Skeleton Tank

 

 

Skeleton Tank

США

Легкий по массе пехотный танк

масса

9,1 т

вооружение

 

1 пулемет

или

37-мм орудие

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

100 л.с.

проект

1918г., Pioneer Tractor Company

выпускался

1918г., Pioneer Tractor Company of Winona

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Эволюция ромбов

 

 

Явление британских ромбов (Рис.1) в 1916-1917гг. на полях Первой мировой вызвало некую рябь подражательства у американских конструкторов и производителей.

 

Рис.1 – Проекции первого британского ромба.

 

Впрочем, американские разработчики занимались не просто слепым копированием ромбовидной конструкции английских танков, но пытались творчески исправить их главные недостатки - большую площадь поражения, значительную массу танка и низкую скорость передвижения. Чтобы избавить пехотный танк от первых двух недостатков инженеры американской фирмы Pioneer Tractor Company из города Вайнона (Winona)/ Pioneer Tractor Company of Winona решили пойти очень, очень нетрадиционным путем. Главным конструктором нового танка был Эдвин Уилок (Edwin M Wheelock). Машина получила название Skeleton Tank, сокращенно TS, полное название - Skeleton Pioneer Tractor Company of Winona, также встречается название Spider Tank.  (Рис.1)

 

Рис.1 - Skeleton Tank, 1918г.

 

Чтобы сохранить длину гусениц и в то же время не переутяжелить машину — между двумя большими гусеницами, поддерживаемыми каркасом из труб, подвешивалось небольшое по объёму боевое отделение кубической формы с вращающейся башней. Изобретатели «скелета», по-видимому, надеялись, что вражес­кие снаряды будут пролетать между балками гусеничных опор, в то время как его размеры обес­печат ему такую же высокую про­ходимость, как и у английских ромбических танков.

Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы, скрепленные трубами, внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Таким техническим решением удалось решить сразу три проблемы: в значительной степени сэкономить массу, сократить площадь поражения и обеспечить защиты элементов ходовой части.

Корпус танка также крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди - здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом (- пишут даже, что в башне должен был устанавливаться не пулемет, а 37-мм пушка).

В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л. каждый. Поскольку разместить узлы трансмиссии вместе с двигателем оказалось очень проблематично их вынесли в отдельную бронированную коробку, крепившуюся за корпусом напротив ведущих колес. (Рис.2)

 

Рис.2 - Skeleton Tank, вид сзади-слева, хорошо видна коробка с трансмиссией.

 

    Передача мощности осуществлялась через карданный вал, защищенный бронированной трубой.

Всесторонние испытания танка провели на Аберлинском полигоне летом 1918 года. (Рис.3)

 

Рис.3 - Skeleton Tank на испытаниях, лето 1918г.

 

В результате применения нестандартных технологических решений удалось получить боевую массу танка порядка 9145 кг, так что удельная мощность составила 11 л. на тонну. Для сравнения, британский тяжелый танк Mk.V обладал удельной мощностью всего 5 л. на одну тонну массы. Таким образом, американский «скелетный танк» обладал лучшими динамическими качествами при сопоставимых характеристиках проходимости и преодоления препятствий. Длина «скелетного танка» – 7650 мм, ширина 2580 мм, высота 2890 мм.

Весьма прогрессивно смотрелось и башенное расположение вооружения.

На полигоне танк развивал скорость в 8 км/ч по шоссе, имел запас хода в 100 км.

По свежим впечатлениям было принято решение заказать сразу 1000 серийных машин. Однако, едва начавшись, работы по развертыванию серийного производства Skeleton Tank пришлось свернуть. В ноябре 1918 года война закончилась, и военные заказы сильно сократились. Для серийной постройки выбрали лицензионный вариант французского легкого танка Renault FT-17 и тяжелый танк Mk.VIII, явившийся апогеем развития британских ромбов.

Помимо некоторых преимуществ перед классическими британскими ромбами, американский «скелетный танк» страдал и серьезными недостатками. Из-за особенностей конструкции танка единственный пулемет имел массу мертвых зон и мог эффективно вести стрельбу только в направлениях прямо-вперед и прямо-назад. Ходовую часть также вряд ли можно было назвать рациональной. Конечно, американцам удалось сократить массу, но за это пришлось расплачиваться очень плотной компоновкой корпуса и вынесением трансмиссии за его приделы. В боевых условиях это могло сыграть скорее отрицательную роль. Помимо этого, жесткая подвеска опорных катков приводила к сильной тряске во время движения. Ещё одним моментом, заслуживающим критики, была обзорность. Водитель имел перед собой только одну смотровую щель в лобовом листе корпуса, а командир танка мог рассчитывать только пулеметный прицел. Ну и самое главное - экипаж садился и выходил из танка через единственный люк в башне.

Оставшись не у дел, прототип танка некоторое время ржавел без дела, но затем из него решили сделать музейный экспонат. Этому факту в немалой степени способствовало и то, что Skeleton Tank являлся собственностью американской армии, которая не спешила отправлять экспериментальный образцы на слом. В итоге, танк отправился в музей Абердинского полигона, где его отреставрировали и привели в состояние, близкое к моменту ходовых испытаний.  (Рис.4)

 

Рис.4 – Современное состояние Skeleton Tank.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru