Skeleton Tank

Skeleton Tank
США
Легкий по массе пехотный танк
|
масса |
9,1 т |
|
вооружение |
1 пулемет или 37-мм орудие |
|
экипаж |
2 чел. |
|
мощность силовой установки |
100 л.с. |
|
проект |
1918г., Pioneer Tractor Company |
|
выпускался |
1918г., Pioneer
Tractor Company of Winona 1 шт. опытный |
Основная статья:
Американское танкостроение 1915-1919гг.
Явление британских ромбов (Рис.1) в 1916-1917гг. на полях Первой мировой вызвало некую рябь подражательства у американских конструкторов и производителей.

Рис.1 – Проекции первого британского ромба.
Впрочем,
американские разработчики занимались не просто слепым копированием ромбовидной
конструкции английских танков, но пытались творчески исправить их главные
недостатки - большую площадь поражения, значительную массу танка и низкую
скорость передвижения. Чтобы избавить пехотный танк от первых двух недостатков
инженеры американской фирмы Pioneer Tractor Company из города Вайнона (Winona)/ Pioneer Tractor Company of Winona решили
пойти очень, очень нетрадиционным путем. Главным конструктором нового танка был
Эдвин Уилок (Edwin M Wheelock). Машина получила название Skeleton Tank, сокращенно TS, полное название - Skeleton Pioneer Tractor Company of Winona, также встречается название Spider Tank. (Рис.1)


Рис.1 - Skeleton Tank, 1918г.
Чтобы сохранить длину гусениц и в то же время не переутяжелить машину — между двумя большими гусеницами, поддерживаемыми каркасом из труб, подвешивалось небольшое по объёму боевое отделение кубической формы с вращающейся башней. Изобретатели «скелета», по-видимому, надеялись, что вражеские снаряды будут пролетать между балками гусеничных опор, в то время как его размеры обеспечат ему такую же высокую проходимость, как и у английских ромбических танков.
Конструкция ходовой части танка представляла собой две гусеничные рамы, скрепленные трубами, внутри которых монтировалось 9 опорных и 5 натяжных колес малого диаметра, 5 колес, поддерживающих верхнюю ветвь гусеницы, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Таким техническим решением удалось решить сразу три проблемы: в значительной степени сэкономить массу, сократить площадь поражения и обеспечить защиты элементов ходовой части.
Корпус танка также крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди - здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом (- пишут даже, что в башне должен был устанавливаться не пулемет, а 37-мм пушка).
В задней части
корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью

Рис.2 - Skeleton Tank, вид сзади-слева, хорошо видна коробка с трансмиссией.
Передача мощности осуществлялась через карданный вал, защищенный бронированной трубой.
Всесторонние испытания танка провели на Аберлинском полигоне летом 1918 года. (Рис.3)


Рис.3 - Skeleton Tank на испытаниях, лето 1918г.
В результате
применения нестандартных технологических решений удалось получить боевую массу
танка порядка
Весьма прогрессивно смотрелось и башенное расположение вооружения.
На полигоне
танк развивал скорость в
По свежим впечатлениям было принято решение заказать сразу 1000 серийных машин. Однако, едва начавшись, работы по развертыванию серийного производства Skeleton Tank пришлось свернуть. В ноябре 1918 года война закончилась, и военные заказы сильно сократились. Для серийной постройки выбрали лицензионный вариант французского легкого танка Renault FT-17 и тяжелый танк Mk.VIII, явившийся апогеем развития британских ромбов.
Помимо некоторых преимуществ перед классическими британскими ромбами, американский «скелетный танк» страдал и серьезными недостатками. Из-за особенностей конструкции танка единственный пулемет имел массу мертвых зон и мог эффективно вести стрельбу только в направлениях прямо-вперед и прямо-назад. Ходовую часть также вряд ли можно было назвать рациональной. Конечно, американцам удалось сократить массу, но за это пришлось расплачиваться очень плотной компоновкой корпуса и вынесением трансмиссии за его приделы. В боевых условиях это могло сыграть скорее отрицательную роль. Помимо этого, жесткая подвеска опорных катков приводила к сильной тряске во время движения. Ещё одним моментом, заслуживающим критики, была обзорность. Водитель имел перед собой только одну смотровую щель в лобовом листе корпуса, а командир танка мог рассчитывать только пулеметный прицел. Ну и самое главное - экипаж садился и выходил из танка через единственный люк в башне.
Оставшись не у дел, прототип танка некоторое время ржавел без дела, но затем из него решили сделать музейный экспонат. Этому факту в немалой степени способствовало и то, что Skeleton Tank являлся собственностью американской армии, которая не спешила отправлять экспериментальный образцы на слом. В итоге, танк отправился в музей Абердинского полигона, где его отреставрировали и привели в состояние, близкое к моменту ходовых испытаний. (Рис.4)

Рис.4
– Современное состояние Skeleton Tank.