Tracklayer
"Best" 75/CLB 75

Tracklayer "Best" 75/CLB 75
США
Бронированный полугусеничный трактор
|
масса |
13-15 т |
|
вооружение |
2х37-мм орудия 6 пулеметов (?) |
|
экипаж |
5-8 чел. (?) |
|
мощность силовой установки |
75 л.с. |
|
проект |
1917г., C.L.Best |
|
выпускался |
1917, C.L.Best 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1915-1919гг.
В 1917 году, видимо, под влиянием первых сообщений о применении на
Западном фронте бронированных гусеничных машин, еще одна американская фирма -
C.L.Best представила своё видение «сухопутного броненосца». В качестве основы
был взят трактор Best 75. Трактор представлял собой все тот же Holt 75 образца
1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии с некоторыми отличиями в ходовой
части, хотя ходовая часть по-прежнему оставалась жесткого типа.
Первый вариант - Best 75 Tracklayer (Рис.1) –
не заинтересовал военных

Рис.1 - Best 75 Tracklayer.
В том же 1917г. фирма C.L.Best предложила второй вариант своего полугусеничного танка, ставшего более известным под названиями Tracklayer “Best” 75 и CLB 75. (Рис.2)

Рис.2 - Tracklayer "Best"
75/CLB 75, 1917г.
Предположительная масса машины 13-15 т. Длина 7,5 м, ширина 2 м, высота 3 м.
Улучшения коснулись в первую очередь корпуса, который стал больше напоминать подводную лодку. Инженеры заботились не только о высокой пулестойкости, но и предусмотрели возможность использования танка для проделывания брешей в проволочных и прочих заграждениях. Отчасти по этой причине можно объяснить резко выраженную заостренную носовую часть корпуса. Учитывая такую специфику, для поступления воздуха к радиатору предусмотрели два входных отверстия на верхней части корпуса. Управление танком также не претерпело изменений - при помощи рулевого колеса, которое теперь крепилось на длинном кронштейне.
Вооружение на новом варианте предусматривалось разместить в башне. По замыслу создателей танка в башне цилиндрической формы могло поместиться, по меньшей мере, две 37мм пушки. О пулеметном вооружении данных не сохранилось, но учитывая наличие ещё шести башенных иллюминаторов, можно предположить, что оно тоже предполагалось. На прототипе настоящего вооружения не было – на фото видны муляжи орудий. Полный экипаж машины, вероятно, от 5 до 8 чел.
Первый
прототип танка CLB 75, собранный из обычного железа, был готов к середине 1917
года. На испытаниях вскрылось, что танк из-за формы корпуса хорош для
передвижения по дорогам со скоростью 3-
Поскольку опытный образец машины был построен, в отделе пропаганды американской армии решили его использовать для демонстрации достижений военной промышленности. (Рис.3)

Рис.3 - Танк CLB 75 в роли агитационного танка, 1917г., Сан-Франциско.
Кроме того, танк применялся в ходе маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проходили в 1917 году около Сан-Франциско. (Рис.4)



Рис.4 – Опытный CLB 75 на маневрах Калифорнийской Национальной Гвардии.
На этом карьера машины завершилась. Что стало с CLB 75 после этого, сказать достаточно сложно. Скорее всего, после войны опытный образец был разобран на металл.