Holt Gas-Electric tank/ HGET

 

 

Holt Gas-Electric tank/ HGET

США

Тяжелый по массе пехотный танк

масса

25 т

вооружение

 

75-мм орудие

2 пулемета

экипаж

6-7 чел.

мощность силовой установки

90 л.с.

проект

1917г., Holt и US General Electric Company

выпускался

1918г., Holt Caterpillar

1 шт. опытный

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

Проект полностью гусеничного танка на шасси Холта был принят к реализации в 1917г. Разработка велась совместными усилиями фирм Holt и US General Electric Company. Вероятно, американцы пытались создать свой собственный тип тяжелого пехотного танка. Разработчики именовали свое детище Holt T-18 Gas and Electric Tank или Vehicle BModel E, но теперь проект более известен как Holt Gas-Electric tank или сокращенно HGET.

Прежде всего, учитывая печальный опыт постройки танков на полугусеничном шасси, от стандартной полугусеничной тракторной базы решили отказаться. Вместо этого, шасси было в значительной мере доработано и теперь, применительно на один борт, оно включало следующие элементы: 10 опорных катков, защищённых двумя перфорированными пластинами; направляющий рельс для верхней ветви гусеницы; переднее направляющее колесо; заднее ведущее колесо; крупнозвенчатая гусеница со стальными траками. (Рис.1)

 

Рис.1 - Holt Gas-Electric tank/ HGET, вид сбоку.

 

Очень похоже, что шасси для новой машины было позаимствовано из проекта Trench Destroyer, либо явилось его развитием.

На танке устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель Holt мощностью 90 л.с. Настоящей изюминкой проекта стала электросистема, разработанная фирмой General Electric, состоявшая из генератора и двух электрогенераторов с приводом для каждой гусеницы. Схема работы этой системы была проста: бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя, передававшие мощность на ведущие колеса ходовой части. Вполне естественно, что при работе электросистема и двигатель сильно перегревались, поэтому была предусмотрена весьма сложная жидкостная система охлаждения.

Некоторые полагают, что появление бензин-электрической схемы силовой установки на машине Холта как-то связано с подобной французской разработкой, воплощенной на танке Saunt-Chamond.

Корпус танка собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 6 до 15 мм. На первом месте стояло обеспечение надежной защиты работы двигателя. Таким образом, силовая установка была размещена в кормовой части корпуса и оказалась плотно закрыта бронелистами. Для лучшего охлаждения разработчики предусмотрели откидной задний бронелист, но в боевых условиях такой приём использовать было недопустимо. Рядом с ним располагалась дверь для высадки и посадки экипажа в танк, которая вела в коридор к боевому отделению.  (Рис.2)

 

 https://sun9-9.userapi.com/c855624/v855624402/1b8056/ZYnJo-_IDpY.jpg

 

Рис.2 – Вид на откидной бронелист в корме HGET и дверь для посадки и высадки экипажа.

 

Боевое отделение занимало среднюю и носовую часть корпуса. Основным оружием являлась 75-мм пушка Vickers, установленная на стыке нижних передних бронелистов, соединявшихся в форме клина. (Рис.3)

 

Рис.3 - Holt Gas-Electric tank/ HGET, вид спереди.

 

В результате, место механика-водителя находилось с правой стороны над пушкой. Два дополнительных пулемета Browning калибром 7,62-мм располагались в спонсонах по бортам корпуса. Исходя из компоновки и состава вооружения, экипаж танка должен был состоять из 6-7 человек: водитель, механик, командир, два артиллериста (наводчик и заряжающий) и два пулеметчика.

Единственный опытный образец Holt Gas-Electric Tank был построен в первой половине 1918 года. (Рис.5)

 

Рис.4 – Опытный HGET, 1918г.

 

Масса танка составила 25 метрических тонн при длине 5030 мм, ширине 2760 мм, высоте 2370 мм.

Недолгий испытательный цикл завершился неутешительными результатами. Мощности 90-сильного двигателя оказалось недостаточно, что повлекло сильное ухудшение подвижности танка. Много проблем вызвала силовая установка, где далеко не последнюю роль сыграли неисправности в электросистеме. (Рис.5)

 

https://sun9-48.userapi.com/c855624/v855624402/1b8068/oX-r7WqRwdQ.jpg

https://sun9-37.userapi.com/c855624/v855624402/1b8023/rjVfWagN24o.jpg 

Рис.5 – HGET на испытаниях.

 

 В итоге, от дальнейших работ по Holt Gas-Electric Tank отказались в пользу уже поступивших на вооружение танков FT-17 и Mk.V, Mk.V*. Кроме того, в скором времени ожидалось появление «международного» танка Mk.VIII и необходимость в недоработанной боевой машине отпала. (Рис.6)

 

Рис.6 – HGET с полным вооружением, 1918г.

 

Видимо, шасси HGET имело развитие, как база под САУ, поскольку известно, что, как пишут, в рамках сотрудничества союзников компания Холта разработала самоходную артиллерийскую установку на базе шасси танка HGET, которое, вроде бы, получило обозначение Holt 55 (Рис.7).

 

Рис.7 – Шасси Holt 55.

 

САУ под 3-дюймовое орудие, имевшей радиус действия 5,5 км, назвали Holt 55 (3-inch gun) (Рис.8).

 

Рис.8 - САУ Holt 55 (3-inch gun), 1917г.

 

 При массе 10240 кг САУ, оснащенное 110-сильным двигателем могло передвигаться со скоростью всего 8 км/ч по шоссе. Конструкция ходовой Holt 55 представляется улучшенной версией ходовой, на которой построили HGET. Шасси состояло из следующих элементов: 10 опорных катков, сблокированных в две тележки (каждая оснащалась двумя вертикальными пружинными рессорами), четырех жестко закрепленных поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеница крупнозвенчатая, со стальными траками. На вооружение САУ не приняли по причине низкой мобильности. Был построен единственный прототип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru