Studebaker Supply Tank

 

 

Studebaker Supply Tank

США

Средний по массе пехотный танк

масса

менее 20 т

вооружение

2-4 пулемета

экипаж

4-5 чел.

проект

1918г., Studebaker Pierce-Arrow Export Corporation

выпускался

1918г., Studebaker Pierce-Arrow Export Corporation

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Развитие по параллельным аллелям

 

 

В 1918г. «коллекция» американских танков пополнилась ещё одной интересной боевой машиной - Studebaker Supply Tank (Рис.1), оставшейся только в виде опытного экземпляра (некоторые полагают, что его проектирование началось в 1917г.).

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/usa/studebaker_st/studebaker_st_2.jpg

Рис.1 – Studebaker Supply Tank, 1918г.

 

В 1917г. англичане разместили в США заказ на производство гусеничных грузовых транспортеров Newton Cargo Carrier (Рис.2).

 

Картинки по запросу Newton Cargo Carrier

Рис.2 – Британский Newton Cargo Carrier, 1917г.

 

Транспортер был рассчитан на перевозку 3 т груза с максимальной скоростью 16 км/ч. Общий заказ составлял 2200 единиц. В тендере приняли участие 3 американские автомобильные фирмы: Buick, Studebaker и Overland. Взяв за основу конструкцию Newton, американские компании подгоняли ее под свою «начинку» (Рис.3, Рис.4, Рис.5).

 

Картинки по запросу Newton Cargo CarrierКартинки по запросу Newton Cargo Carrier

Рис.3 – Версия Buick. На левой фото транспортером управляет general manager of Buick Charles W. Nash.

 

Рис.4 - The Studebaker cargo carrier.

 

Рис.5 - The Overland cargo carrier.

 

На фирме Studebaker (Studebaker Pierce-Arrow Export Corporation), известной своими грузовыми автомобилями, решили вооружить транспортер, превратив его, таким образом, в танк снабжения - Supply Tank. Однако многие авторы причисляют эту машину к «танкам непосредственной поддержки пехоты». (Рис.6)

 

Рис.6 - Studebaker Supply Tank.

 

В пользу того, что эту машину, несмотря на определение «supply», все же можно отнести к боевым танкам выступают две пулеметные башни. Известно, что на английских или французских машинах (танках) снабжения вооружения не имелось.

Компоновка корпуса была стандартной для такого типа танков: отделение управления спереди, боевое отделение в центре и моторно-трансмиссионный отсек сзади. Согласно имеющимся сведениям, на танке устанавливался 4-цилиндровый авиационный двигатель.

Вооружение Studebaker Supply Tank, судя по сохранившимся фотографиям, состояло из двух пулеметов, установленных в раздельных башнях. Примечательно, что башни, оснащенные грибовидными колпаками, размещались по продольной оси корпуса, а не поперечно, как это делалось на многих танках того периода. Не исключено, что пулеметы могли также устанавливаться в бортовых нишах, выполненных под поддерживающими роликами. Таким образом, экипаж танка мог состоять из 4-5 человек: четыре пулеметчика и водитель.

Пишут, что масса машины могла составляла 20 т - кажется, что этот показатель несколько гипертрофирован.

Итоги ходовых испытаний танка Studebaker Supply Tank, проведенных в Америке остались не выясненными. Однако, якобы, сохранилась информация об отправке опытного образца во Францию для проведения фронтовых испытаний. Случилось это в конце 1918 года, но после прибытия к месту боевых действий от дальнейших работ по Studebaker Supply Tank отказались – все же решили, что транспортер на этом шасси уместнее, чем танк. Впрочем, история с доставкой Studebaker Supply Tank в Европу может быть сильно преувеличена, и танк Североамериканского континента не покидал.

Следует заметить, что и программа по транспортерам типа Newton Cargo Carrier выполнена не была.

Вообще, в отношении Studebaker Supply Tank определенно можно говорить лишь, что машина существовала в виде прототипа, который был разобран на металл после окончания войны.

Некоторые наблюдатели улавливают некое сходство конструкции Studebaker Supply Tank с т.н. «китайским танком» (Рис.7), появление которого датируют концом 1920-х – началом 1930-х годов.

 

Рис.7 – Вид «китайского танка», конец 1920-х.

 

В сети встречаются сведения, что аппарат построил некий американский морской пехотинец. Но многие авторы считают, что на представленном фото - макет, а не реальная машина, поскольку, кажется, что задние ведущие колеса не имеют никакой связи с силовой установкой. Не исключается, что макет был построен из железа. Предполагается, что макет мог быть построен для дезинформации, устрашения противника или в качестве буксируемой мишени.

Визуально представляется, что обводы корпуса «китайского танка» и американского Studebaker Supply Tank близки по форме. В то же время, «китаец» имеет совершенно другую схему вооружения, чем машина Studebaker. Вероятно, схожесть «китайской» конструкции и Studebaker Supply Tank является, с одной стороны – случайностью, а, с другой стороны вполне закономерна – для того времени это был вполне канонический дизайн танка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru