Holt G9/ Caterpillar Tank

 

 

Двухбашенный вариант

Однобашенный вариант

Holt G9/ Caterpillar Tank

США

Бронированный полугусеничный трактор

масса

10 т

вооружение

двухбашенный вариант

 

однобашенный вариант

 

3х37-мм орудия

2-4 пулемета

2х37-мм орудия

2-4 пулемета (?)

экипаж

двухбашенный вариант

однобашенный вариант

 

6-8 чел.

6 чел.

мощность силовой установки

150 л.с.

проект

1916г., фирма Holt

выпускался

1917г., Holt

2 шт. опытные

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Вдогонку за пионерами

 

 

В 1916 году фирма Caterpillar также занялась проектированием танка на шасси своего полугусеничного трактора Holt 75. Проект известен как Holt G9/ Caterpillar Tank.

В 1917 году на шасси трактора Holt 75 был установлен бронекорпус, по форме и назначению больше напоминавший передвижной блиндаж. По всей видимости, главной целью американских инженеров виделось создание именно сухопутного крейсера. Отсюда появились многочисленные лючки-бойницы (по пять с бортов и один в кормовой части корпуса) и нестандартная схема размещения вооружения. Точных данных о количестве пушек и пулеметов, которые должен был нести Caterpillar Tank, не сохранилось. Известно, что было реализовано два варианта: двухбашенный G9-1 и однобашенный G9-2.

На двухбашенном варианте G9-1 башни устанавливались по продольной оси корпуса (одна спереди, другая – на корме). В башнях планировалось устанавливать 37-мм орудия, еще одно такое же орудие должно было устанавливаться в корме корпуса. Помимо этого, в составе вооружения предполагалось несколько пулеметов.  (Рис.1)

 

Рис.1 – Двухбашенный вариант Caterpillar Tank G9-1, проект 1916г.

 

Однобашенный вариант G9-2 имел башню цилиндрической формы, которая располагалась над отделением управления. Вооружение включало одну башенную и одну кормовую пушку, а также несколько пулеметов.  (Рис.2)

 

Рис.2 – Однобашенный вариант Caterpillar Tank G9-2, 1917г.

 

Тракторное шасси в обоих случаях изменений не претерпело. Гусеничная ходовая часть, применительно на один борт, состояла из пяти опорных катков с жесткой подвеской, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Гусеница крупнозвенчатая со стальными траками. Переднее колесо, крепившееся на удлиненной раме, предназначалось для управления трактором.

А вот двигатель был другой. На танке устанавливался 150-сильный бензиновый двигатель с жидкостной системой охлаждения. По другим данным, танк получил 6-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach.

Опытный образец танка Caterpillar Tank построили на фирме Caterpillar в 1917г. Можно понять, что на опытном шасси сначала реализовали двухбашенный вариант G9-1. Испытания танка (Рис.3), проводившиеся на полигоне около Лос-Анжелеса, привели к неутешительным результатам.

 

Рис.3 – Первый вариант Holt G9/ Caterpillar Tank на испытаниях, 1917г.

 

При массе около 10 метрических тонн Holt G9 показал невысокую проходимость по пересеченной местности. Максимальная скорость при движении по ровной поверхности составила 5 км/ч. Во время очередного марша водитель не справился с управлением, и машина свалилась в кювет. В результате танк был частично разрушен.  (Рис.4)

 

Рис.4 – Разрушенный Holt G9/ Caterpillar Tank.

 

Впрочем, из источников не совсем ясно, был ли построен однобашенный вариант на шасси потерпевшего первенца, либо именно однобашенный вариант терпел крушение. Можно установить, что однобашенный вариант также тестировался в 1917г.  (Рис.5)

 

Рис.5 – Однобашенный вариант Holt G9/ Caterpillar Tank на испытаниях, 1917г.

 

Кажется, и с этим вариантом на испытаниях произошла какая-то авария (видимо, конструкция имела высокий центр тяжести). Очевидно лишь, что ни один из вариантов танка Caterpillar не понравился военным. Несмотря на плачевный результат, в годы войны успели выпустить наглядную агитацию с изображением танка Holt G9, бодро орудующего на переднем крае немецких позиций.  (Рис.6)

 

Рис.6 – Художественная фантазия на тему Holt G9/ Caterpillar Tank на Западном фронте.

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru