Holt G9/ Caterpillar Tank

Двухбашенный
вариант

Однобашенный
вариант
Holt G9/ Caterpillar Tank
США
Бронированный полугусеничный трактор
|
масса |
10 т |
|
вооружение двухбашенный вариант однобашенный вариант |
3х37-мм орудия 2-4 пулемета 2х37-мм орудия 2-4 пулемета (?) |
|
экипаж двухбашенный вариант однобашенный вариант |
6-8 чел. 6 чел. |
|
мощность силовой установки |
150 л.с. |
|
проект |
1916г., фирма Holt |
|
выпускался |
1917г., Holt 2 шт. опытные |
Основная статья:
Американское танкостроение 1915-1919гг.
В 1916 году фирма Caterpillar также занялась проектированием танка на шасси своего полугусеничного трактора Holt 75. Проект известен как Holt G9/ Caterpillar Tank.
В 1917 году на
шасси трактора Holt 75 был установлен бронекорпус, по
форме и назначению больше напоминавший передвижной блиндаж. По всей видимости,
главной целью американских инженеров виделось создание именно сухопутного
крейсера. Отсюда появились многочисленные лючки-бойницы (по пять с бортов и
один в кормовой части корпуса) и нестандартная схема размещения вооружения.
Точных данных о количестве пушек и пулеметов, которые должен был нести
Caterpillar Tank, не сохранилось. Известно, что было
реализовано два варианта: двухбашенный G9-1
и однобашенный G9-2.
На двухбашенном варианте G9-1 башни устанавливались по продольной оси корпуса (одна спереди, другая – на корме). В башнях планировалось устанавливать 37-мм орудия, еще одно такое же орудие должно было устанавливаться в корме корпуса. Помимо этого, в составе вооружения предполагалось несколько пулеметов. (Рис.1)

Рис.1 – Двухбашенный
вариант Caterpillar Tank G9-1,
проект 1916г.
Однобашенный вариант G9-2 имел башню цилиндрической формы, которая располагалась над отделением управления. Вооружение включало одну башенную и одну кормовую пушку, а также несколько пулеметов. (Рис.2)

Рис.2 – Однобашенный вариант Caterpillar Tank G9-2, 1917г.
Тракторное шасси в обоих случаях изменений не претерпело. Гусеничная ходовая часть, применительно на один борт, состояла из пяти опорных катков с жесткой подвеской, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеница крупнозвенчатая со стальными траками. Переднее колесо, крепившееся на удлиненной раме, предназначалось для управления трактором.
А вот двигатель был другой. На танке устанавливался 150-сильный бензиновый двигатель с жидкостной системой охлаждения. По другим данным, танк получил 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach.
Опытный образец танка Caterpillar Tank построили на фирме Caterpillar в 1917г. Можно понять, что на опытном шасси сначала реализовали двухбашенный вариант G9-1. Испытания танка (Рис.3), проводившиеся на полигоне около Лос-Анжелеса, привели к неутешительным результатам.

Рис.3 – Первый вариант Holt G9/ Caterpillar Tank на испытаниях, 1917г.
При массе около 10 метрических тонн Holt G9 показал невысокую проходимость по пересеченной местности. Максимальная скорость при движении по ровной поверхности составила 5 км/ч. Во время очередного марша водитель не справился с управлением, и машина свалилась в кювет. В результате танк был частично разрушен. (Рис.4)

Рис.4 – Разрушенный Holt G9/ Caterpillar Tank.
Впрочем, из источников не совсем ясно, был ли построен однобашенный вариант на шасси потерпевшего первенца, либо именно однобашенный вариант терпел крушение. Можно установить, что однобашенный вариант также тестировался в 1917г. (Рис.5)

Рис.5
– Однобашенный вариант Holt G9/ Caterpillar Tank на испытаниях, 1917г.
Кажется, и с этим вариантом на испытаниях произошла какая-то авария (видимо, конструкция имела высокий центр тяжести). Очевидно лишь, что ни один из вариантов танка Caterpillar не понравился военным. Несмотря на плачевный результат, в годы войны успели выпустить наглядную агитацию с изображением танка Holt G9, бодро орудующего на переднем крае немецких позиций. (Рис.6)

Рис.6 – Художественная фантазия на тему Holt G9/ Caterpillar Tank на Западном фронте.