Tracklayer "Best" 75/CLB 75

 

 

Tracklayer "Best" 75/CLB 75

США

Бронированный полугусеничный трактор

масса

13-15 т

вооружение

 

2х37-мм орудия

6 пулеметов (?)

экипаж

5-8 чел. (?)

мощность силовой установки

75 л.с.

проект

1917г., C.L.Best

выпускался

1917, C.L.Best

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

     В 1917 году, видимо, под влиянием первых сообщений о применении на Западном фронте бронированных гусеничных машин, еще одна американская фирма - C.L.Best представила своё видение «сухопутного броненосца». В качестве основы был взят трактор Best 75. Трактор представлял собой все тот же Holt 75 образца 1909 года, выпускавшийся фирмой C.L.Best по лицензии с некоторыми отличиями в ходовой части, хотя ходовая часть по-прежнему оставалась жесткого типа.

     Первый вариант - Best 75 Tracklayer (Рис.1) – не заинтересовал военных

 

Рис.1 - Best 75 Tracklayer.

 

В том же 1917г. фирма C.L.Best предложила второй вариант своего полугусеничного танка, ставшего более известным под названиями Tracklayer “Best” 75 и CLB 75.  (Рис.2)

 

Рис.2 - Tracklayer "Best" 75/CLB 75, 1917г.

 

Предположительная масса машины 13-15 т. Длина 7,5 м, ширина 2 м, высота 3 м.

 Улучшения коснулись в первую очередь корпуса, который стал больше напоминать подводную лодку. Инженеры заботились не только о высокой пулестойкости, но и предусмотрели возможность использования танка для проделывания брешей в проволочных и прочих заграждениях. Отчасти по этой причине можно объяснить резко выраженную заостренную носовую часть корпуса. Учитывая такую специфику, для поступления воздуха к радиатору предусмотрели два входных отверстия на верхней части корпуса. Управление танком также не претерпело изменений - при помощи рулевого колеса, которое теперь крепилось на длинном кронштейне.

Вооружение на новом варианте предусматривалось разместить в башне. По замыслу создателей танка в башне цилиндрической формы могло поместиться, по меньшей мере, две 37мм пушки. О пулеметном вооружении данных не сохранилось, но учитывая наличие ещё шести башенных иллюминаторов, можно предположить, что оно тоже предполагалось. На прототипе настоящего вооружения не было – на фото видны муляжи орудий. Полный экипаж машины, вероятно, от 5 до 8 чел.

Первый прототип танка CLB 75, собранный из обычного железа, был готов к середине 1917 года. На испытаниях вскрылось, что танк из-за формы корпуса хорош для передвижения по дорогам со скоростью 3-5 км/ч, но малопригоден на поле боя. 

Поскольку опытный образец машины был построен, в отделе пропаганды американской армии решили его использовать для демонстрации достижений военной промышленности. (Рис.3)

 

Рис.3 - Танк CLB 75 в роли агитационного танка, 1917г., Сан-Франциско.

 

Кроме того, танк применялся в ходе маневров Калифорнийской Национальной Гвардии, которые проходили в 1917 году около Сан-Франциско. (Рис.4)

 

Рис.4 – Опытный CLB 75 на маневрах Калифорнийской Национальной Гвардии.

 

На этом карьера машины завершилась. Что стало с CLB 75 после этого, сказать достаточно сложно. Скорее всего, после войны опытный образец был разобран на металл.

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru