Heavy Tank Mk VIII Liberty

 

 

Heavy Tank Mk VIII Liberty

США

Тяжелый танк

масса

39,4 т

вооружение

 

2х57-мм орудия

5 пулеметов

экипаж

10-11 чел.

мощность силовой установки

338 л.с.

проект

декабрь 1917г. – январь 1918г.

выпускался

с июля 1919 по июнь 1920гг., Rock Island Arsenal

100 шт.

 

 

Основная статья: Американское танкостроение 1915-1919гг.

Эволюция ромбов

 

 

     В октябре 1917г. британцы предлагают американским друзьям принять участие в совместной программе разработки и производства нового тяжелого ромбовидного танка. Мистер Стерн, в то время руководитель "Commissioner for Mechanical Warfare (Overseas and Allies Branch)" – созданной британцами организации по координации действий союзников в вопросах производства танков, представляет 11 ноября Черчиллю (занимал пост министра вооружений Великобритании) отредактированный меморандум по разработке и производству нового совместного тяжелого танка:

«1. создание партнерства между Великобританией и США по производству 1500 тяжелых танков на территории Франции;

2. если Франция выразит заинтересованность, то Британия и США выделят ей часть из построенных машин (- на самом деле, Стерн надеялся, что французы начнут производство собственного тяжелого танка Char 2C, но Loucheur уже знал, что это вряд ли произойдет);

3. Франция может выделить сборочный цех, однако целесообразнее построить на территории Франции новый завод по производству танков;

4. совместная поставка компонентов: Британия будет поставлять оружие, боеприпасы и броню; США - двигатели, трансмиссии, поковки и цепи (используя мощности американской автомобильной промышленности);

5. конструкция будет основываться на британском опыте, американских идеях и ресурсах, в ней будет устранено большинство недостатков в текущих танках по мощности, улучшиться проходимость;

6. майор Alden (Олден, США) будет сотрудничать, чтобы закончить рабочие чертежи перед Рождеством, наслаждаясь сотрудничеством с англичанами; проект должен быть одобрен обеими странами;

7. неквалифицированные кадры могут быть поставлены из Китая; французское правительство обеспечит их размещение;

8. производство начнется в апреле 1918 года, полная мощность составит 300 танков в месяц (таким образом, число 1500 является предварительным);

9. проект будет иметь высокий приоритет в отношении сырья, рабочей силы, заводов и транспорта;

10. управление будет в руках двух уполномоченных, один британский (- сам Стерн, разумеется) и одного американца, французы также могут назначить кого-либо самостоятельно, если усмотрят в этом необходимость».

3 декабря 1917г. французское правительство дало согласие американцам на строительство в 200 милях к югу от Парижа, в Шатору (в Нэви-Пэю, Neuvy-Pailloux), большого сборочного завода. Выбор места был не случаен – комплектующие, поставлявшиеся из Великобритании и США, шли через Сен-Назер и Бордо.

4 декабря 1917г. в Ставке GHQ во Франции прошла конференция по будущему тяжелому танку - Mk VIII. В целом, спецификация на новый танк включала в себя следующие характеристики: масса 38,8 – 39,5 тонн; мощность двигателя 300 л.с. (220 кВт); ширина преодолеваемых препятствий 4,3 м (14 футов). Проектирование проводилось под руководством комитета, возглавляемого Альбетом Стерном и майором Джеймсом Дрейном (James A.Drain, офицер при штабе генерала Першинга). Также в разработке танка приняли участие майор Алден (США) и Eustace Tennyson dEyncourt из британского MWSD, а также капитан Грин из британского Танкового корпуса.

В декабре Черчилль одобрил план по созданию и производству совместной тяжелой машины, тогда же был аннулирован заказ на производство для нужд американской армии танков Mk VI. Тип Mk VIII становился стандартизированным оружием союзников.

19 января 1918г. министр иностранных дел Великобритании Артура Бальфура и посол США Уолтер Hines Page подписали официальный договор о разработке и производстве тяжелого танка Mk VIII. В договоре в мельчайших подробностях прописывали производственную программу. До конца 1918г. запланировали произвести 1500 танков Mk VIII с достижением уровня сборки 300 машин в месяц (в некоторых англоязычных источниках пишут, что максимальная мощность предприятия должна была составлять 1200 танков в месяц). Из США должны были поставляться: двигатели, радиаторы, вентиляторы, трубопроводы, глушители, агрегаты трансмиссии (карданные валы, передачи, коробки передач) и электрооборудования (освещение, динамо, батареи), гусеничные цепи (гусеничные звенья и штифты;), детали ходовой части (тормоза, роликовые звездочки и управление тормозом, звездочки задних колес, ступицы и валы, легкие шпиндели и втулки, опорные катки). На долю англичан приходилось: бронеплиты, элементы конструкции корпуса, башмаки для траков, орудийные и пулеметные установки, боеукладки, боеприпасы. Танк получил название «Интернэшнл» (The International – «Международный») или «Либерти» (Liberty – по марке двигателя). Стоимость одного серийного экземпляра оценивалась в 5 тыс. фунтов.  

Французы рассчитывали не только получить позже завод, но и часть тяжелых танков (700 шт.), хотя американцы и англичане не очень стремились делиться новыми танками с французами.

К июлю 1918г. стало очевидно, что строительство американского завода во Франции затягивается – британские подрядчики не справлялись. Только в октябре 1918г. возвели мастерские (по другим сведениям, завод был построен в ноябре 1918г.). Кроме того, американцы не смогли быстро организовать производство двигателей, а британская промышленность с большим напряжением выполняла собственную программу. В результате, американцы решили строить 1500 машин в рамках собственной танковой программы на территории США, что выглядело малореалистично, например, ввиду отсутствия в США танкового пулеметного и артиллерийского вооружения, а англичане решили самостоятельно построить 1450 Mk VIII, используя свои двигатели.

На деле все вышло гораздо скромнее.

В июле британцы своими силами («Норс Бритиш Локомтив» в Глазго) построили корпус прототипа из неброневой стали (- возможно, имелась и ходовая часть) и отправили его в Америку - планировалось, что дальнейшая сборка прототипа будет происходить в США с применением американских комплектующих.

Прибывший в июле морем из Британии неброневой (из мягкой стали) корпус прототипа Mk VIII требовал ручной сборки - на территории Америки массово не производились танковые детали. Поскольку ни двигатель, ни трансмиссия ещё не были готовы, их пришлось заказывать на фирме Locomobile Automobile Company in Bridgeport, Connecticut (по другим сведениям, на прототипе устанавливался английский двигатель Rolls-Royce). Сборка прототипа без вооружения (были установлены муляжи пушек, вроде бы позже на прототипе были установлены пулеметы «Гочкис» - единственный американский Mk VIII с пулеметами этой системы) была завершена 28 (некоторые пишут, 29) сентября 1918г. (Рис.1)

 

Рис.1 – Первый прототип Mk VIII, 29 сентября 1918г.

 

 Уложиться в требуемые 30 тонн не удалось, но армейское командование находилось под столь сильным впечатлением, что превышение лимита почти на 30% посчитали вполне приемлемым.

31-го октября (по другим сведениям, 31 сентября) прототип танка прибыл на полигон. На испытаниях, проведенных в первую неделю ноября 1918 года, присутствовало два офицера из англо-американской комиссии – майор Холден (Holden) и лейтенант Робертсон (Robertson), которым предстояло дать оценку MkVIII на предмет его боевого применения. (Рис.2)

 

Первый танк MkVIII

Рис.2 - Англо-американская комиссия около первого прототипа Mk VIII в США, октябрь-ноябрь 1918г.

 

Исходя из рапорта, который был предоставлен американским военным департаментом Стерну, все тесты танк прошел успешно. В отчете было сказано буквально следующее: «…не имеет конструктивных дефектов. Машина развивает 6 миль в час на последней передаче, имеет достаточную мощность для преодоления препятствий. Несколько раз преодолевалась 13 фунтовая траншея. В ходе тестов проблем с двигателем не возникало». (Рис.3)

 

Рис.3 – Испытания прототипа Mk VIII, ноябрь 1918г.

 

Из недостатков отметили лишь не очень хорошую работу органов управления и перегрев высокомощной силовой установки. В плане ходовых качеств Mk.VIII превзошел более ранние модели, главным образом, за счет модернизированной ходовой части – теперь танк мог преодолевать рвы и траншеи шириной 4,88 метра, что было даже больше, чем предусматривалось в техническом задании. При длине 10,43 метра полный радиус разворота составил всего 12 метров, а максимальная скорость при движении по дорогам с твердым покрытием доходила до 8,9 км/ч. Вместе с тем, двигатель Mk.VIII оказался довольно прожорливым, потребляя 0,25 галлона бензина на 1 милю, так что дальность хода не превышала 68 км.

Официальные испытания были признаны успешными, но война в Европе уже завершилась. Тем не менее, американцы приняли решение построить 100 машин Mk VIII.

Что же представляла из себя эта машина, признанная многими вершиной тяжелого ромбовидного танка.

Принято считать, что конструкция тяжёлого танка Mk.VIII была агрегацией всего лучшего, что удалось собрать в процессе проектирования и эксплуатации английских ромбов. По ряду родовых признаков (удлинение корпуса, смещение силовой установки к корме) его отдаленным прототипом – некой отправной точкой при начале проектирования - мог выступить проект Mk.V, предложенный вроде бы Триттоном (Рис.4) в июне-июле 1917г., но не пошедший в серию.

 

Рис.4 – Деревянный макет Mk V «Триттона», 23 июня 1917г.

 

Ходовая часть нового танка (Рис.5) сохранила общую схожесть с более ранними вариантами ромбовидных танков, но обладала более высокими показателями проходимости по местности.

 

mk8_draw[1]

Рис.5 – Mk VIII в проекциях.

 

Применительно на один борт она включала 29 опорных катков с блокированной подвеской, один натяжной верхний ролик, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Траки изготавливались из броневой стали. Ширину гусеничного трака, по сравнению с Mk.V, увеличили до 673 мм, шаг трака – 283 мм. Каждая гусеница состояла из 78 траков. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась специальными направляющими полозьями. Нижнюю ветвь гусеницы спрямили и максимально вытянули, дабы увеличить проходимость и ширину перекрываемого рва, передние обводы гусеничного хода скруглили – такое решение, видимо, почерпнуто из схемы «Тэдпол». Таким образом, удельное давление на грунт было невелико, так что проходимость заметно улучшилась, но при этом уменьшилась поворотливость танка.

Корпус танка собирался из листов катаной броневой стали на металлическом каркасе при помощи болтов и заклёпок. Помимо удлинения корпуса разработчики решили уменьшить лобовую проекцию, что было немаловажно, учитывая высокую плотность огня на переднем крае фронта. Даже, учитывая ширину гусениц и спонсонов, она не превышала теперь 3,66 метра – для сравнения, полная ширина танка Mk.V составляла 4,10 метра. Основная часть бронелистов соединялась под прямыми углами. Небольшой наклон получила только крыша моторно-трансмиссионного отделения, передние бронеплиты днища и два лобовых бронелиста, образовывавших фирменный для ромбовидных танков клин. Бронирование выглядело следующим образом: надстройка - 16 мм; лоб корпуса (верх) - 12 мм; лоб корпуса (низ) - 9,9 мм; борт корпуса - 12 мм; корма корпуса - 12 мм; спонсоны - 12 мм; крыша - 6,1 мм; днище - 6,1 - 7,8 мм.

В передней части корпуса находились органы управления танком и место для водителя. (Рис.6)

 

Рис.6 – Вид на место водителя и органы управления.

 

Для улучшения обзорности над головой водителя установили небольшую надстройку с тремя смотровыми щелями. Далее располагались места командира и трех пулеметчиков, обслуживавших пулеметы, установленные в надстройке. (Рис.7)

 

 

Рис.7 - Внутренняя компоновка Mk VIII.

 

     Сама надстройка имела коробчатую форму и для обеспечения приемлемого обзора оснащалась пятью смотровыми щелями - по две с каждого борта и одна в лобовой части. Кроме того, на крыше надстройки установили небольшую командирскую башенку. На марше командир танка мог управлять движением через открытый люк в крыше надстройки, откидывавшийся вверх.

По бортам, в средней части корпуса располагались спонсоны, убиравшиеся внутрь во время транспортировки танка. Конструкция спонсонов имела достаточно сложную форму – разработчики попытались уменьшить их габариты без ущерба для комфортной работы экипажа и сохранении максимального угла наведения орудий по горизонту, что отчасти получилось. Внутри них находились места для двух артиллеристов, за которыми разместили место для моториста.

Моторно-трансмиссионный отсек занимал почти 50% длины корпуса и размещался на корме. (Рис.8)

 

Рис.8 – Моторно-трансмиссионный отсек Mk VIII.

 

 Одним из главных отличий стало внедрение перегородки между МТО и боевым отсеком, что положительно сказалось на работе танкистов. В силовом отделении за сдвижной перегородкой разместили инженера-механика для наблюдения за двигателем и трансмиссией. В обитаемом отделении установили вентиляторы, поддерживавшие давление несколько выше атмосферного - первый случай введения в танке «избыточного давления» для защиты экипажа от газов, снижения уровня шума и температуры, уменьшения опасности возникновения пожара.

В отличие от английских аналогов, на американских танках устанавливались двигатели Liberti, отсюда, в обозначении американского Mk VIII появляется слово Liberti - Heavy Tank Mk VIII Liberty. Авиационный 12-цилиндровый бензиновый двигатель Liberty имел мощность 338 л.с. при 1400 об/мин. (Рис.9)

 

Рис.9 – Двигатель Liberty.

 

Эта силовая установка была интересна тем, что имела два отдельных распределительных вала для каждой 6-цилиндровой секции с верхним расположением клапанов. Рядом монтировалась система охлаждения с вентиляторами и водяной помпой, карбюратор Zenith и система зажигания Delco. Топливо находилось в трех баках общим объёмом 200 галлонов (757,25 литра, пишут также, что запас топлива составлял 920-1100 л.) и подавалось к двигателю при помощи отдельного насоса. Передача мощности от двигателя осуществлялась через трансмиссию с редуктором и планетарной коробкой передач, обеспечивавшей две скорости движения вперед и две скорости заднего хода. (Рис.10)

 

Рис.10 – Двигатель и трансмиссия Heavy Tank Mk VIII Liberty.

 

Двухступенчатая коробка скоростей Вильсона состояла из двух последовательно включаемых планетарных передач, давала две скорости вперед и две (- ?) назад, но не требовала остановки при их переключении. Скорости переднего хода - от 2,1 до 7,9 км/ч, заднего хода – 2,1 км/ч. Двухступенчатыми сделали и ПМП. Две скорости вращения каждого ведущего колеса позволяли производить поворот торможением гусеницы одного борта или за счет разности скоростей перематывания гусениц. Увеличение удельной мощности двигателя и КПД трансмиссии способствовало повышению подвижности танка. Выводной вал коробки передавал вращение на два поперечных вала, которые через цепи Галля и бортовые передачи приводили ведущие колеса. Между цепями разместили бензобаки, отделив их от двигателя металлическими перегородками. Общий запас топлива – 902 л. Управление танком водитель осуществлял с помощью только двух рычагов и педали, но это требовало немалых физических усилий.

Радиостанция на танках Mk.VIII не устанавливалась. Связь внутри танка была налажена только между командиром и водителем через переговорную трубу - интерком (танкофон). В проекте Mk VIII оборудовался семафором на рубке, но на серийные танки его не ставили.

Лампы освещения, насосы и вентиляторы получали энергию от электросети напряжением 12В.

Mk.VIII, согласно ТТЗ, проектировались и строились только в варианте «самец».

Основное вооружение танков Mk.VIII состояло из двух 57-мм орудий, установленных на тумбах в спонсонах. (Рис.11)

 

 

Рис.11 – 57-мм орудия в спонсонах.

 

 Наведение орудий по горизонту составляло в пределах 100°, что было очень приличным показателем. Боекомплект из 208 выстрелов размещался в укладке под тумбами, в нишах спонсонов и в боевом отделении под надстройкой. (Рис.12)

 

Рис.12 – Орудие и боеукладка в спонсоне.

 

 Легкое стрелковое вооружение состояло из пяти 7,62-мм пулеметов М1919 «Браунинг» воздушного охлаждения (собственно, этот пулемет и разрабатывался для установки на танки), с дополнительным бронекожухом и мешком для сбора стреляных гильз. (Рис.13)

 

Рис.13 – Танковый пулемет «Браунинг».

 

 Три пулемета размещалось в надстройке (два спереди и один сзади) и два в бортовых дверях корпуса. Общий боезапас для пулеметов – 15100 патронов.

В американском варианте экипаж Mk.VIII составил 10 (пишут также 11) человек: командир, водитель, стрелки и заряжающие для каждого орудия, пулеметчики и инженер-механик. (Рис.14)

 

Рис.14 – Экипаж Mk.VIII проникает внутрь боевой машины.

 

Масса машины составляла 39400 кг при габаритах по длине – 10430 мм; по ширине – 3658 мм; по высоте – 3124 мм. Клиренс – 528 мм.

Машина развила скорость по дороге 8,9 км/ч. Запас хода по шоссе 68 км.

Несмотря на проведенные работы по улучшению боеспособности танка, так и не решенной оставалась проблема общей защищенности. Лобовое бронирование толщиной в 12-16 мм защищало только от ружейно-пулеметного огня и совершенно не спасало от огня полевой артиллерии. Для конструкции танка Mk.VIII наращивание толщины бронирования означало только одно – увеличение давления на грунт и ухудшение ходовых качеств танка, вследствие чего бронирование оказалось слабым. Единственное, что смогли сделать для улучшения пулестойкости бронелистов, это применить усиливающие накладные полосы в местах их стыков. Поэтому был сделан вывод, что танк прорыва должен обойтись противопульной бронёй и брать, скорее, количеством.

Производство и служба Mk VIII Liberty.

В 1919г. американцы закупили в Британии 100 комплектов деталей для корпуса, которые англичане успели произвести до конца войны. Все поступившие от англичан комплекты узлов и деталей доставили в арсенал Рок Айлэнд (штат Иллинойс).  Заказ на сборку корпусов и дальнейшее производство танков (по 35 000$ за штуку, по другим сведениям, 85000$ в ценах 1919 года) разместили на Rock Island Arsenal, где с июля 1919 по июнь 1920гг. все американские Mk VIII и были произведены. (Рис.15)

 

     

Рис.15 – Сборка танков Mk VIII на Рок-Айлендском арсенале, 1919-1920гг.

 

Постепенно, все танки Mk VIII Liberty поступили на вооружение 67 танкового полка (тяжелая группа Армии США). (Рис. 16, Рис.17)

 

 

Рис.16 - Mk VIII Liberty.

 

    

Рис.17 – База тяжелых танков.

 

В боевой обстановке танкам Mk VIII Liberty проявить себя не пришлось, но машины активно использовались американской армией на маневрах с 1920г. по 1932г. При этом техническое состояние всех машин поддерживалось на высоком уровне. (Рис.18)

 

Рис.18 – Тяжелые танки Mk VIII Liberty на маневрах, 1920-1932гг.

 

Танки Mk.VIII также служили базой для разнообразных опытов и экспериментов.

На одном танке в экспериментальном порядке был установлен стробоскопический купол с круговым вращением (видимо, по аналогии с французским танком 2С).  (Рис.19)

 

Рис.19 - Экземпляр Mk VIII Liberty со стробоскопической башенкой.

 

    Преимущества этого нововведения, казалось, были налицо, однако сама установка вышла неудачной и от её использования отказались.

Когда танки начали стареть, возникла проблема утечек в штатной системе охлаждения двигателя. На одном из танков опробовали новую систему внутренней и внешней вентиляции (- видимо, неточность перевода – более вероятно, что речь идет о системе внутреннего и внешнего охлаждения двигателя), система разработана фирмой Heat Controlled Motor Company из Миннеаполиса. Испытания прошли успешно, но система оказалась очень дорогостоящей, и средств на её внедрение так и не выделили. Говорят, что танк с этой системой охлаждения сохранился до нашего времени.

На танках данного типа испытывались также варианты органов управления с гидро- или пневмоусилителями.

 Эксплуатация танков Mk.VIII в армии США завершилась в 1932 году. Снятые с вооружения танки постепенно разукомплектовывались и отправлялись на временную стоянку в Абердине, штат Мэриленд (иное название – Абердинское танковое кладбище), где с течением времени их планировали полностью разобрать.  (Рис.20)

 

Рис.20 – Танки Mk VIII Liberty на хранении, 1932-1940гг.

 

Осенью 1939г., после вступления Великобритании во Вторую мировую войну, старыми американскими танками заинтересовались канадские соседи, понимая, что метрополия вовлечет свой доминион в боевые действия в Европе.

Пока разворачивалось производство танков на местных предприятиях, руководство канадской армии решило начать заранее подготовку танкистов. Для этих целей посчитали, что могут сгодиться старые американские танки. Запрос от канадской администрации включал 500 легких танков (имелись в виду 6-тонные М1917) и 98 тяжелых Mk VIII Liberty. В сентябре 1940г. представители Канады посетили танковое кладбище в Абердине, где к дальнейшей эксплуатации признали пригодными только 15 штук Mk.VIII. Впрочем, даже эти танки оказались некомплектными – у них полностью отсутствовало вооружение и часть оборудования. Иногда указывается, что на американских Mk.VIII были демонтированы спонсоны, что не является достоверным фактом.  (Рис.21)

 

Рис.21 - Mk VIII Liberty перед отправкой в Канаду, 1940г.

 

Однозначных данных о судьбе Mk.VIII в Канаде не найдено. По одним источникам, танки отправились в Fort Garry Horse, по другим – на полигон в Camp Borden. Но в любом случае, последние ромбы, переданные Канаде, использовались только для тренировок механиков-водителей.  (Рис.22)

 

Рис.22 - Mk VIII Liberty со снятым вооружением на ходу (фото1935г.).

 

В литературе встречается замечание, что в 1941г. танки Mk VIII Liberty были списаны на слом, однако не вполне понятно - эта информация относится к танкам, хранившимся на Абердинском кладбище или к танкам, прибывшим в Канаду, или это утверждение справедливо как для американских, так и для канадских тяжелых танков Mk VIII Liberty. (Рис.23, Рис.24)

 

Рис.23 – Танк Mk VIII в качестве музейного экспоната.

 

Рис.24 – На данном фото, сделанном летом 1941г. на Абердинском полигоне на заднем плане просматривается силуэт танка, похожего на Mk VIII. Ветви гусениц машины, как будто, накрыты неким настилом. На переднем плане GMC Т12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru