Motorgeschütz

Motorgeschütz
Австро-Венгрия
Танк легкий по массе
|
масса |
4-5 т |
|
вооружение |
30/40-мм орудие |
|
экипаж |
3 чел. |
|
мощность силовой установки |
50-60 л.с. (?) |
|
проект |
1911г., Burstyn |
Основная статья: Австрийское танкостроение 1911-1918гг.
Еще один пример технического новаторства продемонстрировал австрийский железнодорожник обер-лейтенант Г. Бурштын (или Бурстын, или Бурштынь) - Günther Adolf Burstyn (Рис.1).

Рис.1 - Оберлейтенант Железнодорожного и Телеграфного полка Гунтер Бурстын.
Родился 6 июля 1879г. в Bad Aussee, Steiermark, умер 15 апреля 1945г. в Korneuburg, Niederösterreich.
Гунтер Адольф Бурстын
(Gunther Adolf Burstyn) родился в семье комиссара железных дорог инженера
Адольфа Бурстына и его жены Юлианы, работавшей
журналистом. Отец будущего военного инженера был евреем, выкрестившимся в
католицизм, и происходил из Львова (с украинского и польского языков фамилия
переводится как «янтарь»). Гунтер был крещён Гюнтером (Günther).
В 1895 году Гунтер оставил гимназию в Вене и поступил в кадетскую школу инженерных войск в Хайнбурге. Спустя четыре года он закончил её и был выпущен кадетом-заместителем офицера в Железнодорожный и Телеграфный полк Общей армии. 1 мая 1906 года Бурстына произвели в лейтенанты инженерного штаба (аналог офицеров генерального штаба, но в инженерных и технических войсках) и перевели в инженерную дирекцию пограничного крепостного округа в Триент (ныне — Тренто, Италия). В 1910 году он женился на Габриэле Вагнер и одновременно перешёл в протестантизм.
В 1911 году Burstyn создал проект гусеничной бронированной машины «Моторгешютц» (Motorgeschütz). (Рис.2)

Рис.2
– Рисунок Motorgeschutz, предположительно, из
патента Burstyn.
В русскоязычной литературе часто встречается написание названия машины в виде: Motorgeschutz, но такой вариант не имеет перевода на русский язык, а вот Motorgeschütz дословно обозначает «двигатель орудия», т.е. – самоходное орудие.
В октябре 1911 года Гунтер Бурстын представил Военно-техническому комитету Военного министерства Общей армии свой рисунок Motorgeschütz. Машина имела гусеничную ходовую часть, дополненную выдвижными салазками с колесиками. Эти салазки должны были помогать машине преодолевать окопы и рвы. Автор нарисовал орудие, расположенное, скорее всего в рубке, а не в башне. Никаких других подробностей по проекту представлено не было. Заведующий отделом развития автомобильного транспорта Роберт Вольф дал очень плохую оценку предложению. Видимо, рисунок Burstyn, не являвшейся формальным чертежом и без сопутствующего пояснительного текста, действительно не мог быть принят всерьёз, ибо не соответствовал статусу технического проекта по определению.
Несколько позже Burstyn использовал возможность предложить свой проект прусскому военному министерству, но и оно дало отрицательный ответ, несмотря на доброжелательную обмолвку, опубликованную в одном из германских военных обозрений - издание «Милитаристе Цайтгарифт» за 1912г. отметила «остроумное изобретение» Burstyn.
Burstyn решил запатентовать в Австро-Венгрии и в Германии свое изобретение, или, лучше сказать, полезную модель. В Австро-Венгрии ему первоначально отказали в выдаче патенте, сославшись на то, что что гусеничное решение нарушало запатентованное шасси сельскохозяйственного трактора Холта. Тогда Burstyn, видимо, пересмотрел свою заявку и сделал главный упор на выдвигающиеся салазки с колесиками, которые могли опускаться и подниматься, тем самым помогая машине преодолевать препятствия. Заявка Burstyn озаглавлена так: «Устройство для автомобиля для пересечения препятствия… Изобретение касается устройства для автомобиля, которое предназначено для преодоления препятствий на местности, таких как канавы, земляные и железнодорожные насыпи». Такой подход дал свои плоды и 28 февраля 1912 года Бурстын получил германский патент No. Zl. 252 815 (D.R.P.), а 25 апреля — австрийский патент No. 53 248 (Рис.3).

Рис.3 – Титульная страница австрийского патента.
В связи с темой заявки некоторые авторы отмечают, что Burstyn патентовал вовсе не боевую машину типа танк, а выдвижные салазки с колесиками для преодоления препятствий, но в заявке Burstyn все же применил термин “Motorgeschütz”, таким образом, застолбив для себя и для своей машины место в истории танкостроения. В конце 1920-х годов австрийский исследователь Фриц Хейгель выпустил несколько справочников, посвящённых развитию бронетанкового вооружения различных стран мира. Именно там, основываясь на германском патенте Бурстына, был сделан вывод об изобретении первого танка в Германии, причем Хейгель классифицирует Motorgeschütz как средний танк (- надо полагать, первый в мире средний танк!). В середине 1970-х годов немецкий исследователь Вальтер Альбрехт выпустил книгу, посвящённую Бурстыну и его деятельности. В ней у проекта появились вращающаяся башня (причём с указанием сектора обстрела), углы преодоления высот, габариты и скорость, и пружинная подвеска. (Рис.4)



Рис.4 – Рисунки из патента Burstyn, опубликованные в книге Вальтера Альбрехта.
Некоторые авторы ставят под сомнение подлинность фигур 2, 3, 4.
По Альбрехту предлагается следующее описание Motorgeschütz. (Рис.5)

Рис.5 - Motorgeschütz, реконструкция.
Длина машины –
3,5 м, ширина – 1,9 м. Машина должна была двигаться на непрерывных гусеничных
лентах тросовой системы, весить около 5 т, нести экипаж из 3 человек, 30- или
40-мм пушку в поворотной башне, броню толщиной 8-



Рис.6 – Планируемый способ преодоления «Моторгешютц» препятствий, по патенту Г.Бурштыня.
Конструктор
видел задачи своей машины в поддержке наступающей пехоты и для подавления
пулеметных и даже артиллерийских позиций противника - скорострельное орудие
танка Motorgeschütz должно было стрелять на дистанцию около 3000 м.
Некоторые, видимо, позднейшие авторы допускают, что Бурштын создал колесно-гусеничный танк! По их мнению, автор, якобы, предполагал использовать рычажно-роликовое приспособление для движения и по дорогам. Выдвижные балки опускались, в таком положении танк опирался на колесики – при этом передние колесики становились поворотными, а задние ведущими. В этом положении машина могла бы развивать скорость по шоссе до 20-30 км/ч. Конечно, колесики на выдвижной балке не могли быть ни управляемыми, ни ведущими. Вероятно, эти авторы не точно интерпретировали пассаж Альбрехта о том, что: «привод должен был быть задним, а передние колёса — управляемыми». В общем, проект Бурштыня до наших дней дает пищу для воображения исследователей и почитателей его изобретения. (Рис.7)


Рис.7 – Фантазии на тему Motorgeschütz (верхний снимок – экспозиция в музее Армии в Вене).
На сегодняшний день официальный сайт вооружённых сил Австрийской Республики описывает конструкцию Motorgeschütz так: двигатель внутреннего сгорания; подрессоренные катки делают транспортное средство внедорожником; внутри корпуса находятся все агрегаты, а в его задней части — двигатель; относительно просторная орудийная башня (с местом для командира и стрелка) со скорострельной пушкой в качестве основного вооружения; дополнительное вооружение (два пулемёта); броня для защиты экипажа, узлов и бортового оружия против огня противника и осколков. (Рис.8)

Рис.8 – Макет Motorgeschütz, видимо, выполненный в натуральную величину по современным описаниям.
Изобретение танка благотворно, даже спасительно отразилось на дальнейшей судьбе создателя Motorgeschütz.
Накануне Первой мировой войны Бурстын был повышен в звании до гауптмана. С её началом его назначили в 12-ю Железнодорожную роту, которая занималась ремонтом железнодорожных путей и мостов. На следующий год Гунтер был награждён «Крестом военных заслуг 3-го класса». В 1916 году список его наград пополняется немецким «Железным крестом 2-го класса», «Войсковым крестом императора Карла» и «Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа». В последний год войны он переехал в Корнойбург, где получил чин майора. В 1919 году Бурстын стал железнодорожным служащим в Вене, а в следующем году поступил на военную службу Австрийской Республики. В 1921 году он получил повышение в звании до оберст-лейтенанта, после чего вернулся в Корнойбург, где возглавил лабораторию по испытанию материалов. В 1926 году Бурстына перевели в военное министерство специалистом по вопросам пионерного дела. В 1934 году у Бурстына ухудшилось зрение, и он ушёл в отставку. Когда в 1938 году Австрийская республика была присоединена к Третьему рейху, наполовину еврей Гунтер Бурстын лично от Гитлера получил звание почётного арийца (Ehrenarier) как новатор в развитии германской военной мощи. Это спасло изобретателя и его ближайших родственников от уничтожения в лагерях смерти. 31 марта 1941 года Гунтер Бурстын и его брат Вальтер в присутствии генерала танковых войск Хайнца Гудериана были награждены «Крестами военных заслуг с Мечами» 1-й и 2-й степеней за разработку схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. К наградам прилагалась солидная денежная премия. (Рис.9)

Рис.9
- Гунтер Бурстын (слева в очках) на вручении премии, 1941 год.
Во время
Второй мировой войны Бурстын трудился на оборонную
промышленность, занимаясь разработками инженерных противотанковых сооружений,
сделал немало усовершенствований железобетонных противотанковых надолбов.
Впоследствии его наработки широко применялись в устройстве «внутренней
границы», разделявшей ФРГ и ГДР. В 1944 году Бурстын
получил степень почётного доктора венского Технического университета. Во время
награждения в торжественной речи было подчёркнуто, что Бурстын
является безупречным и последовательным сторонником национал-социализма и
всегда поддерживал НСДАП как член «Патриотического фронта» (правоцентристской
австрийской партии, которая в 1933–1938 годах находилась у власти). В 1945г. Бурстын хотел бежать в Бад-Аусзее,
но этому помешала тяжёлая болезнь его жены. Чета Бурстынов
задержалась в Корнойбурге, а когда 15 апреля 1945
года туда вошли части РККА, Гунтер был найден мёртвым. 20 апреля при
невыясненных обстоятельствах скончалась и его жена. Доктор, составивший
заключение о смерти, записал: «Причина
смерти неизвестна, вероятно, насильственная…».
В 1967 году именем Гунтера Бурстына был назван казарменный комплекс Академии бронетанковых войск федеральных вооружённых сил Австрийской Республики в Цвьольфаксинге. (Рис.10)

Рис.10 - Присяга курсантов Академии бронетанковых войск австрийских «бундесхеер» во дворе казарменного комплекса имени Гунтера Бурстына.