Char Peugeot
Char Peugeot
Франция
Легкий по массе экспериментальный танк
8 т |
|
вооружение |
37-мм орудие 1 пулемет |
экипаж |
2 чел. |
мощность силовой установки |
100 л.с. (?) |
проект |
1917-1918гг., Peugeot |
выпускался |
1918г., Peugeot 1
шт. опытный |
Основная статья:Французское танкостроение 1874г., 1903-1918гг.
Развитие по параллельным аллелям
В литературе в качестве конкурентов танка Renault FT-17 упоминают проекты фирм Delauny-Belleville от 1916г. и фирмы Peugeot – оба
предприятия занимались, как и Renault,
автомобилестроением.
В начале 1917г., пока только обсуждался макет легкого танка Renault, генерал Муре начальник STA (Service Technique Automobile) решил запустить конкурирующий проект. В качестве подрядчика была выбрана автомобильная фирма Peugeot. Реальные проектные работы начались в марте, когда к проекту присоединился капитан Этьен Эдмон Эмишен (Омишен). До войны он работал над машинами Peugeot (был инженером Peugeot), а позже стал техническим консультантом полковника Эстьена. Говорят, он также занимался электромеханическими трансмиссиями, трансмиссия такого типа устанавливалась на танки Saint Chamond. Так что Эмишен к марту 1917г. уже был погружен в танковую тематику. (Рис.1)
Рис.1 – Этьен Эмишен внутри танка Schneider CA1.
Муре ставил задачу разработать танк с короткоствольной 75-мм пушкой BS и более солидным бронированием – по сути, речь шла о проектировании типа легкого штурмового танка (Char d'Assault).
Как пишут, летом 1917 года (скорее, с лета 1917г.) стал вырисовываться облик нового штурмового танка, который обозначают и как Char d'Assault Peugeot, и как Char Peugeot, и даже как Peugeot FT (- фантастическое сочетание).
Компоновка, ходовая часть и трансмиссия Char d'Assault Peugeot совершенно отличались от Renault FT. В передней части машины находился двигатель, далее совмещенное отделение управления и боевое отделение – экипаж из двух человек располагался не друг за другом, а по центру: слева командир/наводчик/заряжающий, справа водитель. Для передачи крутящего момента на колеса в корме реализовывалась электромеханическая трансмиссия, которую разработал сам Эмишен – за счет такого решения можно было отказаться от вала, который шел бы от мотора к ведущим колесам через обитаемое отделение. Для танка Эмишен придумал оригинальную ходовую часть. Ходовая часть отличалась огромным направляющим колесом (ленивцем), вынесенным вперед корпуса и оригинальной пружинной подвеской. Ходовая часть на один борт состояла из четырех опорных катков, которые были блокированы попарно в две тележки с амортизацией на пружинных рессорах, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и пяти поддерживающих роликов. (Рис.2)
Рис.2 - Из патента Эмишена на подвеску танка.
10 апреля 1918 года в Мёдоне вышел на демонстрацию экспериментальный образец (Char Peugeot) на ходовой Эмишена. Объект являлся действующей моделью, с целью апробации новой ходовой части. Такое впечатление, что несколько переделанный (возможно, под более мощный мотор) танк Renault FT поставили на ходовую Эмишена. Причем, судя по размеру башни относительно габаритов машины - Char Peugeot получился значительно большим по размерам, чем Renault FT. В качестве балласта установили башню от Renault FT. (Рис.3)
Рис.3 – Экспериментальный образец Char Peugeot.
В результате, нашли, что конструкция ходовой Эмишена обеспечивала больший комфорт, чем ходовая Renault FT, и работы по теме штурмового танка продолжили.
В литературе встречается и другое толкование событий, связанных с разработкой танка Peugeot. История также начинается с того, что на фирме Peugeot, возможно, с подачи генерала Муре, в 1917г. приступили к проектированию легкого танка по типу Renault FT. И в апреле 1918г. был получен прототип с ходовой Эмишена, возможно, с мотором Peugeot мощностью 100 лошадиных сил и с башней от Renault FT, предполагавшей вооружение аналогичное вооружению Renault FT (пулемет или 37-мм пушка). Однако затем концепция танка была радикально изменена - вместо лёгкого пехотного танка ставилась задача создания штурмового типа с 75-мм короткоствольной пушкой BS и 40-мм бронированием в лобовой проекции.