевой 75-мм пушкой образца 1897 г. Было также усилено бронирование - 17-мм бронелисты в отличии от 15-мм не пробивались бронебойными пулями “Sm.K”. Масса танка обр. 1917г. достигла 24 т.
Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918г.
В конце октября 1917г. в Шамплиэ испытали два «радиотанка» на основе разоруженных танков «Сен-Шамон». Результат признали удовлетворительным.
Предпринималась попытка разместить на Saint-Chamond 120-мм орудие (Рис.27).
Рис.27 – Экспериментальный Saint-Chamond со 120-мм орудием.
Тип Saint-Chamond использовался французами без видимого успеха вплоть до окончания войны. (Рис.28)
Рис.28 - Char Saint-Chamond М1916/М1917 на службе во французской армии, 1917-1918гг.
Только 18 июля 1918г. под Суассоном, когда в бой двинулось 216 «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 221 «Рено», танки «Сен-Шамон» проявили хоть какое-то преимущество перед другими моделями: они оказались более устойчивыми к ружейно-пулеметному огню и повели за собой пехоту. Несмотря на относительную «устойчивость» к ружейно-пулеметному огню, в июле 1918 года две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. (Рис.29)
Рис.29 – Плохая проходимость легко выводила машины из строя на поле боя.
Из построенных примерно 400 машин (- точнее, шасси) к моменту перемирия в строю осталось 72 экземпляра. После окончания боевых действий 50 штук переделали в транспортеры, остальные пустили на слом.
К германцам практически без повреждений попал один французский танк «Сен-Шамон», название: "No Mercy". Немцы тестировали машину. (Рис.30)
Рис.30 – Трофейный «Сен-Шамон».
САУ на базе шасси Сен-Шамон.
Несколько шасси «Сен-Шамон» в 1918г. переделали в опытные САУ (Рис.31).
Рис.31 – Опытные САУ на шасси «Сен-Шамон»: 280-мм мортира, 220-мм короткоствольная гаубица, 194-мм гаубица, фото 1919г.
Видимо, в 1917г. военные обратились к FAMH (St. Chamond) для изучения проблемы разработки САУ на шасси «Сен-Шамон». В том время французский генерал от артиллерии Ф.Эрр так обозначил роль САУ в текущей войне: «…Для надлежащего использования тактических свойств каждого рода войск, как артиллерии, так и пехоты, последней необходимо придавать орудия сопровождения. Эти орудия должны быть собственностью пехоты наравне с её пулеметами и танками…». Технический директор St. Chamond в Col. Emile Rimailho разработал САУ на шасси танка St. Chamond со 120-мм пушкой St Chamond, установленной на задней части корпуса. (Рис.32)
Рис.32 – 120-мм САУ «Сен-Шамон», 1917г.
САУ была испытана в 1917 году, но военным не понравилась.
Следующая САУ была оснащена уже 220-мм орудием – вес снаряда 100 кг, дальность стрельбы 13,5 км. (Рис.33)
Рис.33 – 220-мм САУ «Сен-Шамон», 1918г.
Т.к. орудие на шасси занимало почти все место, решили использовать сразу два шасси: одно для транспортировки орудия, а другое – для перевозки снарядов и орудийного расчета. (Рис.34)
Рис.34 – Артиллерийский комплекс на базе двух шасси «Сен-Шамон».
В январе 1918г. шасси тестировали без орудия, нагрузив балластом. В апреле 18-го установили орудие и в мае в Бурже провели полноценные испытания, после которых САУ направили на фронт севернее Вердена, где в июле 1918г. САУ на шасси «Сен-Шамон» приняла участие в реальных боевых действиях. Армия высоко оценила 220-мм САУ - в сентябре 1918г. Фош заказал 75 таких комплексов. В ноябре в связи с перемирием заказ был отменен.
На удлиненном
шасси «Сен-Шамон» монтировали и длинноствольную 220-мм гаубицу Canon
de 220mm L Mle1917 Schneider. (Рис.35)
Рис.35 – САУ под 220-мм длинноствольную гаубицу.
Пишут, что орудие могло наводиться по горизонту в пределах 20°. Данная САУ оснащалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем Duesenberg мощностью 225 л.с., что сообщало машине скорость 8 км/ч. Эта САУ была построена в единственном экземпляре, в 1940г. ее захватили немцы, но не использовали.
Еще один проект адаптации шасси «Сен-Шамон» под САУ – установка на базе «Сен-Шамон» 280-мм TR Schneider мортиры (Рис.36).
Рис.36 – 280-mm TR Schneider мортира обр.1914г.
2 марта 1918г. фирма «Сен-Шамон» рапортовала, что работы по 280-мм САУ идут полным ходом. Комплекс также имел два шасси, одно – с орудием, другое – машина снабжения. (Рис.37)
Рис.37 – 280-мм САУ.
Был сделан заказ на 25 таких систем. В октябре 1918г. фирма «Сен-Шамон» сообщила, что первые комплексы будут поставлены в апреле 1919г. (Рис.38)
Рис.38 – Шеренга готовых 280-мм САУ.
Рассматривался вариант САУ со 194-мм орудием. Во французских военно-морских арсеналах имелись большие запасы 194-мм боеприпасов к 194-mm GPF пушке, разработанной Filloux. (Рис.39)
Рис.39 - Lieutenant-Colonel LJF Filloux, считается одним из лучших французских разработчиков тяжелых артиллерийских орудий времен Первой мировой.
В 1917г. Filloux предложил приспособить свои орудия для сухопутных баталий. Первоначально планировали сформировать один полк – 36 буксируемых 194-мм орудий, но после разработали программу на 150 буксируемых орудий и 50 САУ на шасси «Сен-Шамон».
В феврале 1918г. на «Сен-Шамоне» приступили к разработке проекта 194-мм САУ. (Рис.40)
Рис.40 – 194-мм САУ.
Боевая масса 29,6 т, длина – 7,77 м, ширина – 2,54 м, высота – 3,05 м.
2 марта 18-го года последовал официальный заказ на 50 таких САУ. До перемирия армия не получила ни одной подобной САУ. Все 50 комплексов (2 шасси в каждом) поступили во второй половине 1919г.
Все 25 280-мм САУ и 50 194-мм САУ в 1919г. были сведены в 184 полк RALT (Regiment de Artillerie Lourdes à Tracteur) в Валансе. Все САУ содержались на ходу вплоть до начала WWII. В начале новой мировой войны полк был мобилизован, его САУ обстреливали противника, начиная с зимы 1940г., а, возможно, и ранее. (Рис.41)
Рис.41 – 194мм САУ ведут огонь по противнику, 1940г.
Однако в ходе немецкого наступления в мае 1940г. часть САУ были выведены из строя французами, а часть досталась немцам в качестве трофеев (Рис.42) и активно применялась ими в СССР (Рис.43), в Италии (Рис.44) и во Франции.
Рис.42 – Немецкие трофеи: слева САУ с длинноствольной 220-мм гаубицей, справа – 194-мм САУ.
Рис.43 – Французское 194-мм САУ на службе вермахта в России.
По крайней мере, 3 таких штуки обстреливали Санкт-Петербург в 1941-1944гг.
Рис.44 – Брошенное немцами 194-мм САУ в Италии.
В германской армии французские САУ получили обозначение 19.4cm Kanone 458(f) auf Selbstfahrrlafette. По крайней мере, 3 таких штуки обстреливали Санкт-Петербург в 1941-1944гг.
Сведений о том, что немцы использовали 280-мм САУ нет – видимо, они достались немцам в неисправном виде.
На гусеничное шасси «Сен-Шамон» было решено поставить еще одно детище Filloux - 155mm GPF орудие (Рис.45).
Рис.45 – 155-мм гаубица.
В начале 1918г. поступила заявка на разработку 155-мм САУ на шасси «Сен-Шамон». В сентябре 1918гг. последовал заказ на 130 таких САУ. До перемирия не был построен даже прототип и заказ отменили, однако один опытный образец все же появился в начале 1919г. (Рис.46)
Рис.46 -155-мм САУ.
Caterpillar
Mark IV and IVA 240mm SPG.
К шасси «Сен-Шамон» в качестве САУ присматривались и американцы, которые вступили в войну без тяжелой артиллерии.
В 1917г. США купили лицензию на производство французских 155mm GPF гаубицы, 280-мм (240-мм) TR Schneider мортиры и английской 8inch гаубицы.
Кроме прочего, американцы получили чертежи шасси «Сен-Шамон». На основании этих чертежей в 1918г. по заданию Ordnance Dept Армии США на Рок-Айлендском арсенале был построен комплекс для модифицированной 280-мм мортиры – 240-мм гаубицы. Как и у французов, американский комплекс состоял из двух шасси, одно - для транспортировки орудия, другое – машина снабжения или загрузочная тележка. Шасси получило название Caterpillar Mark IV (само САУ Mark IV, машина снабжения Mark IVА), имело 6-ти цилиндровый 150-ти сильный двигатель Van Blerk, 70 кВт 400 В генератор General Electric. Конструкция развивала скорость до 9 миль в час (14 км в час). Машина снабжения имела кран для подъема снарядов. (Рис.47)
Рис.47 – Американский комплекс для 240-мм САУ на шасси по чертежам «Сен-Шамон».
Комплекс тестировался в Абердине, штат Мэриленд в 1920-21гг. Дальнейшая программа по САУ в США была прервана в 1923г. по финансовым соображениям, хотя официально выдвигалась причина, что: «самоходки не предложили никаких преимуществ перед буксируемыми пушками».
Машины снабжения на базе танка Сен-Шамон.
В апреле 1917г. началась поставка танков снабжения (Le Char Kesson) – варианта «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделениям и вытаскивания застрявших танков - машина подвоза и тягач в одном лице, французский прототип ремонтно-эвакуационных машин (Рис.48).
Рис.48 – Машина снабжения на базе шасси танка «Сен-Шамон», 1917г.
Разоруженные «Сен-Шамоны», видимо, применялись как тягачи и машины снабжения в артиллерии. (Рис.49)
Рис.49 – «Сен-Шамон» в качестве машины снабжения или тягача для артиллерии.