Steam Tank Tracked

Steam Tank Tracked
США
Тяжелый по массе огнеметный танк
|
масса |
45 т |
|
вооружение |
огнемет 4 пулемета |
|
экипаж |
8 чел. |
|
мощность силовой установки |
500 л.с. |
|
проект |
конец 1917г. – начало 1918г. |
|
выпускался |
1918г., Endicott-Johnson Co. и Stanley Motor Carrige Co. 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1915-1919гг.
Явление британских ромбов (Рис.1) в 1916-1917гг. на полях Первой мировой вызвало некую рябь подражательства у американских конструкторов и производителей.

Рис.1 – Проекции первого британского ромба.
В конце 1917 года Инженерный Корпус (U.S. Army's Corps Of Engineers) армии США получил техническое задание на разработку аналогичной боевой машины. Появление такого заказа в конце 1917г., видимо, не случайно. Как известно, поздней осенью стартовала программа «международного» ромба. Очевидно, одна из военно-промышленных групп ревниво отнеслась к этой затее и решила предложить отечественный проект ромба. В пользу такого мнения выступает тот факт, что проект обладал высоким приоритетом в высших кругах, поскольку непосредственным инициатором его создания стал генерал Джон А.Джонсон (John A. Johnson) при поддержке Endicott and Johnson Shoe Company. Финансирование проектных работ осуществлялось бостонскими банкирами Феланом (Phelan) и Рачески (Ratchesky), которые выделили в общей сложности 60.000$.
Выбранная схема предполагала ходовую часть с гусеничными ветвями, полностью охватывающими корпус, бортовыми спонсонами и огнеметом в верхнем лобовом бронелисте. Проект был проработан достаточно быстро, что позволило уже весной 1918 года собрать первый прототип тяжелого танка. В современных источниках он именуется как Steam Tank (Track Laying) или Steam Tank Tracked (паровой гусеничный танк), сокращенно ST(t) или Steam US Engineer Corps. (Рис.2)


Рис.2 - Steam
Tank Tracked, 1918г.
Главной
изюминкой конструкции этого танка стала паровая силовая установка. Выбор в её
пользу объяснялся тем, что на тот момент не было создано достаточно мощного и
компактного двигателя внутреннего сгорания. Таким образом, было принято решение
оснастить прототип двумя 2-цилиндровыми паровыми двигателями суммарной
мощностью
Ходовая часть
ромбовидного типа была выполнена по аналогии с британскими танками, но всё же
имела несколько отличий. Передняя часть была выполнена вытянутой, с
полуэллиптическими обводами снизу для лучшего преодоления полевых преград.
Задняя часть, наоборот, оказалась как бы обрезанной сразу за двигателем. С
каждого борта танк получил по 40 (?) опорных катков малого диаметра, заднее
ведущее колесо, почти опущенное на грунт и переднее направляющее колесо,
установленное на уровне спонсонов. Поддерживающие
колеса отсутствовали, поскольку их роль выполняли направляющие рельсы, однако
над ведущим колесом находилось по два натяжных ролика. Гусеничная цепь состояла
из крупнозвенчатых стальных траков шириной
Компоновка корпуса несколько отличалась от британских ромбов. В передней части была выполнена небольшая надстройка, в которой находились места для водителя (справа), огнеметчика (слева) и командира танка (позади них). Средняя часть корпуса была отдана под боевое отделение с размещением двух небольших пулеметных спонсонов по бортам. Здесь также размещался боекомплект. В общей сложности экипаж состоял из 8 человек. (Рис.3)

Рис.3 – Экипаж хлопочет около машины.
Посадка в танк производилась через два бортовых люка или через люк в передней надстройке корпуса. Два паровых двигателя и трансмиссия находились в кормовой части корпуса. Для облегчения доступа к агрегатам силовой установки сзади был выполнен большой прямоугольный люк.
Необычным
оказался выбор оружия главного калибра – техническое задание определяло в
качестве такового огнемет. Огнемет для танка был создан под руководством
капитана Генри Адамса (Henry Adams).
В отличии от других систем, для выброса огнесмеси
использовались не баллоны со сжатым воздухом, а отдельный бензиновый двигатель
мощностью

Рис.4 – Вид Steam Tank Tracked со спонсонами.
Строили машину совместными усилиями Endicott-Johnson Co. и Stanley Motor Carrige Co. Первый прототип огнеметного гусеничного парового танка был представлен широкой общественности на параде в Бостоне 17-го апреля 1918 года, он нёс гордое имя “America”. (Рис.5)



Рис.5 - Steam Tank Tracked на параде в Бостоне, 17.04.1918г.
Судя по реакции публики, возможно, произошел резкий выхлоп.
Танк набрал
массу в 45 т, при габаритах по длине
Прототип не имел вооружения, но произвел сильное впечатление на сознание обывателей, которые смогли воочию лицезреть достижения американской военной промышленности. И всё было бы прекрасно, если бы силовая установка танка работала безупречно – но, проехав не более километра, Steam Tank сломался у Кембриджского моста на глазах у изумленной публики. (Рис.6)

Рис.6 – Досадная поломка.
Согласно источникам, причиной поломки стала неправильная регулировка двигателей. На исправление поломки ушло некоторое время. Попутно решили, что огнемет лучше перенести в отдельную башенку на крышу надстройки, чтобы обеспечить более приемлемый сектор обстрела. После работы над ошибками американцы отважились отправить танк во Францию, где союзные войска начали успешное контрнаступление.
Погрузка на
судно состоялась, по всей видимости, в конце мая 1918 года. После прибытия в
Европу американская газета “New York Herald” известила своих читателей о том,
что 22-го июня состоялось ознакомление журналистов с чудом американской
инженерной мысли. Однако испытать машину в боевых условиях не решились по
причине ненадежности силовой установки. Идея с огнеметом также себя не
оправдала. Как оказалось, мощности 35-сильного двигателя было недостаточно для
создания необходимого давления огнесмеси. Ещё одной
проблемой стала избыточная масса танка, составившая порядка 45 тонн. Тем не
менее, на дороге с твердым покрытием танк мог развивать скорость до
Проект был окончательно закрыт в 1919г. в пользу Mk VIII Liberty.