Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917

 

 

Пулеметный вариант.

Пушечный вариант.

Six-ton Tank M1917/Light Tank M1917

США

Легкий по массе пехотный танк

масса

6,4 т

вооружение

 

37-мм орудие

или

1 пулемет

экипаж

2 чел.

мощность силовой установки

42 л.с.

проект

1918г.

выпускался

октябрь 1918г. - 1919г., Van Dorn Iron Works, Maxwell Motor Co. и C.L.Best Co.

900 шт.

(526 пулеметных, 374 пушечных)

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Побочные всходы

 

 

Как уже упоминалось выше, в сентябре 1917г. американцы познакомились с конструкцией легкого французского танка Renault FT-17. Машина американским военным понравилась. (Рис.1)

 

Рис.1 – Из кадров кинохроники посещения американскими проедставителями завода Renault, пояснения дает сам Луи Рено (в котелке).

 

Почти сразу (- видимо, в сентябре) сформировали заказ на 1200 таких легких танков, однако поскольку на французских предприятиях не было свободных мощностей, было принято решение развернуть производство лицензионных танков Рено на американских заводах. Американское правительство увеличило заказ до 4000 шт. или 4400 шт., подписав контракты с тремя американскими производителями. Американский вариант получил официальное название Six-ton Tank M1917, а для отвода глаз назвали "Six-ton Special Tractor".  Позже этот тип получил обозначение Light Tank M1917. Встречается также наименование 6.5-ton M1917.

В декабре 1917г. в США доставили одну из первых серийных машин Renault FT-17 вместе с отдельными узлами, подробными чертежами и инженером фирмы Renault (по другой версии, доставили 2 или даже 4 танка, видимо, 1-2 пушечных и 1-2 пулеметных).   (Рис.2)

 

Рис.2 – Чертежи Renault FT-17 и пулеметный Renault FT, Char Mitrailler 8 mm первой производственной партии.

 

В целом, конструкция американского лёгкого танка М1917 (Рис.203) не имела существенных отличий от FT-17 и выделялась только отдельными компонентами, выпуск которых был налажен в США. (Рис.3)

 

Картинки по запросу tank M1917A1

Рис.3 – Ранний Six-ton Tank M1917 (пулеметная версия).

 

Полностью сохранялась классическая компоновка корпуса и схема бронирования. В передней части корпуса, по продольной оси, находилось место водителя и органы управления. Боевое отделение размещалось в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек располагался на корме. (Рис.4)

 

 

http://afvdb.50megs.com/usa/pics/m1917int.jpg

 

 Surviving US M1917 6-ton light tank

Рис.4 – Внутреннее пространство танка и размещение экипажа.

 

В лобовом листе бронекорпуса для удобства водителя были прорезаны дополнительные смотровые щели.

 Ходовая часть была практически полностью аналогична FT-17 и, применительно на один борт, состояла из следующих компонентов: 9 опорных катков (два блока по 5 и 4 катка с пружинной подвеской); 6 поддерживающих роликов; переднее направляющее колесо и механизм натяжения гусениц; заднее ведущее колесо зубового зацепления с 15 венцами; крупнозвенчатая гусеница, набранная из 32 литых стальных траков шириной 340 мм и шагом 250 мм (длина опорной поверхности гусеницы – 2000 мм). Правда, американцы исключили деревянное переднее колесо, обитое сталью – у американского аналога все колеса были только стальными. Также был изменен механизм натяжения гусениц.

Важным отличием стала новая одноместная восьмигранная башня, собранная на уголках заклёпками и болтами. В лобовом башенном бронелисте предполагалось наличие двух вариантов вооружения в шаровой установке. Первый вариант – пушечный - включал 37-мм пушку Hotchkiss и телескопический прицел – по другой версии, американские пушечные танки получали американскую 37-мм пушку М1916 (Рис.205), а второй вариант (пулеметный) – один 7,62-мм пулемет Colt-Marlin или пулемет Colt-Browning М1919 (с 1919г.). (Рис.5)

 

Рис.5 – Пушечный танк М1917.

 

Surviving US M1917 6-ton light tank

Рис.6 – Положение пулемета в башне.

 

 Снизу крепилась коробка с патронами и мешок для сбора гильз. Максимальный угол подъёма составлял 56° для орудия и 38° для пулемета. Имелся телескопический прицел.

На М1917 устанавливался американский 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Buda HU мощностью 42 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. Двигатель имел систему самозапуска. Новый двигатель не давал выигрыша в скорости, но увеличивал мощность, что позволяло более уверенно двигаться в условиях бездорожья. Моторно-трансмиссионное отделение находилось на корме за перегородкой. Танк комплектовался трансмиссией механического типа и механическими тормозами. Запас топлива находился в баке рядом с двигателем и составлял 113 литров. Выхлопная труба размещалась слева по корпусу, а не справа, как у родного «Рено».

Бронирование: лоб корпуса (верт.) - 15 мм; лоб корпуса (гор.) - 8 мм; борт корпуса - 15 мм; корма корпуса - 15 мм; крыша - 8 мм; башня - 15 мм; днище - 6 мм.

В процессе испытаний было установлено, что американский танк развивает скорость на твердом грунте до 8,9 км/ч, но в ряде источников приводятся цифры 10,4 и 12 км/ч (при увеличенных оборотах двигателя). Максимальный радиус разворота не превышал 6,1 метра, удельное давление на грунт составляло 48 кг/см.кв. Даже если эти данные были несколько завышены, всё равно динамические характеристики М1917 оказались выше, чем у его прототипа. Запас хода 48 км.

М1917 имел массу 6400 кг, при габаритах – длина 4216 мм (по корпусу),
5004 мм (с хвостом); ширина 1782 мм, высота 2311 мм. Клиренс 411 мм.

Несмотря на казавшуюся простой задачу наладить копирование уже готовой машины, дело продвигалось трудно, хотя AEF (American Expeditionary Force) рассчитывал, что поставка первых 300 танков случится в апреле 1918г. Во-первых, не так легко оказалось перевести расчеты в дюймовую систему, к тому же «демонстрационные» танки относились к первой серии ручной сборки, обладая некоторыми индивидуальными отличиями, что вносило определенную путаницу. К этому следует добавить несогласованность в действиях военных ведомств, коррупцию и откровенно корыстные интересы различных фирм, которым предполагалось раздать заказы на изготовление лицензионной версии FT-17. Фактически, серийный выпуск американской версии FT-17 удалось наладить лишь осенью 1918 года.

С октября 1918г. переработанная версия танка Рено под индексом M1917 (Рис.7) стала производиться в Америке.

 

Рис.7 - Six-ton Tank M1917 обр.1918г. Два верхних – пулеметный вариант, нижний – пушечный вариант, возможно, с 37-мм пушкой Hotchkiss.

 

В советских источниках пишут, что первые M1917 сходили с конвейеров Форда, но, видимо Форд в этой связи упоминается ошибочно. Постройка М1917 производилась на предприятиях сразу трех фирм: Van Dorn Iron Works, Maxwell Motor Co. и C.L.Best Co. Часть машин строились на деньги, собранные с патриотов на помощь Антанте. (Рис.8)  

 

Рис.8 – Танк М1917, построенный на средства благородных патриотов.

 

В октябре 1918г. армия США приняла 31 танк, а на 11-е ноября 1918г. имелось 64 серийные машины. Во Францию удалось отправить всего 10 из них, причем первые два М1917 прибыли 20-го ноября, когда уже девять дней на Западном фронте действовало перемирие, а остальные 8 доставили в декабре 1918 года. Один из прибывших в Европу танков М1917 был, якобы, передан британцам для изучения конструкции.

По-настоящему массовое производство М1917 развернулось лишь после войны. В отличии от Великобритании и Франции, правительства которых максимально урезали все военные заказы, США не были разорены войной и отказ от серийной сборки танков грозил уменьшением прибыли. До конца декабря 1918 года, когда заказ всё же сократили в 4,5 раза, ими было собрано 209 танков, включая два прототипа из неброневой стали. В течение 1919 года, из имевшегося задела деталей, изготовили остальную партию, что довело общее количество М1917 до 900 единиц (по другим сведениям, в отдел Ordnance США было доставлено 952 ед. М1917, включая 2 французских прототипа и 50 танков связи TSF).

В 1919г. на пулеметные танки начали устанавливать пулеметы Colt-Browning М1919 с перфорированным бронекожухом (Рис.9), с боезапасом в 4200 патронов, а пушечные танки получали американские 37-мм пушки М1916, боекомплект - 238 снарядов (Рис.10).

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/33/M1917_Canadian_War_Museum_1.jpg/1024px-M1917_Canadian_War_Museum_1.jpg

Surviving US M1917 6-ton light tank

Рис.9 – Пулеметный вариант танка Six-ton Tank M1917 с пулеметом Colt-Browning М1919.

 

Рис.10 – Пушечный танк с 37-мм пушкой М1916, внизу - размещение части артиллерийского боекомплекта в танке Six-ton Tank M1917.

 

И пулеметные, и пушечные танки получили щиток на орудия с загнутыми вверх краями, предохранявшим установку от заклинивания пулями или мелкими осколками.

Танки выпускались в трех основных модификациях, по аналогии с французскими образцами: 526 пулеметных, 374 пушечных и 50 машин связи TSF (Рис.11) – пишут, что у американских радиотанков размер рубки был увеличен по сравнению с французскими машинами связи.

 

Рис.11 – TSF на базе М1917.

 

В 1920-е на одном из радиотанков провели ряд экспериментов, включая установку сигнального оборудования. (Рис.12)

 

Рис.12 – Американский TSF с сигнальным оборудованием.

 

В 1929 году была предпринята попытка серьезной модернизации танка. Сначала на один из М1917 установили 67-сильный двигатель Franklin с воздушной системой охлаждения. Данная доработка привела к необходимости увеличить размеры моторно-трансмиссионного отделения, а общая длина танка увеличилась почти на 30 см. Было также введено направляющее колесо новой конструкции, позволившее снизить шумность при движении танка. Опыт оказался успешным и в течение 1930-1931гг. ещё шесть М1917 были переоснащены 100-сильной версией того же двигателя. Модернизированные машины получили обозначение М1917А1 (Рис.13) и приходили испытания на Абердинском полигоне.

 

Рис.13 - М1917А1.

 

Благодаря проведенным доработкам максимальная скорость повысилась до 14,5 км/ч, а запас хода до 80 км, однако других серьёзных улучшений добиться не удалось, и Артиллерийская Техническая Служба (отвечавшая тогда за разработку танков) зарубила этот проект (до уровня М1917А1 было доведено всего 7 машин).

Окончательно устаревшим М1917 признали в том же 1929 году, хотя в 1930 году капитан Джорж Рари (George H.Rarey) предложил оснастить М1917 новой ходовой частью с подвеской типа Christie и усиленным вооружением, состоявшим из 37-мм пушки и пулемета в башне. (Рис.14)

 

Рис.14 – М1917 с ходовой Кристи, проект, 1930г.

 

     Проект казался многообещающим, но был отвергнут.

После 1931г. попытки улучшить М1917 не предпринимались.

В начале 1920-х танки распределили по армейским частям и частям Национальной гвардии, часть машин оказалась на консервации. (Рис.15)

 

Рис.15 – Танки М1917 на базе хранения перед распределением по частям.

 

В реальных боевых действиях машины М1917 участия не принимали. (Рис.16)

 

 

Рис.16 - М1917 на маневрах, 1920-е.

 

В 1922 году 38-я танковая рота, Национальная гвардия Кентукки, использовала некоторые из своих танков М1917 года для уничтожения запасов спирта бутлегеров. (Рис.17)

 

Рис.17 – Танк М1917 уничтожает запасы спиртного.

 

  В 1927 году пять М1917 (танковый взвод) были переданы U.S. Marine Expeditionary Force под командованием генерала Смедли Д. Батлера, и отправлены в Тяньцзинь. (Рис.18)

 

Рис.18 – М1917 из состава U.S. Marine Expeditionary Force в Тяньцзине, 1927г.

 

U.S. Marine Expeditionary Force в Китае включали в себя 3-ю бригаду морской пехоты и насчитывали 238 офицеров, 18 сержантов и 4170 военнослужащих. Американцы взаимодействовали с британскими экспедиционными силами. Столь значительная группировка сложилась ввиду событий Гражданской войны в Китае, когда собственность американцев и европейцев подвергалась нападениям. Часть 3 бригады (3-ий полк) вместе с танками под командой генерала Батлера в начале июня 1927г. была направлена в Тяньцынь. Прибывшее американское воинство стабилизировало ситуацию в этом регионе, причем нет сведений, что в событиях как-то применялись танки М1917. В январе 1929г. американские войска с танками покинули Тяньцынь. Затем танки, участвовавшие в операции, были отправлены в США и возвращены сухопутным силам.

В первой половине 1930-х гг. старые танки постепенно отправлялись на пункты временного хранения (Рис.19) или вовсе утилизировались.

 

Рис.19 – М1917 на пункте временного хранения.

 

В июле 1932 года у шести экипажей М1917 была возможность отличиться в ходе подавления выступлений так называемой «Бонусной Армии» – многотысячного марша ветеранов войны, возмущенных политикой правительства в отношении выплат им премий, обещанных Конгрессом ещё в 1924 году. Опасаясь, что среди митингующих окажутся коммунистические провокаторы, президент Г. Гувер отдал приказ окружить территорию у здания конгресса в Вашингтоне и разогнать манифестацию. Командовал разгоном генерал Макартур, который помимо кавалерии подтянул и шесть танков М1917. В официальных источниках указывается, что танки прибыли на транспортерах (Рис.20) и в уличных боях не участвовали.

 

Рис.20 – Транспортировка М1917.

 

Впрочем, на кадрах кинохроники ясно видно, что колонна М1917 двигалась своим ходом по Пенсильвания Авеню. (Рис.21)

 

Рис.21 – Американские танки на улицах столицы США, 1932г.

 

 Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, использовалось ли огнестрельное оружие в ходе этой карательной акции.

В 1934г. во время всеобщей забастовки в Сан-Франциско на улицы города были выведены танки М1917 40-й роты Национальной гвардии Калифорнии. (Рис.22)

 

Рис.22 – М1917, переданные Национальной Гвардии, Сан-Франциско 1934г.

 

На некоторых танках в качестве психической меры намеренно снимались глушители – таким приемом заставляли публику успокоиться.

Некоторое количество легких М1917 закончили свою службу в качестве мишеней (Рис.23).

 

Рис.23 – Пулеметный М 1917 в качестве танка-мишени.

 

К концу 1930-х легкие танки М1917 рассматривались, скорее, как музейные экспонаты или материал для инсталляций (Рис.24).

 

Рис.24 – Танк М1917 11 танковой роты (Гавайи), 1938г.

 

Вероятно, последней частью, в которой танки М1917 числились в стою была 11 танковая рота (пишут также полк), находившаяся на Гавайях. Здесь М1917 были заменены на новую технику в 1937г.

В 1940г. на ржавевшие М1917 обратил внимание канадский полковник Фрэнк Уорсингтон (Frank Worthington), отвечавший за налаживание поставок из США. К тому времени с танков сняли вооружение, часть оборудования и, в ряде случаев, на них отсутствовал мотор и элементы трансмиссии. Тем не менее, в июне 1940 года Worthington предложил Штабу Национальной Обороны (National Defence Headquarters) приобрести у американцев несколько сотен старых танков по остаточной стоимости. Запрос от канадской администрации включал 500 легких танков (имелись в виду 6-тонные М1917), но контракт заключили на поставку 250 танков, по цене 240$ за штуку. Контракт был подписан 21-го сентября 1940-го и уже 8-го октября первый М1917 прибыл в учебный центр в Кэмп Бодэн (Camp Borden). (Рис.25)

 

Картинки по запросу tank M1917A1

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/light_m1917/m1917_canada_1.jpg

Рис.25 – М1917, переданные Канаде, 1940г.

 

В общей сложности было получено 236 лёгких танков всех трех модификаций – по другой версии, канадцы получили 329 машин типа М1917. Канадцы отремонтировали полученные машины. Известно, что 15 танков М1917 было сосредоточено в Camp Borden, прочие были распределены между другими четырьмя базами (одна из них – Fort Garry Horse).  Танки М1917 использовались канадцами в Armoured Corps Training Centre в учебных целях вплоть до начала 1943 года, затем пошли на слом. (Рис.26)

 

     Рис.26Теперь канадские М1917.

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru